5.  Примирение  с  умершим   человеком

 

Иногда  встречаются  ситуации,  когда  человек  живёт  с  невыносимой  болью  от  осознания  того,  что  он  уже  ничего  не  может  сделать  для  умершего,  который  при  жизни  причинил  ему  много  зла  или  которому  этот  человек  сам  наносил  много  обид.  Он  уже  не  может  просить  у  умершего  о  прощении,  а  также  и  сам  не  может  жертвовать  ему  своего  прощения. Если  люди  жили  в  конфликте,  тогда  после  смерти  одного  из  них  у  человека  обычно  легко  пробуждается  болезненное  чувство  вины.  Если  это  был  глубокий  конфликт  и  длился  он  долго,  тогда  даже  может  появиться  обвинение  себя  в  смерти  этого  человека.  Это  результат  глубокого  болезненного  чувства  вины  перед  особой,  которой  уже  нет  в  живых.   

Примирение  с  человеком,  которого  уже  нет  в  живых,  будет  заключаться,  прежде  всего,  в  том,  чтобы  вновь  пережить  существовавший  ранее  конфликт  и  попытаться  посмотреть  на  него  со  всем  реализмом,  без  страха  и  чувства  вины.  То,  что  одного  из  участников  конфликта  уже  нет  в  живых,  не  увеличивает  вины  другой  стороны.  Если  человек  чувствует  себя  обвиняемым  ещё  и  «из  гроба»,  тогда это  не  что  иное,  как  проявление  болезненного  чувства  вины.  Ответственность  за  конфликт  с  умершим  не  увеличивается  и  не  уменьшается  по  причине  факта  его  смерти.  Смерть  человека  не  освобождает  живых  от  необходимости  честной  и  добросовестной  оценки  конфликта,  а  также  от  того,  чтобы  отчитаться  за  него  перед  собственной  совестью  и  перед  Богом.

Вера  в  общение  святых  указывает  человеку,  что  и  после  смерти  возможно  всё  «исправить».  Конечно  же,  иначе,  чем  в  отношениях  с  живыми  людьми,  то  есть  в  духе  веры  в  общение  святых.  Это  «исправление»  состоит,  прежде  всего,  в  том,  чтобы  примириться  с  Богом  и  с  самим  собой.  Примиряясь  с  Богом,  мы  примиряемся  также  со  всеми  людьми. 

В  процессе  примирения  с  умершим  человек  должен  строить  в  себе  то  утверждение  веры,  что  особа,  которая  отошла  к  Господу,  смотрит  на  нашу  человеческую  действительность  с  совершенно  иной  перспективы.  Умерший  первым  уже  всё  простил.  Он  теперь  «понимает»  нас  лучше,  чем  мы  сами  себя.  Понимает  также  сложившийся  конфликт,  понимает  его  источники  и  его  последствия.  Человек  может  не  столько  просить  его  о  прощении,  сколько  просить  о  его  заступничество,  чтобы  и  мы  в  свою  очередь  могли  понять  суть  сложившегося  конфликта  и  чтобы  мы  смогли  простить  ему  и  себе  самим.  Примирение  с  умершим  человеком  -  это,  прежде  всего,  примирение  с  Богом  и  самим  собой.