2.  Стена  забвения

 

Частым  искушением  разрешения  проблемы  глубокой  психической  травмы  является  попытка  вычеркнуть  её  из  памяти.  Нередко  в  этом  проявляется  защитная  реакция  человеческой  психики,  которая  пытается  как-то  справиться  с  причинённым  злом. 

Предание  забвению  приводит  к  тому,  что  в  сознании глубоко  обиженного  человека  возводится  неприступная  стена  между  прошлым  и  настоящим.  Она  напоминает  ту  великую  пропасть,  которая  разделяет  нищего  Лазаря,  пребывающего  на  лоне  Авраама,  и  богача,  осуждённого  на  вечные  муки.  Из-за  этой  стены  никто  не  может  перейти  с  одной  стороны  стены  на  другую  (ср.  Лк  16,  26).

Встречаются  случаи,  когда  человеку  в  его  молодые  годы  в  родительском  доме  причинялось  много  зла.  В  дальнейшем,  уже  будучи  взрослым,  такой  человек  ничего  не  помнит  из  периода  детства  и  очень  мало  -  из  своих  юношеских  лет.  Это  так  называемая  «благословенная  бессознательность»,  благодаря  которой  человек  не  страдает  на  уровне  сознания.  Без  каких-либо  проблем  он  общается  с  теми  людьми,  которые  когда-то  глубоко  его  ранили. 

В  процессе  внутреннего  оздоровления  подобные  ситуации  очень  деликатные  и  от  особы,  которая  оказывает  помощь  такому  человеку,  требуется  чрезвычайно  чуткий  и  тонкий  подход.  Разрушение  той  стены,  которая  разделяет  прошлое  и  настоящее,  может  оказаться  для  такого  человека  поистине  эмоциональной  и  психической  катастрофой.  Такие  ситуации  требуют  глубокого  уважения  к  человеку,  его  свободе,  его  возможностям,  и  быть  особенно  внимательным  к  психической  устойчивости  и  умению  справляться  с  собственным  чувством  обиды.  Если  такой  человек  пытается  предпринять  свой  собственный  свободный  выбор,  пусть  даже  не  до  конца  осознанный,  необходимо  предоставить  ему  возможность  жить  согласно  своему  решению.

В  процессе  духовного  руководства  или  во  время  проведения  сеансов  психотерапии  человека  очень  легко  можно  поранить,  если,  не  считаясь  с  его  свободой,  указывать  ему  незрелость  его  поступков  и  поведения.  Тем  самым  в  нём  можно  пошатнуть  то  «равновесие»,  которого  он  добился,  скрывая  подсознательно  глубокое  чувство  обиды.

Однако  такие  ситуации  не  «безнадёжны»,  как  иногда  может  показаться.  Когда  с  таким  человеком  занимается  духовный  руководитель  или  психотерапевт,  он  испытывает большие затруднения  в  предсказании  или  прогнозировании  дальнейшей  его  судьбы.  Нередко  бывают  случаи,  когда  под  влиянием  глубокого  религиозного  переживания  человек  неожиданно  получает  очень  сильное  внутреннее  озарение,  и  ему  внезапно  открывается  невыносимо  болезненная  правда  о  глубине  собственного  поранения.  Стена,  разделяющая  прошлое  и  настоящее,  может  в  одно  мгновение  рухнуть  и  превратиться  в  глыбу  руин.  Обычно  потребуется  довольно  длительное  время,  чтобы  такой  израненный  человек  смог  осуществить  процесс  объединения  прошлого  с  настоящим  и  выработать  правильную  позицию  относительно  своего  прошлого.

Если  израненный  человек  выстроил  себе  именно  такую  стену  между  прошлым  и  настоящим,  тогда  духовный  руководитель  может  помочь  ему  тем,  что  укажет  такому  человеку  необходимость  настойчивой  молитвы  о  познании правды  собственной  жизни.  Сильная  жажда  жизни  в  правде,  соединённая  с  молитвенной  просьбой  к  Богу,  чтобы  Господь  послал  ему свет Своей   благодати,  может  стать  источником  внутреннего  чуда.