6.  Излеченное  прошлое  -   школа  отцовства   и  материнства

 

Если  нанесенные  в  прошлом  обиды,  особенно  те,  которые  были  получены  в  детстве  и  юности,  были  хорошо  распознаны  и  пережиты  в  духе  милосердия,  прощения  и  примирения,  они  становятся  необыкновенной  школой  отцовства  и  материнства.  Если  мы  хотим  что-то  очень  дорогое,  важное  пожертвовать  собственной  семье,  общине  и  всем,  которым  мы  хотим  служить,  то  мы  не  нашли  бы  ничего  более  ценного,  чем  полное  примирение  с  самим  собой,  с  собственными  родителями  и  со  всеми  остальными  людьми,  которые  когда-либо  причиняли  нам  зло.  Тогда  мы  можем  легче  понять,  что  человек  не  является  собственностью  другого  человека  и  поэтому  не  имеет  права  кого-либо  обижать.  Пересиливая  наши  обиды  во  взаимоотношениях  с  родителями,  а  также  с  другими  людьми,  мы  лучше  понимаем,  что  наши  дети,  наши  ученики,  наши  прихожане  не  являются  «нашими».  Они  лишь  вверены  нам,  подобно  тому,  как  агнцы  были  вверены  Петру  (ср. Ин  21,  15).  Вверены  нам,  чтобы  мы  с  любовью  и  заботой  сопровождали  их  какое-то  время  в  их  пути  к  всё  более  совершенной,  самостоятельной  жизни,  наполненной  чувством  собственной  ответственности.   

Прощение  и  примирение  с  родителями  служит  также  тому,  чтобы  выполнить  существенное  условие  личной  зрелости,  поставленное  Богом  в  Книге  Бытия: Потому  оставит  человек  отца  своего  и  мать  свою,  и  прилепится  к  жене  своей;  и  будут  одна  плоть” (Быт  2,  24;  ср.  Мт  19,  5).  Реальное  эмоциональное  и  психическое  оставление  родителей  является  необходимым  условием  жизни  в  супружестве,  в  родительской  жизни,  в  жизни  в  целибате.  Оставление  родителей  заключается  не  столько  в  том,  что  человек  «отделяет»  себя  от  родителей,  но,  собственно,   оно  состоит  во  внутреннем  примирении  с  ними.

Оставление  родительского  дома  без  настоящего  внутреннего  примирения  с  родителями  является  скорее  бегством,  чем  настоящим  отходом,  о  котором  говорится  в  Библии.  Для  полноценной  самостоятельной  жизни  необходима  внутренняя  свобода  в  отношениях  с  родителями.  Многие  мужчины  и  женщины  не  в  состоянии  «оставить  отца  своего  и  мать  свою»  лишь  потому,  что  не  умеют  (но  также  и  потому,  что  не  хотят)  целиком  простить  их  и  примириться  с  ними.  Свобода  в  отношениях  с  родителями  приводит  к  тому,  что  мужчина  и  женщина  могут,  с  одной  стороны,  вполне  пользоваться  полученными  от  них  дарами,  с  другой  же  стороны  -  могут  постепенно  освобождаться  от  тех  условий,  которые  ставили  перед  ними  их  родители  при  их  воспитании  в  родительском  доме.

Оставляя  своих  родителей  так,  как  велит  это  делать  Библия,  мужчина  и  женщина  (даже  если  это  уже  взрослые  люди)  не  перестают  и  дальше  быть  детьми.  И  собственно  это  чувство,  что  ты  остаёшься  ребёнком,  является  решающим  для  дара  отцовства  и  материнства.  Путь  к  осознанию  отцовства  -  это  осознание  того,  что  ты  остаёшься  сыном.  Путь  к  материнству  -  это  осознание,  что  ты  остаёшься  дочерью.  Нет  иного  пути.  Многие  мужчины  и  женщины  утрачивают  шанс  на  истинное  отцовство  (материнство)  не  только  в  смысле  физическом,  но  также  и  духовном  только  лишь  потому,  что,  руководствуясь  болезненными  амбициями,  не  желают  принять  покорной  позиции  оставаться  ребёнком  перед  своими  родителями.

Если  из  родительского  дома  взрослые  дети  уходят  с  чувством  израненного,  болезненного  детства,  тогда  взрослый  ребёнок  должен,  прежде  всего,  учиться  быть  милосердным  и  верным  сыном  (дочерью)  для  того,  чтобы  иметь  возможность  в  дальнейшем  становиться  милосердным  отцом  (матерью).

Милосердие  и  верность  мужчины  и  женщины  имеет  лишь  один  источник:  верность  Бога  Отца.  Именно  эта  верность  является  источником  верности  к  собственным  родителям,  мужу  (жене),  к  собственным  детям  и  ко  всем,  кого  вверяет  им  Господь.