6.  Два  вида  страдания

 

При  распознавании  ситуации  обиды,  необходимо  различать  характер  страдания,  вид  «креста».  Существует  два  вида  страдания.

Одно  из  них  «справедливое»,  поскольку  является  результатом  наших  грехов (ср.  Лк  23,  41).  В  таком  страдании  человек  осознаёт,  что  он  несёт  «кару»  за  свои  поступки.  К такому  страданию  человек  не   должен  относиться  как  к  «кресту»,  который  нам  посылает  Иисус.  Когда  человек  страдает  из-за  своих  конкретных  грехов,  тогда  Бог  приглашает  его  к  освобождению  и  от  грехов, и от  страдания,  рождённого  грехом.  Перенося  страдание,  человек  должен  тщательно  прислушаться  к  своей  совести,  пытаясь  понять  связь  переживаемого  страдания  с  грехом:  грешным  способом  мышления,  реагирования,   с  грешными  привычками,  поступками.  Если  человек  страдает  из-за  поступков  под  влиянием  гордыни,  комплекса  неполноценности,  житейского  легкомыслия,  злобы,  гнева,  зависти,  возмущения  людьми  и  Богом  -  тогда  человек  призван,  прежде  всего,  к  внутреннему  обращению. Он  должен  признать,  что  его  страдание  связано  с  грешными  поступками  и  является  плодом  собственной  деятельности,  от  чего  Иисус  жаждет  человека  освободить.

Однако  в  своей  жизни  человек  может  переносить  страдания,  которые  никоим  образом  не  связаны  с  его  виной  и  грехом.  Это  те  страдания,  которые подобно  страданиям  в  жизни  Иисуса,  допускает  сам  Господь  Бог.  Люди  наносят  Иисусу  много  обид,  хотя  Он  сам  ничего  плохого  им  не  сделал.  Обиды,  которые  человеку  наносят  люди,  являются  истинным  крестом,  наподобие  креста  Иисуса.  Этот  вид  страдания  является  воззванием  не  столько  к  обращению,  сколько  к  соединению  с  Иисусом  и  наследовании  Его  в  страдании  и  несении  креста. 

Страдание,  принятое  в  духе  наследования  Иисуса,  утрачивает  свою  разрушительную  силу.  Когда  человек  жертвует  Иисусу  нанесенные  ему  обиды,  Он  принимает  их  на  Себя  и  делает  их  знаками  любви  Отца  к  человеку.  Страдание,  принятое  с  Иисусом,  через  Иисуса  и  для  Иисуса,  становится  для  человека  местом  спасения  себя  и  других.  Если  страдание  переживается  таким  образом,  оно  становится  источником  радости,  покоя  и  утешения.  Когда  Апостолов  избивали  по  указанию  Синедриона,  они радовались,  что  за  имя  Господа Иисуса удостоились принять бесчестие” (Деян 5,  41). Страдание,  принятое  из  рук  Иисуса  и  для  Иисуса,  -  это  путь  к  полноте  жизни  -  к  воскресению.  Таким  способом  наша  связь  с  Иисусом  и  наша  любовь  к  братьям  очищается  и  созревает.

 

*   *   *

 

Святой  Игнатий  Лойола  в  своих  «Духовных  упражнениях»  на  начало  созерцания  жизни Иисуса  вторую  неделю  «Упражнений»  рекомендует  начать  с  приведенной  ниже  молитвы.  Если  человек  будет  отправлять  её  со  смирением  и  всецелым  включением,  она  может  помочь  преодолеть  страх  перед  тем,  что  в  жизни  человека  является  самым  трудным  -  „Подражать  Иисусу  в  перенесении  любых  обид,  оскорблений  и  всякой  нищеты  на  теле  и  в  духе”  (Ду  98).  Однако Автор  «Упражнений»  предупреждает,  что  этой  молитвой  могут  пользоваться  те,  которые стремились  бы  больше  любить  Иисуса  и  „отличиться  во  всяком  служении  своему  вечному  Царю  и  Господу  (Ду  97).

„О,  вечный  Господи  всего  сущего!  Вот  я  совершаю  моё  приношение  при  Твоей  благодатной  помощи,  перед  лицом  Твоей  бесконечной  Благости,  перед  Твоей  Преславной  Матерью  и  всеми  святыми  небесного  Двора.  Я  хочу  и  желаю,  и  это  моё  обдуманное  решение  (лишь  бы  это  ещё  больше  послужило  Тебе  и  прославило  Тебя)  подражать  Тебе  в  перенесении  любых  обид,  оскорблений  и  всякой  нищеты  на  теле  и  в  духе,  если  только  Твоё  Пресвятое Величество  соизволит  избрать  меня  и  приобщить  к  такому  образу  и  состоянию  жизни”(Ду  98).