VIII
. Вводи своих
детей в духовную жизнь
Детям свойственна
необыкновенная открытость и восприимчивость на все сферы
человеческой деятельности, в том числе и на сферу духовности.
Они совершенно неосознанно постигают религиозный и духовный
опыт, и хотя их духовная жизнь только начинает развиваться, она
- вполне аутентична. Нередко дети обладают очень глубоким
духовным опытом.
Духовная
восприимчивость детей
Родители не всегда
осознают необычную духовную открытость и восприимчивость
детей. Для ребёнка мир духовной и религиозной действительности
- что-то совершенно естественное и непреложное. Самые трудные
истины веры малыш доверчиво принимает как нечто само собой
разумеющееся. Но это возможно только при одном условии: ребёнок
должен быть свидетелем такой же открытости своих родителей в
духовной области.
Разумеется,
маленький ребёнок ещё не способен к твёрдой самостоятельной
вере, он может лишь участвовать и отождествлять себя с верой
любящих его родителей. И хотя детская вера не является зрелой и
сформировавшейся, однако она истинна. Её аутентичность обычно
проявляется в детстве и юности. Многие подростки, как девочки,
так и мальчики, часто живут глубокой духовной жизнью. Даже если
случается, что в отрочестве их вера на какое-то время может
ослабнуть, всё же, становясь взрослыми, они возвращаются к
опыту религиозной жизни, вынесенному из родительского
дома.
Иисус был весьма
категоричен к Своим ученикам, которые не позволяли детям
приблизиться к Нему: «Пустите детей приходить ко Мне и не
препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк 10,
14). В наши дни подобное замечание следовало бы сделать тем
родителям, которые пренебрежительно, а иногда даже иронично
относятся к духовным запросам своих детей. Нередко родители
не скрывают от детей собственные обиды на Бога, Церковь или
священников. Подобное поведение взрослых оказывает
чрезвычайно вредное воздействие на ребёнка, ибо омрачает и
искажает его духовный опыт
Духовность
зерна
Духовность
маленького ребёнка - это духовность зерна, ожидающего
своего развития. Малыш нуждается в почве, которой для него
является вера его родителей. Чтобы активизировать и
претворить в жизнь духовную открытость и восприимчивость,
ребёнку необходима духовная атмосфера, созданная
родителями. Подобно тому; как малыш учится ходить и
говорить, он постепенно делает свои первые шаги в духовной
жизни, включаясь в духовность отца и матери. Если бы
родители не разговаривали с ребёнком, он не смог бы
научиться говорить, и с детства был бы инвалидом. То же
самое происходит и с духовной жизнью: если у малыша нет
возможности участвовать в религиозной жизни своих родителей,
из детства он выходит в жизнь своего рода инвалидом. Его
необыкновенная открытость и чуткость в сфере духовности
остаётся невостребованной, нереализованной,
загубленной.
Уважай
детскую свободу
в
религиозных делах
Родители не должны
лишать детей свободы, принуждая их к молитве или исполнению
каких-либо иных религиозных практик. Если ребёнок не хочет
молиться, следует внимательно проанализировать, почему он
так поступает, ведь не секрет, что довольно часто нежелание
молиться рождается из-за конфликтов в семье. Требование
или навязывание молитвы мешает ребёнку постигать ценность
духовной жизни. Приобщать детей к молитве родителям следует,
прежде всего, личным примером. Обычно у ребёнка нет никаких
проблем с молитвой, если они видят молящихся родителей.
Самых же младших ребят необходимо приглашать к общей
молитве.
Общая молитва в
семейном кругу, и - хотя бы время от времени - общее
посещение церкви для детей может стать важным свидетельством
единства веры. В таких случаях вера переживается ребёнком не
как личное дело каждого из членов семьи, но как нечто,
объединяющее и претворяющее семью в общину; где каждый даёт
друг другу взаимное свидетельство.
Значение
отцовского
свидетельства
веры сыну
Отцовское
свидетельство веры в жизни сына играет огромную роль. Если
отец безразличен к религии и считает, что детским
воспитанием в этой сфере должна заниматься мать, все
дела, связанные с религией, подрастающий мальчик может
отнести к женским обязанностям. Пытаясь обрести собственную
тождественность в личности отца, сын воспринимает его
равнодушие к религии как своеобразный признак
мужественности. Религиозность отца - огромный дар для
подрастающего сына.
Вот прекрасный
тому пример: «После смерти матери, а вскоре - после смерти
моего старшего брата, - мы с отцом остались вдвоём. У меня была
возможность наблюдать его повседневную жизнь, которая вовсе не
была лёгкой. Когда отец овдовел, его жизнь стала жизнью
непрерывной молитвы. Нередко мне приходилось просыпаться
ночами, и каждый раз я заставал отца молящимся на коленях,
таким же, каким я всегда видел его в приходской церкви», -
вспоминает Иоанн Павел II.
Отцовство,
переживаемое в духе веры, выражается в том, что отец допускает
своего ребёнка к участию в познании Бога, которым живёт сам в
повседневной жизни. Это происходит спонтанно, не по заданному
плану. Совершенно естественно и непринуждённо отец делится тем,
что ему дорого и чем наполнена его жизнь. Отцовская вера
проникает в жизнь ребёнка.

|