V.  Учись понимать эмоциональный мир своих детей

 

«О детях нельзя сказать, что они лишь когда-нибудь станут людьми, они уже сейчас - люди. Да, люди, а не куклы. Можно обратиться к их разуму

       и они ответят нам, можно обратиться к их сердцу

-                 и откликнутся. Дети являются людьми, в их душах сокрыты задатки всех тех мыслей и чувств, которы­ми обладаем и мы». Эти слова Ян\ ша Корчака учат нас уважать детские переживания, имеющие ту же ценность, что и переживания любого взрослого человека. От зрелых родителей требуется уважение ко всему детскому миру чувств.

 

Уважай чувства ребёнка

Любовь к ребёнку проявляется и в уважении его чувств, в том числе тех, которые могут вызывать обеспокоенность родителей: детский гнев, страхи, зависть, обидчивость и т.п. Ребёнок нуждается в том, чтобы родители принимали и понимали все его чувства и переживания, ибо у него есть такое же право на собственные чувства, как и у взрослого. Детские чувства имеют такую же человеческую ценность и так же важны, как и чувства его родите­лей. Игнорирование, пренебрежение или попытки подавления чувств ребёнка при одновременном подчёркивании важности чувств родителей являет­ся проявлением вопиющей несправедливости по отношению к маленькому беззащитному человеку. Принимая чувства ребёнка, родители тем самым свидетельствуют ему; что мир человеческих чувств

-    чрезвычайно важен и вовсе не следует его опасать­ся, надо только научиться им управлять, а также держать собственные чувства под контролем.

 

Позволяй ребёнку выражать

свои чувства

С самых первых мгновений своего существова­ния ребёнок выражает свои эмоции и ощущения, пытаясь разобраться, принять и осознать сокры­тое в них «назначение». Если ребёнок улыбается или плачет, это своего рода сигнал, сообщение, выражающее просьбу, направленную к маме или папе. Игнорирование собственных чувств и эмоций он расценивает как знак, что его покинули, остави­ли. Малыш понимает, что его зов остаётся без отве­та, и чувствует себя одиноким.

Дети очень естественно выражают, как свои положительные эмоции - радость, удовольствие, симпатию, любовь, так и отрицательные - злость, гнев, страх, зависть. Спонтанность детскихчувств

-     это великий дар. Он даёт родителям возможность узнать, чем живёт малыш, и позволяет наладить с ним контакт. Родители должны беседовать с детьми об их внутренних переживаниях. Если папа и мама принимают и уважают чувства ребёнка, это позволя­ет ему сохранить естественность, спонтанность и яркость эмоциональных реакций не только в ран­нем детстве, но также в юности и взрослой жизни.

 

Учись властвовать над чувствами

Уважать и принимать эмоции ребёнка вовсе не означает восхищаться ими. Детские эмоции далеко не всегда зависят только от малыша и потому не являются ни его заслугой, ни его виной. Уважение к чувствам ребёнка не может сводиться к слепому поощрению неправильных поступков, продиктованных его эмоциями. Дети должны понимать, что принятие собственных чувств одновременно требует управления и властвования над ними. Когда ребёнка охватыва­ет вихрь внезапных чувств, с которыми он не может справиться, самым лучшим способом успокоить бурлящие эмоции может стать беседа, в процессе которой он может их выговорить.

Часто лишь в таком озвучивании чувств можно разобраться в них и понять: бурные эмоции успокаиваются, когда появляется возможность излить их надёжному человеку, тогда овладеть ими становится намного легче. Родители должны очень внимательно выслушивать детей, когда те хотят излить им свои переживания.

 

Сочувствуй детям

Особенно близким, заботливым и понимаю­щим отец должен быть в ситуациях, когда ребёнку очень трудно: во время болезни, в школьных неудачах, разочарованиях, унынии, грусти, при потере близкого человека, в моменты, когда его отвергают ровесники. Когда дитя страдает, одного только пассивного присутствия родителей недостаточно: необходимо активное выражение сострадания.

Материнское сочувствие несколько отличает­ся от отцовского. В трудные моменты мама, преж­де всего, дарит ребёнку много тепла и сердечнос­ти. Её сочувствие исполнено жалости: она всем сердцем хотела бы уберечь чадо не только от страдания, но и от любых трудностей и усилий. Если мама слишком уж сострадает ребёнку; он чрезмерно сосредоточивается на собственном страдании, погружается в его глубины, всё более и более жалея себя. Именно поэтому материнское сочувствие непременно должно быть дополнено и уравновешено сочувствием отца.

Присутствие отца рядом с ребёнком в минуты его страданий может быть менее тёплым и эмоциональным, зато у него - много преимуществ, которые помогают преодолевать жизненные трудности. Будучи более уравновешенным как относительно собственных, так и детских эмо­ций, отец может показать ребёнку необходимость внутренних усилий, направленных на преодоле­ние излишней концентрации на себе и своём страдании.

Таким образом, отец может учить своего ребёнка мужественно переживать страдания. Это очень полезная школа преодоления избыточной концентрации на собственных ощущениях, а также необходимости думать о других. Если ре­бёнок хотя бы в минимальной степени сможет отвлечься от сосредоточенности на собственных страданиях, скорее всего в будущем он сможет преодолеть себя и в моменты эмоциональных бурь. Трудные минуты в жизни ребёнка могут стать хорошим поводом установить более тесный контакт с родителями, восполнить недостаток дружеских и доверительных отношений.