1.  Помощь  духовного  руководителя   и  психотерапевта

 

В  процессе  прощения  и  примирения  людей,  переживающих  глубокое  чувство  обиды,  крайне  необходима  помощь  тех,  кто  мог  бы  делить  с  ними  тяжесть  причинённого  им  зла.  При  оказании  такой  помощи  необходимо  учитывать  ситуацию,  возраст,  глубину  нанесенной  обиды  и  иные  важные  обстоятельства.  Местом  такой  помощи  может  быть хорошо  проводимое  духовное  руководство.  В  более  трудных  случаях  бывает  необходима  помощь  психотерапевта.

Человек,  оказывающий  помощь,  должен  обладать  не  только  желанием  помочь  и  доброжелательностью,  но  также  соответствующей  компетенцией,  благодаря  которой  он  будет  в  состоянии  оказать  как  духовную,  так  и  эмоциональную  поддержку.

В  случаях  тяжёлых  и  затяжных  болезненных  состояниях нередко оказывается  необходимой   систематическая  психотерапия,  которая,  однако,  не  исключает  помощи  духовного  руководителя.  Для  верующих  людей  помощь  духовного  руководителя  чаще  всего  оказывается  более  важной,  чем  помощь  психотерапевта.  Между  этими  двумя  «инстанциями»,  которые  занимаются  оказанием  помощи  страдающему  человеку,  должно  быть  тесное  взаимодействие.  Психотерапевт  обязан  хорошо  понимать  работу  духовного  руководителя  и  поддерживать  её,  а  духовному  руководителю  точно  так  же  необходимо  относиться  к  работе  психотерапевта.  Однако  такое  взаимодействие  предполагает  признание  общей  системы  ценностей.

Человек,  переживающий  глубокое  чувство  обиды,  который  обращается  за  помощью,  обычно  не  нуждается  в  том,  чтобы  кто-то  стимулировал  его  к  изложению  своих  болезненных  переживаний  и  ощущений.  Однако  бывают  ситуации,  когда  придавленный  множеством  тяжёлых  эмоций,  человек  не  знает,  с  чего  начать.  В  таких  случаях  лицо,  оказывающее  помощь,  может  подсказывать,  как  изложить  то,  что  творится  в  его  внутреннем  состоянии.  При  этом  подбираются  соответствующие  вопросы  и  замечания.

Первым  даром,  который  помогающий  может  пожертвовать  страдающему  человеку,  -  это  способность  слушать.  Это  особенно  важно  тогда,  когда  израненный  человек  ранее  не  имел  возможности  никому  рассказывать  о  своих  болезненных  переживаниях,  и  длительное  время  жил  в  состоянии  внутренней  изоляции  и  замкнутости.  Духовный  руководитель  и  психотерапевт  в  таких  случаях  должны  оказаться  очень  терпеливыми  и  внимательно  выслушивать  всё,  что  излагает  такой  человек.

Кроме  внимательного  слушания,  необходима  также  позиция  понимания  и  сочувствия.  Даже  если  обнаруживается,  что  страдающий  человек  сам  допустил  много  ошибок,  которых,  возможно,  сам   ещё  не  осознал,  то  помогающий  не  должен  спешить  с  обращением  на  это  его  внимания.  Обратившийся  за  помощью  человек  должен,  прежде  всего,  почувствовать,  что  ему  сочувствуют,  что  его  поняли  и  приняли  со   всеми  его  страданиями  и  болями.

В  задачу  помогающего  входит  незаметно  и  осторожно  провести  объективное  распознание  ситуации  пораненного  человека.  Духовный  руководитель  должен  находиться  в  позиции  человека  беспристрастного.  В  его  функции  не  входит  высказывание  за  одну  сторону  против  другой,  например,  по  стороне  обиженного  человека  против  обидчика.  Он  скорее  обязан  предоставить  труд  объективной  оценки  ситуации  самому  пострадавшему. 

В  процессе  оздоровления  и  духовный  руководитель,  и  психотерапевт  исполняют,  прежде  всего,  роль  свидетеля.  Они  принимают  страдающего  человека  со  всей  доброжелательностью  и  добротой,  вместе  со  всеми  его  страхами,  неуверенностью  и  чувством  вины.

В  позиции  помогающего  человека  как  свидетеля,  в  его  словах,  способе  реагирования  страдающий  человек  должен  открыть  для  себя  любовь,  уважение  и  доброжелательное  принятие.  Именно  это  чувство  доброжелательности  и уважения  к  себе,  которое  страдающий  человек  открыл  в  процессе  оказания  ему  помощи,  является  для  него  чрезвычайно  важным  моментом,  поскольку  это  даёт  ему  уверенность  в  том,  что  он  способен  таким  же  образом  принять  самого себя.

Одной  из  важных  целей  помощи  является  то,  чтобы  научить  израненного  человека  полностью  принять   всю  свою  жизнь. Оздоровление  добивается  того,  чтобы  человек  принял  собственную  жизнь  такой,  какой  она  является  в  данный  момент.  Между  прочим,  это  достигается  путём  того,  что  до  наступления  полного  внутреннего  оздоровления страдающий  человек  должен  жить  с  собственными  переживаниями,  не  драматизируя  слишком  сильно    собственной  проблемы. 

Изложение своих  поранений  перед  свидетелем  является  также  подготовкой   к  изложению  их  перед  Богом  как  Отцом,  который  окружает  страдающих  Своей  особой  любовью  и  заботой.  Открытие  Бога,  излечивающего  человеческие  раны,  позволяет  рассказывать  о  них  искренне  и  открыто.  Надежда  на  полное  внутреннее  оздоровление  рождается  не  столько  из  общения  с  человеком,  сколько  из  общения  с  Богом.  Это  сам  Бог  даёт  израненному  человеку  внутреннюю  силу  для  работы  над  собственным  оздоровлением

В  процессе  внутреннего  оздоровления  верующего  человека  духовный  руководитель  играет  особую  роль.  Путём  своей  позиции  беспристрастного  человека,  своей  эмоциональной  свободой  и  заступнической  молитвой  он  делится  с  обратившимся  к  нему  человеком  собственным  опытом  общения  с  Богом,  ближними  и  самим  собой.  Руководитель  исполнят  при  этом  роль  духовного  отца,  который,  с  одной  стороны,  принимает  позицию  слушания,  сострадания  и  доброжелательности,  с  другой  же  стороны  -  позицию  реализма  и  отеческой  поддержки.  В  каком-то  смысле  он  является  и  отцом,  и  матерью.

„Бог  является  одновременно  отцом  и  матерью,  милосердием  и  правдой,  силой  и  нежностью.  (…)  Нежность  Бога  никогда  не  является  Его  слабостью,  поскольку  она  всегда  идёт  в  паре  с  Его  силой.  (…)  Необходимо,  чтобы  тем  либо  иным  образом  отцовство  и  материнство  Бога  присутствовало  в  одной  особе  духовного  руководителя”  (Андре  Луф).