6.
Помощь людям, перенесшим
травмы на сексуальной
почве
Началом
процесса оздоровления от
обид,
нанесенных в
любой сфере человеческой
жизни,
является,
прежде всего,
осознание собственного
поранения. Человек
может поддаться
оздоровлению лишь
тогда, когда
он чувствует
в этом
необходимость, чувствует
себя больным,
израненным. Поэтому
и в
сфере сексуальной
началом оздоровления
должно быть
осознание собственного
поранения. В
оздоровлении сексуальной
сферы необходим
также поиск
источника травмы,
а также
тех людей,
с которыми
эти травмы
были связаны.
Подобно всем
остальным типам
поранений, так
и этих
случаях необходимо,
чтобы помощь
оказывалась людьми
компетентными: духовным
руководителем, иногда
психотерапевтом или
иным человеком,
кому обратившийся
за помощью
оказывает доверие.
Какова
цель помощи?
Человек, оказывающий
помощь в оздоровлении
сексуальной сферы,
как и
во всех
иных случаях,
исполняет, прежде
всего, роль
свидетеля. Обратившийся
за помощью
человек должен быть
безоговорочно
принят, со
всей добротой
и доброжелательностью,
вместе со
всеми его
страхами и
опасениями,
неуверенностью, чувством
вины, самоунижением.
Со стороны
человека, оказывающего
помощь, обратившийся
должен встретить
радушный приём,
любовь и
уважение, которые
должны выражаться
в его
словах и
способах реагирования.
В
этой атмосфере
доверия и
доброжелательности
страдающий человек
излагает свои
сексуальные поранения.
Устное описание
собственных переживаний
ставит цель так
изменить отношение
человека к
своей проблеме,
чтобы не
концентрировать вокруг
неё всю
свою жизнь.
И хотя
оздоровление некоторых
поранений требует
иногда длительного
времени, однако
человек, израненный
на сексуальной
почве, начинает
учиться жить
со своей
травмой, не
драматизируя собственной
ситуации.
Одной
из важных
моментов при
оказании помощи
людям, израненным
на сексуальной
почве, состоит
в том,
чтобы подвести
такого человека
к необходимости
полного принятия
всей своей
жизни. Необходимо
принять собственную
сексуальность такой,
какой она
является в
данный момент. Ведь
речь идёт
о том,
чтобы избавиться
от опасений,
страхов или
иного унизительного
чувства стыда
по отношении
к тому,
что человек
оценивает как
негативное в
переживании собственной
сексуальной
принадлежности. Это
принятие себя
и собственной
сексуальности вовсе
не является
отказом от
борьбы за
своё
эмоционально-сексуальное здоровье.
Человек,
занимающийся сексуальным
оздоровлением, всецело принимая
страдающего человека,
является также
символом принятия
этого человека
самим Богом:
«если человек,
который мне
помогает и
меня выслушивает,
не удивляется
моим проблемам,
чувствам, всей
глубине моего
поранения и
моей беспорядочной
сексуальности, но
принимает меня
со всей
добротой, уважением
и доброжелательностью,
так
тем более
делает это
Отец наш
Небесный (ср.
Мт 7, 11).
Изложение
своих сексуальных
слабостей и
недостатков перед
свидетелем является
также своего
рода подготовкой
к изложению этих
сексуальных поранений,
слабостей и
недостатков перед
самим Богом.
Открытие Бога
как любящего
Отца, который
принимает человека
со всеми
его слабостями,
в том
числе и
слабостями в
сексуальной сфере,
позволяет человеку
говорить о
них искренне
и открыто.
Это именно,
прежде всего,
в общении
с самим
Богом у
человека появляется
надежда на
внутреннее оздоровление
и силы
для работы
над ним.
У
человека, который
переживает глубокое
сексуальное поранение,
особенно в
тех случаях,
если он
носит в
себе эту
травму долго
и скрыто,
обычно образ
Бога очень
искажён. Нередко
такие люди
видят Бога
сквозь призму
собственных ощущений.
И если
они не
могут принять
себя, то
это же
непринятие они
приписывают также
и Богу.
Бывают случаи,
когда молодые
люди считают,
что различные
их
жизненные неудачи,
несчастья связаны
с «Божьей
карой» за
их сексуальные грехи.
Если
человек открывается
на безусловную
любовь Бога,
которая излечивает
от всевозможных
поранений, в
том числе
и от
сексуальных, то
происходит это,
прежде всего,
через молитву,
размышления и
сосредоточение. Молитва
ведёт к
тому, что
человек принимает
любовь Бога,
которая способствует
его внутреннему
оздоровлению. С
другой же
стороны, искажённое
понятие Бога
и грехов
в сексуальной
области может
проявляться также
и в
том, что
человек пренебрегает
своим поранением
и опошляет его.
Недостаточное
познание всей
глубины собственного
поранения и
всех связанных
с ним
последствий может
оказаться серьёзным
затруднением в
сексуальном оздоровлении
такого человека.
Если человек,
оказывающий помощь
в оздоровлении,
проявляет понимание,
любовь, уважение
и принятие
израненного человека,
это не должно
восприниматься как
пренебрежение к
поранению и
его последствиям.
Иисус говорит:
„Истина сделает
вас свободными”
(Ин 8,32).
В случаях
сексуальных поранений
крайне необходимым
является познание
всей
правды: во-первых,
правды о
собственной израненной
сексуальности, о
глубине и
источниках этого
поранения; во-вторых,
правды о
Боге, который
из любви
к человеку
излечивает его
и избавляет.

|