VII
. Готовь своих
детей к жизни в свободе
Свобода - вовсе не
абстрактное понятие, за которым зияет пустота. Свобода - это
существенный элемент любви. Поскольку родители любят
собственных детей, то не только должны относиться к ним в духе
свободы, но и готовить их к свободе. Опасение, что дети могут
ею злоупотреблять, не даёт родителям права несправедливо
ограничивать детскую свободу.
Свобода в
семье
Семья - это первая
школа свободы. В семье человек получает любовь, а также
постепенно учится пользоваться свободой. Подготовка детей к
жизни в свободе тесно связана с взаимной любовью между
родителями и любовью отца и матери к детям. В семьях, где нет
жертвенной супружеской и родительской любви, будет подорвано и
воспитание свободы.
Если нет единства
между свободой и любовью, нередко за свободу принимается нечто,
на самом деле являющееся её злоупотреблением. Это ведёт к
негативному использованию свободы, к произволу и деструкции.
Злоупотребление свободой больно бьёт по браку и семье, и, кроме
того, всегда связано с огромным злом, причиняемым
детям.
Искажённое
понимание свободы и злоупотребление ею чаще всего берёт своё
начало в тех семьях, где нет любви. Если между родителями нет
свободы и жертвенной любви, дети получают такой объём свободы,
с которым они не в состоянии справиться, или, наоборот, лишены
той свободы, которая необходима им для их формирования. Если
ребёнок не чувствует себя любимым, он по- настоящему не поймёт
сути свободы и не сумеет соответствующим образом ею
пользоваться.
Считайся с
доброй волей ребёнка
Дети легко
воспринимают требования и запреты родителей, если те считаются
с их доброй волей. Однако если на детей оказывается хотя бы
малейшее давление, они реагируют внутренним бунтом. Применение
к детям насилия не может быть оправдано никакими, пусть даже
самыми лучшими намерениями отца или матери. Если родители хотят
воспитать зрелого человека, они должны предоставлять ребёнку
определённый объём свободы, соответственный его возрасту и
развитию.
Родителям следует
внимательно и в то же время доброжелательно и с пониманием
следить за тем, как ребёнок распоряжается предоставленным ему
объёмом свободы. Дитя может учиться пользоваться собственной
свободой на мелких ошибках. Если же родители начинают
ограничивать предоставленную ребёнку свободу из-за допускаемых
им промахов, он воспринимает это как знак недоверия ему. В
случаях, если чадо начинает злоупотреблять свободой, родители
должны искренне, спокойно и корректно побеседовать с ним. В
некоторых случаях молодой человек может понести ответственность
за собственные злоупотребления, однако лишь в том объёме, в
каком это для него возможно. Только так он может научиться
тому, что свобода - не произвол, она сопряжена с принятием
ответственности за себя и доверенные ему
дела.
Невозможно
проявлять родительскую любовь, если не относиться с уважением к
детской свободе. Если в жестах любви не было бы свободы, тогда
они выглядели бы как проявления родительского господства, или
страха за себя, или желания угодить ребёнку. Всё, что родители
дают детям, должно быть пронизано духом свободы. Дети,
воспитанные в атмосфере требований и директив, отличаются
недоверием, а когда подрастают, понимают свободу, прежде всего,
как долгожданное избавление от необходимости быть послушными,
как возможность тотального разрушения всевозможных препятствий,
которые были воздвигнуты различными авторитетами: отца и
матери, школы и государства, религии и морали. Разумеется,
объём свободы, предоставляемый ребёнку, всегда ограничен, и
ограничения эти продиктованы вовсе не страхом, просто чадо не в
состоянии справиться с бременем ответственности и в полной мере
нести тяготы жизни.
Атмосфера
свободы
Настоящая встреча
и истинный диалог родителей с ребёнком может произойти только в
обстановке свободы, взаимного уважения и полного доверия.
Атмосфера доверия и свободы способствует тому, что ребёнок
подсознательно принимает, как собственные, все те ценности,
которые его родители считают столь важными. Свобода и доверие
между родителями и детьми влияет на преобразование
зависимости, основанной на авторитете, во
взаимоотношение партнёрства, братства и дружбы. Отец и мать не
являются господами своего ребёнка, он - вовсе не их
собственность. Будучи во многом от них зависим, маленький
человек - это автономное существо, по отношению к которому
родители лишь исполняют служебную роль. Каждый из них для
своего ребёнка - старший брат или сестра в вере. А поскольку
малыш не является собственностью родителей, они не могут
целиком и полностью распоряжаться его свободой. Если родители
не учитывают желаний, потребностей и чувств ребёнка, их
действия всегда будут восприниматься им как злоупотребление
родительской властью.
Если же отец и
мать уважают детскую свободу и считаются с нею, дети
относительно быстро начинают понимать, что свобода заключается
не в том, чтобы делать всё, что человеку заблагорассудится. Она
не является «поводом к угождению плоти», как раз наоборот,
выражается в послушании и служении друг другу с любовью (ср.
Гал 5, 13). Там, где нет послушания и истинной жертвенной любви
и служения, нельзя говорить и о свободе. Она существует не в
пустоте, а в отношениях взаимного доверия, самопожертвования и
любви.

|