5.
Принимать ответственность за
жизнь
Усилия
человека, направленные
на внутреннее
оздоровление, требуют не
только преодоления
в себе
подозрительности, но
также выработку
глубокого чувства
ответственности за
собственную жизнь.
Чтобы человек,
которому причинили
зло, не
превратился -
почти автоматически
- из
обиженного в
обидчика, он
обязан взять
свою собственную
судьбу в
свои руки.
Он не
может позволить,
чтобы ею
руководили его
собственные
бесконтрольные
эмоциональные реакции
и дурные привычки.
Ответственность
за жизнь
выражается, между
прочим, в
осознании собственной
жизненной позиции, своего
поведения
и реакций,
а также
в том,
чтобы нести
за них
моральную ответственность.
Отсутствие такой
ответственности
проявляется в легко
возникающих под
влиянием эгоизма
неконтролируемых реакций
обиды, гнева,
злобы, ненависти,
которые тотчас бурно
извергаются
на окружающих.
Обиженный человек
должен нести
ответственность за
свои реакции,
решения и
поступки. Ответственность
за жизнь
заключается в
том, чтобы
принять нанесенную
обиду как
особый, нередко
очень болезненный
повод для
внутренней борьбы
во имя
победы духа
над плотью
(ср. I Кор
15, 50),
добра над
злом (ср. Рим
12, 21).
Если обида
не будет
принята таким
способом, она
становится поводом
для неверности
Богу, а
также поводом
для нанесения
обид другим.
Причинение
зла окружающим
является грехом.
Грех обиды,
нанесенной близким,
не может
восприниматься как
ошибка, случайность
или проявление
невнимательности. Грех
- это
отсутствие
ответственности за
собственные решения
и жизненный
выбор.
Сущность греха
состоит в
том, что
человек замыкается
на Бога
и Его
милосердие, а
также в
том, что
он наносит
обиды окружающим.
Сущность
ответственности за
свою собственную
жизнь состоит
в том,
чтобы Бога
слушать и
отвечать Ему
на Его
воззвания. Только
тогда, когда
человек целиком
вверит свою
жизнь Творцу,
лишь тогда
он сможет
принять всю
полноту ответственности
за неё.
Ответственность обязывает
человека отказываться
от самооправдания
за собственные
грехи. Грехи
нельзя оправдывать
тяжёлым прошлым,
неуверенностью в
настоящей
действительности или
страхом перед
будущим. Грехи
требуют отказа
от поисков виновных.
Необходимо
также отметить,
что человек
освобождается от
самообмана и
познаёт правду
о своей
грешности не
только путём
собственных раздумий,
но также
при размышлении
над Словом
Божьим. Истинное
понятие грешности
не является
плодом погружения
в созерцание
собственных слабостей
и падений.
Это Дух
Божий, действующий
в Божьем
Слове, раскрывает
человеку его
грехи и
необходимость Божьего
милосердия. „И
Он (Святой
Дух) придя
обличит мир
о грехе,
и о
правде, и о
суде”
- говорит
святой Иоанн
(Ин
16, 8).
Познание
собственного греха
является плодом
созерцания Бога
и Его
любви. Во
встрече со
святостью Бога
проявляется грешность
человека; во
встрече с
Его справедливостью
проявляется человеческая
несправедливость; в
созерцании Его
доброты проявляются
обиды, нанесенные
ближним и
самому себе.
Святость
Господа, которая
обнажает перед
человеком его
грехи, раскрывается
одновременно как
источник Его
милосердия, прощения
и примирения.
Поэтому христианское
познание грехов,
если только
оно истинное,
не погружает
человека в
безнадёжность. Скорее
наоборот: открывает
человеку перспективу
на будущее.
Божье слово,
объявляющее человеку
его грехи,
одновременно
показывает,
каким образом
человек должен
брать на
себя ответственность
за собственную
жизнь, чтобы
делать её
лучшей, более
счастливой, более
зрелой.
Давайте
задумаемся над
собственным чувством
ответственности за
жизнь на
различных её
этапах: в
юношеские годы,
в молодости,
во взрослом
возрасте. Что
свидетельствует о
принятии ответственности
за свою
жизнь? Что
было выражением
легкомысленного отношения
к жизни?
Не разрушал
ли я
свою жизнь
различными
патологическими
привязанностями? Как
в настоящее
время я
забочусь о
своей жизни?
Является ли
мой подход
к работе,
отдыху, молитве,
отношение к
собственному телу
действительно заботой
о своей жизни?

|