6. Познание
Божьего милосердия
Правильный
подход к
ответственности за
жизнь позволяет
человеку глубже
познавать Божью
любовь. Вместе
с тем,
будучи бескорыстной,
Божья любовь
одновременно является
требовательной и
трудной. Она
ставит перед
человеком важные
и ответственные
задания. Бог
как совершенный
Педагог и
Учитель Своей
любовью приглашает
человека к
усилиям и
труду для
собственного счастья,
а также
для добра
тех, кого
Он вверяет
человеку для
заботы о
них и
любви к
ним. В
случае необходимости Он
прибегает к
замечаниям и
порицаниям, как
это делает
добрый отец.
К
прощению, которое
дарует Господь
человеку, не
следует относиться
как к
пассивному потреблению
Его милосердия.
Бог прощает
человеку грехи,
но одновременно
приглашает его
к жертвенной
любви. С
прощением, полным
милосердия
(„Я не
осуждаю тебя”)
грешник получает
распоряжение:
„Иди и
впредь не греши!”
(Ин 8,
11). Вместе
с благодатью
оздоровления Иисус
не боится
выразительно предупредить
больного: „Вот,
ты выздоровел.
Не греши
больше, чтобы
не случилось
с тобою
чего хуже”
(Ин 5,
11). Если
эти слова
принимать в
контексте бескорыстной
Божьей любви,
они нас не
ранят.
Порицание может
ранить лишь
тогда, когда
оно воспринимается
человеком как
выражение того,
что его
отвергают. Отеческая
Божья любовь,
объявленная в
Иисусе, предупреждает
нас, порицает,
призывает к
духовным усилиям,
но никогда
нас не
осуждает. Если
бы мы
воспринимали Бога,
который только
любит и
ничего от
человека не
требует, мы
легко могли
бы превратить
христианство в
дешёвую религию
хиппи.
Чего
Бог требует
от человека?
Во-первых, требует,
чтобы человек
Его слушал:
„Первая из
всех заповедей:
«Слушай, Израиль!
Господь Бог
наш есть
Господь единый”
(Мк 12,
29). Слушание
является первым
требованием Бога.
Во-вторых, Бог
требует ответа:
„Возлюби Господа,
Бога твоего,
всем сердцем
твоим, и
всею душею
твоею, и
всем разумением
твоим, и
всею крепостию
твоею” (Мк
12, 30).
Ответ на
любовь Творца
выражается не
только в
отношении к
Нему, но
также и
в межчеловеческих
отношениях: „Вторая
подобна ей:
«Возлюби ближнего
твоего, как
самого себя.
Иной бóльшей
сих заповедей
нет” (Мк
12, 31).
Сущность
христианской
ответственности состоит
не в
формальной
ответственности, а
непрерывном ответе
Богу на
Его слово,
обращённое к
нам. Слово
Бога -
это слово
любви, и
нашим ответом
также должен
быть ответ
любви. Возможно,
мы слишком
часто воспринимаем
Господа Бога,
как Святого
Николая, который
трудится круглый
год, раздавая
всем всё
даром. Истинная
«любовь заключается
во взаимном
общении сторон,
то есть:
любящий отдаёт
любимому и
делит с
ним то,
что у
него есть,
либо часть
того, что
у него
есть, либо
то, что
может; взамен
и любимый
- любящему.
Так, если
у кого-то
есть знание,
он отдаёт
его другому,
его не
имеющему; так
же и с
почестями или
богатствами. Один
делится с
другим» (Ду 231).
Человек,
насытившись бескорыстной
Божьей любовью,
непроизвольно спрашивает:
что я
даю Богу?
Святой Игнатий
Лойола предлагает:
«Вообразив перед
собой Христа,
Господа нашего,
распятым на
кресте, вступить
с ним
в беседу:
каким образом
Он, будучи
Творцом, умалился
до того,
что стал
человеком и
из жизни
вечной сошёл
до временной
смерти, такой
гибели ради
моих грехов»
(Ду 53).
Далее Автор
«Духовных упражнений»
рекомендует задуматься
над собой
и спрашивать
себя: «Что
я сделал
для Христа?
Что делаю
для Него
сейчас? Что
ещё должен
сделать для
Него? И
так, видя
Его таким,
распятым на
кресте, рассматривать
всё, что
мне представится»
(Ду 53).
Опыт
таинства примирения
должно быть
не только
принятием любви,
но также
жертвованием её
Иисусу и
нашим близким,
особенно тем,
которые доставляли
нам страдания
отсутствием любви
к нам.
Жертвование прощения,
которое является
выражением любви
к нашим
обидчикам, настолько
важно, что
Иисус предупреждает
о том,
что Господь
простит нас
только при
условии, что
мы, прежде
всего, простим их.

|