IX . Передай детям свой родительский ритм жизни

   

Жизнь диктует необходимость определённой стабилизации, регулярности в повседневных делах и занятиях. Такая же стабильность и регулярность требуется в семейной жизни и в воспитании детей. Для детей крайне важен чёткий режим жизни: ежедневный, еженедельный, ежемесячный, годовой, ритм каждого возрастного этапа.

Учитывая постоянный недостаток времени и возрастающий темп жизни, установление чёткого режима семейной жизни требует от родителей сознательного включения и известных усилий, поскольку некий установленный регламент значительно облегчает жизнь всем - и родителям, и детям, - а семейная жизнь становится более спокой­ной и гармоничной.

Ребёнок без труда адаптируется к стабильному жизненному ритму; лежащему в основе чувства уверенности и незыблемости. Он становится для детей чем-то естественным настолько, что они порой сами требуют от родителей придерживаться выработанной ими чёткой программы дня.

Что такое ритм семейной жизни?

Ритм семейной жизни в равной степени касает­ся как важных, так и простейших дел. Утренний подъём, выход из дома в школу и на работу, совместные трапезы, время учёбы, молитва, прогулки, работа по дому; визиты к родственникам, общение с друзьями и т.д. Стабильный ритм семейной жизни также касается и дел, имеющих значение, как для каждого отдельного члена семьи, так и общих для всех: празднование дней рожде­ния, именин, годовщин бракосочетания, первого Причастия, религиозных праздников, окончания учебного года, народных и государственных празд­ников, годовщин смерти близких и т.п.

Однако традиционный режим семейной жизни не должен быть незыблемым, раз и навсегда установленным, ибо для детей это было бы тягост­но. Кроме того, своеобразный регламент вовсе не стоит превращать в ритуалы, сковывающие и создающие некие ограничения. Установление семейного режима и распорядка требует определён­ного искусства соединять свободу с подчинением устойчивым правилам родственного сообщества.

Дети относительно легко подчиняются рит­му семейной жизни, если между ними и родителя­ми существует крепкая эмоциональная связь. Атмосфера взаимной доброжелательности спо­собствует тому; что дети доверчиво воспринимают тот образ жизни, который ведут родители. Пробле­ма поддержания стабильности ритма семейной жизни может возникнуть, когда подростки начинают отдавать предпочтение контактам с ровесниками, а не связям с родителями. Однако это скоро проходит. Отношения с родителями и родственниками, а также сила традиции, в конце концов, одерживает верх.

 

Будни ребёнка

Если в семье не установлен чёткий ежедневный режим, родители вынуждены вести постоянную борьбу с детьми за каждое действие: их присутствие на совместных трапезах, своевремен­ное возвращение домой, наведение порядка в квартире, ежедневные молитвы, отход ко сну, и т.п. Если в семье не установлен стабильный ритм, ежедневно приходится всё начинать с начала: часы приёма пищи, время сна, просмотра телепередач, подготовки уроков, занятий по дому Чаще всего отсутствие чёткого режима в жизни ребёнка - проявление хаотического образа жизни родителей: если они не в состоянии распланировать собственный день, не смогут помочь в этом и детям, тогда всё в семье совершается нерегулярно и хаотично и жизнь превращается в одну сплошную плохо подготовленную импровизацию.

В организации будней ребёнка особенно важная роль отводится отцу. Именно он является для детей воплощением порядка и стабильности, и ребёнок может создать собственный стабильный режим жизни, руководствуясь авторитетом отца. Отец может помочь ребёнку справиться с разного рода внутренними состояниями: эмоциональной неустойчивостью, капризами, унынием, неудача­ми и разочарованиями.

 

Всё возрастающая самостоятельность

ребёнка в планировании собственной жизни

Разумеется, режим повседневной жизни должен меняться по мере того, как ребёнок подрастает, и чем старше становится, тем большее участие он будет принимать в планировании своих ежедневных занятий. В раннем детстве родители сами планируют почти весь день малыша. По мере же взросления дети становятся всё более самостоятельными в планировании своей повседневной жизни. Если в отрочестве родители постоянно бранят детей за их нерегулярный и не­правильный образ жизни, то происходит это чаще всего оттого, что планирования ежедневных дел раньше не было.

Однако детский распорядок вовсе не являет­ся изолированным, но должен органически вписываться в ритм жизни семейного сообщества. Конечно, этот распорядок не может быть слишком жёстким, он должен учитывать исключительные ситуации. Дети должны сознавать, что родители ничего не навязывают принудительно, но требуют от них лишь определённой рационализации в пла­нировании своих повседневных дел. Не отец и мать, а сама жизнь диктует ребёнку необходимость чёткого планирования.