2.  Устное  изложение  переживаемой   обиды

 

Вхождение  в  процесс  внутреннего  оздоровления  глубоких  поранений,  полученных  в  детстве  и  юности,  обычно  вызывает  очень  сильные  чувства:  страх,  злобу,  чувство  обиды,  гнев,  жажду  мести,  уныние,  чувство  беспомощности.  Если  они  прорываются,  то  обычно  охватывают  всю  личность  обиженного  человека.  Подобно  тому,  как  внезапно  прорвавшийся  бурный  речной  поток  заливает  все  окрестности,  так  мощные  чувства  охватывают  собой  все  реакции  и  действия  израненного  человека.  Озвучивание  этих  чувств  помогает  направить  их  в  одно  русло,  и  они  приобретают  тогда  более конкретную  форму,  становятся  как  бы   отчётливо  видимыми.

Благодаря  тому,  что  человек  пытается  изложить  свои  эмоции,  он  может  подойти  к  ним  рациональнее,  бесстрастнее,  а  поэтому  более  продуманно  и правдиво.  Помогающий  должен  посодействовать,  чтобы   обиженный  человек  смог  увидеть  все  свои  чувства,  в  том  числе  и  те,  которых  он  ещё  не  осознал,  но  которые  могут  оказывать  большое  влияние  на  всё  его  поведение.  Иногда  необходимо  осторожно  и  незаметно  направить  такого  человека,  чтобы  он  сам  открыл  «обратную  сторону  медали»  его  собственной  ситуации  и  таким  способом  направить  его  на  путь  собственной  ответственности  за  себя  и  своё  поведение.

Человек,  переживающий глубокое  чувство  обиды,  должен  осознать,  что  его  чувства  гнева,  возмущения  или  даже  ненависти  являются  сигналом  к  тому,  что  со  временем  он  может  превратиться  из  обиженного  в  обидчика,  если  не  примет  на  себя  ответственности  за  свою  жизнь.  Такой  человек  должен  следить  за  тем,  чтобы  в  общении  с  людьми  он  не  руководствовался  единственно  своими  собственными  чувствами.  А  также  ему  необходимо  перестать  концентрироваться  на  собственных  эмоциях  и  перестать  считаться  только  с  ними.

Процесс внутреннего оздоровления  может  быть  построен  только  на  правде.  Поэтому  человек,  стремящийся  к  оздоровлению,  не  может  скрывать  того,  что  он  испытывает  в  сфере  собственных  чувств.  Он  должен  прислушиваться  ко  всем  своим  переживаниям  -  как  к  тем,  которые  лёгкие  и  приятные,  так  и  к  тем,  которые  болезненные  и  неприятные.  Поэтому  нужно  вслушиваться  и  в  свои  собственные  страхи,  беспокойство,  чувство  обиды,  зависть,  ревность,  чувство  неполноценности  и  другие  негативные  чувства,  которые  отнимают  у  него  радость  жизни.

Однако  необходимо  прислушиваться  и  принимать  также  все  те  чувства,  которые  для  такого  человека  приятны:  ощущение  покоя,  удовлетворения,  радости,  чувство  собственного  достоинства  и  т.п.  Он  должен  радоваться  всему  тому,  что  для  него  приятно. 

Обиженный  человек  «входит»  в  область  своих  эмоций  не  для  того,  чтобы  позволить  им  поглотить  себя,  но  для  того,  чтобы  в  полной  свободе  суметь  «возвыситься»  над  ними,  дабы  над  ними  господствовать.  Его  эмоции  не  должны  доминировать  над  способом  его  мышления,  поведения,  деятельности.  Необходимо  также  постепенно  учиться  пребывать  в  свободе  в  тех  эмоциональных  состояниях,  в  которых  ему  предстоит  находиться  в  данный  момент:  с  одной  стороны  -  в  состоянии  бунта,  боли,  страха,  в  гневе,  грусти.  С  другой  же  стороны  -  в  жажде  прощения,  в  желании  примирения,  в  восторге  от  любви,  в  состоянии  утешения,  в  ощущении  приятного,  в  чувстве  собственного  достоинства  и  т.п.

Человек  входит  во  все  эти  ощущения,  чтобы  уметь  глубже  их  понять,  распознать,  провести  выбор  между  ними  и  в  результате  пойти  за  теми  из  них,  которые  являются  в  человеке  результатом  деяния  Божьего  Духа.  И  одновременно  преодолевать  и  овладевать  теми  из  них,  которые  являются  проявлением  человеческих  страстей  и  деятельностью   в  человеке  злого  духа.

Пребывание  в  тех  реальных  эмоциональных  состояниях,  которые  человек  переживает,  учит  каждого   истинной  внутренней  свободе.  Ибо  только  благодаря  свободе  человек  может  превратить  свой  собственный  мир  чувств  (как  положительных,  так  и  отрицательных)  местом  встречи  с  Богом,  с  ближними, а  также  местом  собственного  развития  и  совершенствования.  Именно  благодаря  свободе  все  человеческие  эмоции   приятные,  и  неприятные)  становятся    силой  человека.

Одним  из  важных  условий  внутреннего  оздоровления  обиженного  человека  является  необходимость  распознания  как  его  собственной  ситуации,  так  и  ситуации  человека,  который  нанёс  ему  обиду.  Объективный  анализ    всей  прожитой  жизни  должен  помочь  обиженному  человеку  понять  не  только  саму  обиду,  но  также  собственную  ответственность  за  себя  и  своих  близких.  Автоматическое  перекидывание  на  обидчика  всей  вины  за  своё  «чувство  несчастья»  может  быть  обычным  бегством  от  ответственности  за  себя.  Внутреннее  оздоровление  осуществляется,  с  одной  стороны,  путём  прощения  и  примирения,  с  другой  же  стороны  -  путём  осознания  более  полной  ответственности  за  собственную  жизнь  -  такую,  какой  она  является  в  данный  момент.