4.  Устойчивость  к  очередным   поранениям

 

Если  человек  простил  обиду,  делает  ли  это  его  устойчивым  к  очередным  поранениям?  Первая  «человеческая»  реакция  при  нанесении  очередной  обиды  остаётся  прежней.  Пробуждаются  те  же  чувства  гнева,  озлобления  и  даже  желание  отместки,  возмездия.  Если  бы  не  было  этой  первой  защитной  реакции,  это  свидетельствовало  бы  о  каком-то  «необыкновенном  совершенстве»  или,  наоборот,  о  какой-то  необыкновенной  «эмоциональной  тупости».  Та  первая  человеческая  реакция  на  обиду  является  выражением  нашей  человеческой  хрупкости  -  духовной  и  эмоциональной.  Не  следует  этого  пугаться.  Единственное,  к  чему  это  нас  обязывает  -  не  терять  бдительности  над  этими  реакциями  и  работать  над  ними.  Эти  реакции  проходят,  когда  человек  целиком  принимает  их  и  вырабатывает  по  отношению  к  ним  внутреннюю  свободу.  Именно  эта  свобода  приводит  к  тому,  что  нет  необходимости  уделять  им  слишком  много  внимания. 

Постепенное  освобождение  от  этих  первых  отрицательных  реакций  израненной  человеческой  природы  является  возможным.  Многие  израненные  люди,  преследованные  за  веру,  за  отечество,  унижаемые  по  месту  работы,  переносящие  обиды  в  супружеской  жизни нередко  дают  прекрасные  свидетельства  любви  к  своим  обидчикам.  У  этих  людей  нет  и  тени  жажды  мести  или  возмездия.  Часто  они  дают  свидетельства  заботы  о  своих  обидчиках.  Это  и  есть  истинная  любовь  неприятелей,  к  которой  призывает  нас  Христос.

Прежде,  чем  мы  начнём  тосковать  за  тем,  чтобы  не  переживать  никаких  отрицательных  реакций  к  нашим  обидчикам,  необходимо,  прежде  всего,  согласиться  с  этим  нашим  очень  несовершенным  способом  реагирования.  Это  не  мы  сами  руководим  нашими  первыми  реакциями.  Они  не  зависят  непосредственно  от  нашей  вольной  воли.  Однако,  пользуясь  нашей  внутренней  свободой,  мы  можем  так  направить  наши  первые  реакции,  чтобы  они  не  руководили  нашими  выборами,  решениями  и  действиями.

По  поводу  наших  первых  эмоциональных  реакций  не  следует  слишком  переживать.  Они  имеют  свою  «положительную  сторону»:  убеждают  нас  в  необходимости  непрестанно  открываться  на  оздоровительную  Божью  благодать.  Истинное  прощение  делает  нас  более  устойчивыми  к  наносимым  нам  обидам,  но  не  потому,  что  делает  нас  выносливыми  и  нечуткими  к  страданиям.  Каждая  обида  причиняет  боль.  Была  бы  лишь  жалким  подобием  прощения  такая  позиция,  если  бы  наше  прощение  ассоциировалось  с  неким  панцирем,  непроницаемой  стеной,  чтобы  уже  никогда  не  поддаваться  наносимым  обидам.

Прощение  делает  нас  более  устойчивыми  к  обидам  потому,  что  мы  начинаем  более  чутко  понимать  ближних.  Если  мы  знаем,  что  близкий  нам  человек  нанёс  нам  обиду  не  по  своей  злой  воле,  а  из-за  своей  хрупкости  и  человеческого  убожества,  тогда  чувства  гнева,  злобы  и  жажды  мести  обычно  сами  собой  автоматически  отпадают.  Перед  человеческой  бедой  спонтанно  пробуждается  милосердие.