2.
Принять
ответственность за нанесенную
обиду
Чтобы
примирение было
полноценным, обе
стороны конфликта
должны осознать
свою ответственность.
Примирение необходимо
строить только
на правде
и справедливости.
Искреннее признание
ответственности каждой
стороной (или
хотя готовность
её поисков)
крайне необходимы
для истинного
примирения. В
примирении недопустимо
затушёвывать взаимные
обиды. Хорошо,
если есть
возможность взаимно
высказать их
друг перед
другом. Примирение
также связано
с готовностью
исправить нанесенные
обиды, однако
в том
объёме, в
каком это
возможно. Чаще
всего необходим
компромисс обеих
сторон, который
бы сводился
к позиции
взаимопонимания и
желания выходить
навстречу друг
другу.
Не
может идти
речь о
стойком примирении,
если одна
сторона конфликта
несправедливо
перекидывает всю
тяжесть ответственности
на другую
сторону. Примирение
также не
может считаться
результативным и
плодотворным в
тех случаях,
когда одна
сторона по
причине болезненного
чувства вины
либо из-за
неправильного понимания
ответственности берёт
всю вину
исключительно на себя.
Истинное и
продолжительное
примирение невозможно
в тех
случаях, когда
одна сторона
из опасений
за себя
«подстраивается» под
другую сторону.
И хотя
в таких
ситуациях дело
может дойти
до внешнего
упорядочения
взаимоотношений, однако
в сердцах
обычно
остаётся чувство
несправедливости и
обиды. Каждая
сторона должна
вносить свою
долю усилий
в процесс
примирения, в
зависимости от
собственной
ответственности и
собственных возможностей.
Ситуации
глубоких обид,
нанесенных в
детстве и
юности, характеризуются
тем, что
проблема вины
и ответственности
распределяется обычно
очень неравномерно.
Ответственность за
зло, причинённое
ребёнку или
юноше, почти
всегда ложится
на обидчика.
Ребёнок не
в состоянии
защищаться перед
сокрушительным
преимуществом взрослого
человека. Однако
это неравенство
в распределении
вины и
ответственности в
поранениях, вынесенных
с детства
и юности,
не означает,
что такой
же неравный
вклад должен
иметь место
в процессе
примирения между
обиженным и
обидчиком.
Первый
шаг в
процессе
примирения должен
сделать не
тот, кто
является более
виновным, а
скорее тот,
у кого
больше психических
и духовных
сил; тот,
кто больше
открыт на
других; тот,
кто легче
устанавливает
межчеловеческие отношения
и т.п.
В процессе
примирения бóльшая
вина не
может означать
бóльшего наказания.
Такая предпосылка
привела бы
к тому,
что примирение
между людьми
было бы
вообще невозможным.
Бóльшая вина
вызывает бóльшее
милосердие. Однако
фундаментом большего
милосердия должны
быть правда
и справедливость.
Жизненный
опыт показывает,
что за
примирение в
отношениях обиженный –
обидчик чаще
всего чувствуют
себя ответственными
люди потерпевшие.
Они чаще
испытывают потребность
выйти
обидчику навстречу.
Если бы
путь к
примирению мы
начинали с
того, что
взаимно перечисляли
бы количество
доставленных друг другу
обид, то
в большинстве
случаев примирение
было бы
не только
очень трудным,
но и
вообще невозможным.
Прощение и
примирение требует
позиции порядочности
с обеих сторон.
Иисус
в Своих
проповедях многократно
призывает к
щедрости сердца
по отношению
к ближним,
которые оказались
виноватыми перед
нами. Во
многих притчах
говорится о
том, как
щедро Бог
прощает человека.
И это
является образцом
того, как
человек должен
прощать человека.
Иисус объявляет
нам Бога
как Отца,
который во
всей полноте
и благородстве
прощает нам
наши долги
и примиряется
с нами
всегда первым.
Подобно нашему
Небесному Отцу
Христос и
нас приглашает
прощать не
три и
даже не
семь раз,
а семьдесят
семь раз,
то есть
всегда. Но
Божье прощение
также строится
на правде
и справедливости.
Иисус не
скрывает, что
цена примирения
Бога с
человеком была
очень высокой:
Его воплощение,
жизнь, страдания,
смерть, а
также воскресение.

|