2.           Принять  ответственность  за  нанесенную   обиду

 

Чтобы  примирение  было  полноценным,  обе  стороны  конфликта  должны  осознать  свою  ответственность.  Примирение  необходимо  строить  только  на  правде  и  справедливости.  Искреннее  признание  ответственности  каждой  стороной   (или  хотя  готовность  её  поисков)  крайне  необходимы  для  истинного  примирения.  В  примирении  недопустимо  затушёвывать  взаимные  обиды.  Хорошо,  если  есть  возможность  взаимно  высказать  их  друг  перед  другом.  Примирение  также  связано  с  готовностью  исправить  нанесенные  обиды,  однако  в  том  объёме,  в  каком  это  возможно.  Чаще  всего  необходим  компромисс  обеих  сторон,  который  бы  сводился  к  позиции  взаимопонимания  и  желания  выходить  навстречу  друг  другу. 

Не  может  идти  речь  о  стойком  примирении,  если  одна  сторона  конфликта  несправедливо  перекидывает  всю  тяжесть  ответственности  на  другую  сторону.  Примирение  также  не  может  считаться  результативным  и  плодотворным  в  тех  случаях,  когда  одна  сторона  по  причине  болезненного  чувства  вины  либо  из-за  неправильного  понимания  ответственности  берёт  всю  вину  исключительно  на  себя. Истинное и  продолжительное  примирение  невозможно  в  тех  случаях,  когда  одна  сторона  из  опасений  за  себя  «подстраивается»  под  другую  сторону.  И  хотя  в  таких  ситуациях  дело  может  дойти  до  внешнего  упорядочения  взаимоотношений,  однако  в  сердцах   обычно  остаётся  чувство  несправедливости  и  обиды.  Каждая  сторона  должна   вносить  свою  долю  усилий  в  процесс  примирения,  в  зависимости  от  собственной  ответственности  и  собственных  возможностей.

Ситуации  глубоких  обид,  нанесенных  в  детстве  и  юности,  характеризуются  тем,  что  проблема  вины  и  ответственности  распределяется  обычно  очень  неравномерно.  Ответственность  за  зло,  причинённое  ребёнку  или  юноше,  почти  всегда  ложится  на  обидчика.  Ребёнок  не  в  состоянии  защищаться  перед  сокрушительным  преимуществом  взрослого  человека.  Однако  это  неравенство  в  распределении  вины  и  ответственности  в  поранениях,  вынесенных  с  детства  и  юности,  не  означает,  что  такой  же  неравный  вклад  должен  иметь  место  в  процессе  примирения  между  обиженным  и  обидчиком.

Первый  шаг  в  процессе  примирения  должен  сделать  не  тот,  кто  является  более  виновным,  а  скорее  тот,  у  кого  больше  психических  и  духовных  сил;  тот,  кто  больше  открыт  на  других;  тот,  кто  легче  устанавливает  межчеловеческие  отношения  и  т.п.  В  процессе  примирения  бóльшая  вина  не  может  означать  бóльшего  наказания.  Такая  предпосылка  привела  бы  к  тому,  что  примирение  между  людьми  было  бы  вообще  невозможным.  Бóльшая  вина  вызывает  бóльшее  милосердие.  Однако  фундаментом  большего  милосердия  должны  быть  правда  и  справедливость.

Жизненный  опыт  показывает,  что  за  примирение  в  отношениях  обиженный – обидчик  чаще  всего  чувствуют  себя  ответственными  люди  потерпевшие.  Они  чаще  испытывают  потребность  выйти  обидчику  навстречу.  Если  бы  путь  к  примирению  мы  начинали  с  того,  что  взаимно  перечисляли  бы  количество  доставленных  друг  другу обид,  то  в  большинстве  случаев  примирение  было  бы  не  только  очень  трудным,  но  и  вообще  невозможным.  Прощение  и  примирение  требует  позиции  порядочности  с  обеих  сторон.

Иисус  в  Своих  проповедях  многократно  призывает  к  щедрости  сердца  по  отношению  к  ближним,  которые  оказались  виноватыми  перед  нами.  Во  многих  притчах  говорится  о  том,  как  щедро  Бог  прощает  человека.  И  это  является  образцом  того,  как  человек  должен  прощать  человека.  Иисус  объявляет  нам  Бога  как  Отца,  который  во  всей  полноте  и  благородстве  прощает  нам  наши  долги  и  примиряется  с  нами  всегда  первым.  Подобно  нашему  Небесному  Отцу  Христос  и  нас  приглашает  прощать  не  три  и  даже  не  семь  раз,  а  семьдесят  семь  раз,  то  есть  всегда.  Но  Божье  прощение  также  строится  на  правде  и  справедливости.  Иисус  не  скрывает,  что  цена  примирения  Бога  с  человеком  была  очень  высокой:  Его  воплощение,  жизнь,  страдания,  смерть,  а  также  воскресение.