VIII . Вводи своих детей в духовную жизнь

 

Детям свойственна необыкновенная откры­тость и восприимчивость на все сферы человечес­кой деятельности, в том числе и на сферу духовности. Они совершенно неосознанно постига­ют религиозный и духовный опыт, и хотя их духовная жизнь только начинает развиваться, она - вполне аутентична. Нередко дети обладают очень глубоким духовным опытом.

 

Духовная восприимчивость детей

Родители не всегда осознают необычную духовную открытость и восприимчивость де­тей. Для ребёнка мир духовной и религиозной действительности - что-то совершенно естествен­ное и непреложное. Самые трудные истины веры малыш доверчиво принимает как нечто само собой разумеющееся. Но это возможно только при одном условии: ребёнок должен быть свидетелем такой же открытости своих родителей в духовной области.

Разумеется, маленький ребёнок ещё не спосо­бен к твёрдой самостоятельной вере, он может лишь участвовать и отождествлять себя с верой любящих его родителей. И хотя детская вера не является зрелой и сформировавшейся, однако она истинна. Её аутентичность обычно проявляется в детстве и юности. Многие подростки, как девочки, так и мальчики, часто живут глубокой духовной жизнью. Даже если случается, что в отрочестве их вера на какое-то время может ослабнуть, всё же, становясь взрослыми, они возвращаются к опыту религиозной жизни, вынесенному из родительс­кого дома.

Иисус был весьма категоричен к Своим ученикам, которые не позволяли детям приблизить­ся к Нему: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царст­вие Божие» (Мк 10, 14). В наши дни подобное замечание следовало бы сделать тем родителям, которые пренебрежительно, а иногда даже иронич­но относятся к духовным запросам своих детей. Нередко родители не скрывают от детей собствен­ные обиды на Бога, Церковь или священников. Подобное поведение взрослых оказывает чрезвы­чайно вредное воздействие на ребёнка, ибо омрачает и искажает его духовный опыт

 

Духовность зерна

Духовность маленького ребёнка - это духов­ность зерна, ожидающего своего развития. Малыш нуждается в почве, которой для него является вера его родителей. Чтобы активизировать и претворить в жизнь духовную открытость и восприимчивость, ребёнку необходима духовная атмосфера, создан­ная родителями. Подобно тому; как малыш учится ходить и говорить, он постепенно делает свои первые шаги в духовной жизни, включаясь в духовность отца и матери. Если бы родители не разговаривали с ребёнком, он не смог бы научиться говорить, и с детства был бы инвалидом. То же самое происходит и с духовной жизнью: если у малыша нет возможности участвовать в религиозной жизни своих родителей, из детства он выходит в жизнь своего рода инвалидом. Его необыкновенная открытость и чуткость в сфере духовности остаётся невостребованной, нереализованной, загублен­ной.

 

Уважай детскую свободу

в религиозных делах

Родители не должны лишать детей свободы, принуждая их к молитве или исполнению каких-либо иных религиозных практик. Если ребёнок не хочет молиться, следует внимательно проанализировать, почему он так поступает, ведь не секрет, что довольно часто нежелание молить­ся рождается из-за конфликтов в семье. Требова­ние или навязывание молитвы мешает ребёнку постигать ценность духовной жизни. Приобщать детей к молитве родителям следует, прежде всего, личным примером. Обычно у ребёнка нет никаких проблем с молитвой, если они видят молящихся родителей. Самых же младших ребят необходимо приглашать к общей молитве.

Общая молитва в семейном кругу, и - хотя бы время от времени - общее посещение церкви для детей может стать важным свидетельством единства веры. В таких случаях вера переживается ребёнком не как личное дело каждого из членов семьи, но как нечто, объединяющее и претворяющее семью в общину; где каждый даёт друг другу взаимное свидетельство.

 

Значение отцовского

свидетельства веры сыну

Отцовское свидетельство веры в жизни сына играет огромную роль. Если отец безразличен к религии и считает, что детским воспитанием в этой сфере должна заниматься мать, все дела, связанные с религией, подрастающий мальчик может отнести к женским обязанностям. Пытаясь обрести собственную тождествен­ность в личности отца, сын воспринимает его равнодушие к религии как своеобразный признак мужественности. Религиозность отца - огромный дар для подрастающего сына.

Вот прекрасный тому пример: «После смерти матери, а вскоре - после смерти моего старшего брата, - мы с отцом остались вдвоём. У меня была возможность наблюдать его повседневную жизнь, которая вовсе не была лёгкой. Когда отец овдовел, его жизнь стала жизнью непрерывной молитвы. Нередко мне приходилось просыпаться ночами, и каждый раз я заставал отца молящимся на коленях, таким же, каким я всегда видел его в приходской церкви», - вспоминает Иоанн Павел II.

Отцовство, переживаемое в духе веры, выражается в том, что отец допускает своего ребёнка к участию в познании Бога, которым живёт сам в повседневной жизни. Это происходит спонтанно, не по заданному плану. Совершенно естественно и непринуждённо отец делится тем, что ему дорого и чем наполнена его жизнь. Отцовская вера проникает в жизнь ребёнка.