2.  Последствия  пребывания  в   состоянии  страха

 

Если  человек,  перенесший  обиду,  не  предпримет  попытку  преодолеть  свои  страхи  и  продолжает  жить  с  субъективным  ощущением  обиженности  и  связанным  с  ним  страданием,  в  нём  тем  самым  блокируется  вся  сфера  чувств,  связанных  с  чувством  обиды,  прощения  и  примирения.  Обиженный  человек,  заблокированный  страхом,  не  умеет  войти  в  процесс  оздоровления,  поскольку  не  верит,  что  он  способен  прорваться  сквозь  густые  заросли  своих  трудных  переживаний,  в  которые  он  погружён.  Это  есть  именно  та  «чувственная  западня»,  в  которую  человека  вовлекла  сила  страха  о  себе  и  страха  перед  окружающими.  В  результате  такой  человек  пребывает  в  постоянном  стрессовом  состоянии,  измученный,  раздражительный  и  психически  напряжённый. 

Внутреннее  оздоровление  такого  человека  начинается  от  открытия  дверей  тюрьмы,  в  которую  человек  был  погружён  собственным  страхом.  Первое,  даже  минимальное,  преодоление  страха  даёт  возможность  распознать  диспропорцию  между  чувством  страха  перед  обидой  и  реальной  угрозой  обиды.  Обида,  полученная  в  прошлом  -  это  уже  «история»,  которая  сегодня  не  должна  повториться.

Нередко  случается,  что  страхи  появляются  даже  в  отношении  к  духовному  руководителю.  Проявлением  таких  страхов  может  быть,  например,  попытка  скрыть  некоторую  информацию  о  себе,  отсутствие  искренности  или  обвинения  в  адрес  духовного  руководителя.  В  таких  состояниях  духовному  руководителю  следует  набрать  дистанцию  к  страхам  и  опасениям  этого  человека  и  занять  позицию  открытости,  большего  внимания  и  принятия такого  человека.  И  не  должен  поддаваться  эмоциональным  реакциям  человека,  которому  он  оказывает  помощь.  Духовный  руководитель  должен  хорошо  понимать,  что  израненный  человек  таким  способом  выражает  своё  внутреннее  сопротивление  перед  решением  собственной  проблемы,  поскольку  испытывает  страх  перед  возвращением  боли,  испытанной  при  нанесении  ему  обиды  в  прошлом.