7.
Зрелость совести
С
познанием ответственности
за себя
и свои
поступки тесно
связано состояние
совести человека. Для
полноценного внутреннего
оздоровления крайне
необходима зрелая,
сформировавшаяся совесть.
Нередко встречаются
ситуации, когда
израненный человек
продолжает жить в
состоянии непреходящего
болезненного чувства
вины перед
Богом
и перед
теми людьми,
которые наносили
ему обиды.
А это
не даёт
такому человеку
возможности до
конца осознать
своего участия
в этой
обиде и
со всей
полнотой высказать
её. Он
опасается, что
раскрытие своей
обиды перед
другими людьми
может трактоваться
как обсуждение
и что
это свидетельствует
об отсутствии
у него
любви.
Если человек
долго и
мучительно носит
в себе
обиду, это
приводит к
деформации его
совести. Под
влиянием чувства
обиды совесть
становится пугливой,
неуверенной, чрезмерно
чувствительной. Однако
многое зависит
от свободы
человека и
его отношения
к страданиям.
Если человек,
переживающий чувство
обиды, не
прилагает усилий
к его
преодолению, тогда
его неуверенная
и пугливая
совесть со
временем может
перерасти в
совесть бесчувственную,
равнодушную,
ожесточённую. Под
влиянием длительно
переносимого чувства
обиды, от
которой человек
внутренне не
освободится, человек
нередко становится
эмоционально жёстким.
Одновременно с
огрубением человеческой
эмоциональности обычно
происходит также
огрубение его
совести.
Переживаемое
человеком чувство
обиды требует
большого труда
над формированием
собственной совести.
Сформированная совесть
является совестью
чуткой, отзывчивой
и справедливой.
Праведность совести,
внутреннее благородство
является первым
убедительным условием
истинного внутреннего
оздоровления. Внутреннее
благородство требует
от человека
„прежде всего
того,
чтобы человек
отбросил всякую
видимость, избавился
от фальсифицирования,
чтобы оказался
во всей
своей внутренней
правде. А
это и
есть правда
его совести.
Человек должен
освободиться от
всего того, что
мешает ему
смотреть в
глаза именно
этой правде,
собственной внутренней
правде” (Иоанн
Павел II).
В состоянии переносимой
глубокой обиды
правда всегда
очень болезненна.
И не
каждому дано
сразу, со
всей отвагой
посмотреть правде
в глаза
и признать:
«Я сам
виноват в
том, что
чувствую себя
несчастным, нелюбимым,
отвергнутым». Человек
боится правды
о себе
самом, поскольку
не желает
принимать страдания,
приносить жертву
и прилагать
труд, а
всё это
требуется для
того, чтобы
изменить нашу
жизнь. Иногда
человек предпочитает
прикидываться, создавать
видимость. Святой
Отец, понимая
эти трудности,
утверждает, что
„даже беглый
взгляд человека
в глаза
внутренней правде
уже является
достижением”. Это
очень «человеческое»
и одновременно
очень успокаивающее
утверждение. В
нём проявляется
глубокое понимание
человека: величие
его желаний,
но также
его слабости
и внутренние
опасения.
В
процессе духовного
руководства или
во время сеансов
психотерапии необходимо
быть крайне
осторожным, чтобы
не «срывать»
масок насильно.
Если с
человека сдирают
маску насильно,
помимо его
свободы, он
чувствует
себя, прежде
всего, униженным,
а это
не способствует
тому, чтобы
он воспрянул
духом. Унижая
человека, невозможно
ему помогать.
Существуют
некоторые формы
психотерапии, которые
задаются целью
вскрывать перед
человеком несовершенство
его защитных
механизмов, при
помощи которых
он пытается
оградить себя
перед очередными
поранениями. Помощь
человеку состоит
в отцовском
принятии его,
в поддержке,
доверии и
в умении
хранить тайну.
Правдой о
нас являются
не только
наши несовершенные
защитные механизмы,
но также
наше неумение
принимать и
давать любовь.
Правде
человек учится
медленно, постепенно.
Правда требует
терпения, причём
как со
стороны того,
кто к
ней стремится,
так и
от «педагога»,
который учит
жить в
правде. С
человеческой точки
зрения жизнь
в правде
не всегда
является
лёгкой. Злой
дух, который
по своей
сути является
лжецом и
отцом всякой
лжи (ср.
Ин 8,
44), ссылаясь
на трудность
жизни в
правде, подсказывает
человеку, что
преодоление чувства
обиженности будет
связано с
вечным унижением,
вечной пыткой
и мучением.
И хотя
первый этап
внутреннего оздоровления
от чувства
обиды нередко
бывает очень
болезненным, однако
со временем
человеком
овладевает
чувство внутренней
свободы, гармонии,
порядка, которые
делают человеческую
жизнь радостной
и спокойной.
Жизнь в
правде -
всегда жизнь счастливая.

|