3.  Глубокая  психическая  травма   без  страдания

 

Встречаются  также  иные  ситуации,  когда  глубоко  пораненный  человек  хорошо  помнит  все  события,  факты,  в  том  числе  также самые  ужасные,  и  всю  атмосферу  травмы,  нанесенной  ему  даже много  лет  назад,  но  при  этом  не  испытывает  никакой  боли,  которая  могла  бы  быть  связана  с  причинённым  ему  злом. Своё  прошлое,  иногда  невероятно  болезненное,  он  воспринимает  как  фильм,  который  не  имеет  к  нему  никакого  отношения.  И  хотя  помнит  факты,  но  не  помнит  сопровождающей  их  боли.

Автор  книги  пишет  о  том,  что  он  много  раз  беседовал  с  людьми,  которые  в  своей  жизни  неоднократно  переживали  ситуации,  когда  самые  близкие  люди  их  очень  ранили.  Они  рассказывали  об  этом  с  улыбкой  на  лице,  уверяя,  что  всё  это  прошлое  сегодня  уже  не  имеет  для  них  никакого  значения.  Внутренние  «психические  избиения»  нередко  бывают  настолько  глубоки,  что  не  позволяют  человеку  почувствовать  боль. 

Ситуации  таких  людей  обнаруживают  необычный  парадокс.  С  одной  стороны,  эти  люди  декларируют  быструю,  благородную  готовность  простить  самые  болезненные  жизненные  переживания  из  прошлого.  С  другой  же  стороны,  они,  однако,   слишком  зафиксированы  на  своём  пункте.  Малейшие  замечания  или  попытки  откорректировать  их  поведение  вызывают  у  них,  прежде  всего,  испуг  и  сопротивление,  а  затем  сильный  гнев,  злобу  и  агрессию.  Таких  людей  очень  легко  можно  восстановить  против  себя,  если  пытаться  показать  им  противоречивость  их  эмоциональных  реакций. 

В  то  же  время  описанные  выше  ситуации  являются  очень  деликатными  и  трудными.  Общаясь  с  таким  человеком,  нельзя  добиваться  того,  чтобы  он  осознал  свою  ситуацию,  и  пробуждать  в  нём  «осознание  страдания»,  которого  в  данный  момент  он  не  в  состоянии  перенести.  Не  следует  пытаться  сломить  его  внутреннее  сопротивление.  Ситуация  таких  людей  является  довольно  трудной  для  них  самих.  Опасность   состоит  в  том,  что,  не  испытывая  боли  по  поводу  собственных  поранений  в  прошлом,  они  также  не  могут  осознать  своего  нынешнего  поведения,  которым  они  причиняют  боль  окружающим. Такие  люди  могут  очень  больно  ранить  самых  близких  людей,  не  давая  себе  отчёта  о  собственном  неправильном  поведении.

Автор  книги  описывает  свою  беседу  с  одним  взрослым  человеком,  который  сообщил  о  себе  следующее.  В  детстве  его  использовали  сексуально,  а,  став  взрослым,  он  сам  стал  насиловать  несовершеннолетних.  Автор  попытался  взывать  к  его  совести.  В  ответ  услышал  объяснение  своего  собеседника:  «Я  не  считаю,  что  это  такая  уж  большая  проблема,  поскольку  в  эти  акты  я  не  включаюсь  эмоционально».  В  этом  единственном  предложении,  высказанном  спонтанно,  сокрыта  проблема  людей,  которые  не  умеют  «почувствовать  страдания»  по  поводу  зла,  причинённого  им  в  детстве  или  юности.  Этой  проблемой  является  их  окаменевшая  эмоциональность,  которая  не  позволяет  им    чувствовать  зло:  ни  то,  которое  им  было  причинено   в  прошлом,  ни  то,  которое  они  в  настоящее  время  причиняют  другим.

В  обеих  приведенных  выше  ситуациях  крайне  необходимо  было  бы  глубокое  и  одновременно  мудрое  и  внимательное  участие  духовного  руководителя.

Кроме  упорной,  настойчивой  молитвы  и  духовной  жизни,  необходима  также  хорошая  психотерапия,  в  процессе  которой  могла  бы  быть  оживлена  окаменевшая  эмоциональность  таких  людей.  Однако  эти  люди  должны  быть  согласны  на  то,  что  все  их  страдания,  подобно  скопившимся  водным  валам,  обрушатся  на  них  в  одночасье.  Они  должны  быть  также  согласны  с  тем,  что  все  их  страдания,  перенесенные  в  прошлом,  не  должны  впредь  влиять  на  их  нынешнее  поведение.  И  хотя  внутреннее  оздоровление  будет  требовать  от  них  больших  усилий  и  согласия  на  боль,  однако  его  результатом  может  быть  глубокая  эмоциональная  чувствительность  к  окружающим.