4.  Преодоление  подозрительности

 

Чтобы  мы  могли  довериться  Божьей  любви,  которая  дарует  нам  жизнь,  крайне  необходимо  преодолеть  в  себе  подозрительность.  Поранения  в  любви  порождают  в  человеке  глубокие  опасения  перед  дальнейшими  поранениями.  Определённая  форма  таких  страхов  перед  возможными  очередными  ранами  проявляется  в  недоверчивости.  Наша  подозрительность  чаще  всего  связана  с  обидами,  вынесенными  из  родительского  дома  или  полученными  в  среде  сверстников  либо  одноклассников.  Подозрительность  -  это  инстинктивная,  подсознательная  форма  защиты  перед  очередными  обидами  и  унижениями,  очередными  поранениями  в  любви.  Недоверчивость  блокирует  естественные  человеческие  взаимоотношения,  создаёт  препятствия  в  проявлении  симпатии,  доброжелательности,  чуткости,  в  дружбе  и  любви,  изолирует  человека,  замыкает  его  в  себе.  Подозрительность  делает  человека  грустным,  гасит  в  нём  радость  жизни.

Мы  живём  в  такое  время,  когда  всей  нашей  цивилизации  свойственно  недоверие.  „Минуло  лишь  каких-то  140  лет  с  тех  пор,  -  пишет  Роберт  Блай,  -  как  на  Западе  начал  применяться  фабричный  труд,  (…)  и  на  протяжении  этого  времени  прослеживается,  как  из  поколения  в  поколение  слабеют  связи  отцов  с  детьми.  Если  сын  не  видит  того  места,  где  трудится  его  отец,  как  и  того,  что  отец  производит,  может  ли  сын  представить  себе  отца  как  героя?  (…)  Ответ  звучит  весьма  грустно:  эти  пустые  места  занимают  демоны  подозрительности.  Эти  демоны  невидимы,  но  очень  красноречивы,  они  вселяют  недоверие  ко  всем  старшим.  Такое  недоверие  приводит  к  тому,  что  происходит  разъединение  общности  старших  и  младших  мужчин.  (…)  Исполнитель  рока  не  без  тени  озлобления  играет  такую  музыку,  которую  его  дедушка  никогда  не  поймёт”.

Человек,  которому  нанесли  поранения  в  любви  и  который  действительно  стремится  к  внутреннему  оздоровлению,  должен,  прежде  всего,  осознать  свою  собственную  недоверчивость,  подозрительность  и  принять  её  как  рану  собственного  сердца.  Эту  рану  необходимо  смиренно  признать  перед  Господом,  чтобы  тем  самым  преодолеть  её  сначала  в  собственном  сердце.  Внутренняя  победа  над  недоверчивостью  откроет  путь  к  преодолению  её  во  взаимоотношениях  с  окружающими. 

Если  на  определённом  жизненном  этапе  человек  не  сумеет  преодолеть  в  себе  подозрительности, она  не  исчезнет,  а  будет  расти  вместе  с  человеком.  Таким  образом  недоверчивость  ребёнка,  юноши  к  своим  родителям  с  годами  становится  подозрительностью  родителя  уже  к  собственным  детям.  Подозрительность  подчинённого  к  своему  руководителю  со  временем  превращается  в  недоверчивость  к  подчинённым,  когда  он  сам  становится  руководителем.  Недоверие  ученика  к  преподавателю  со  временем  перерастает  в  подозрительность  учителя  к  учащимся.  Мы  иногда  с  недоверием  воспринимаем  каждый  авторитет,  поскольку  нам  кажется   именно  в  этом  проявляется  наша  подозрительность),  что  он  жаждет  нас  унизить,  использовать,  закабалить,  всячески  ограничить.  В  обществе  имеется  слишком  много  недоверчивости  к  политикам  и  людям,  находящимся  у  власти.  Наблюдается  также  подозрительность  к  Церкви.  Многие  считают,  что  Церковь,  провозглашая  Добрую  Весть  и  связанные  с  нею  основы  морали,  руководствуется  низшими  мотивами:  ищет  власти,  влияния,  преследует  собственные  интересы  и  т.п.  Некоторые  подозревают  Церковь  в  нечистых,  скрытых  намерениях.

Человеческое  недоверие  бросает  тень  также  и  на  самого  Бога.  Именно  из-за  этого  недоверия  в  трудные  минуты  жизни  рождаются  вопросы:  может  ли  Бог  простить  мне  такие  тяжкие  грехи?  Любит  ли  меня  Бог,  если  я  так  тяжело  страдаю?  Действительно  ли  Бог  -  это  любовь,  если  на  свете  столько  страданий?  Справедлив  ли  Бог,  если  так  жестоко  страдают  невинные  дети?  Это  лишь  некоторые  вопросы,  которые  возникают  под  влиянием  недоверия  к  Богу  и  Его  любви. 

Чтобы  доверие  стало  возможным,  человек  должен  преодолеть  в  себе  подозрительность.  Если  в  своём  сердце  мы  носим  хотя  бы  её  тень,  тогда  всё,  что  мы  принимаем  от  Бога  и  что  жертвуем  Ему,  оказывается  «отравленным»  ею.  Даже  тогда,  когда  у  нас  всё  идёт  хорошо,  в  нас  зарождаются  сомнения:  чего  Бог  потребует  от  нас  на  период  удачи  и  человеческого  счастья?  Какой  крест  Он  позже  сошлёт  на  нас?

Недоверие,  которое  овладевает  нами  в  отношениях  с  Богом  и  людьми,  проявляется  также  и  в  отношении  к  самому  себе.  Многие  молодые  люди,  будучи  неуверенными  в  себе,  постоянно  подозревают  самих  себя  в  возможности  совершения  нехороших  поступков.  Они  не  умеют  жить  в  покое  и  радоваться  жизни,  поскольку  должны  всё  время  бороться  с  внутренними  опасениями  и  излишней  заботой  о  себе  и  своём  поведении,  источником  чего  является  их  собственная  подозрительность.  Эта  присущая  им  подозрительность  нередко  принуждает  их  ставить  перед  собой  требования,  которые  значительно  превышают  их  возможности.  Иногда  это  просто  нечеловеческие  требования.

Недоверие  к  себе  самому  и  к  Богу  делает  невозможной развитие  в  человеке  истинной   веры.  Ибо,  будучи  подозрительным,  человек  не  в  состоянии  осознать,  что  дар  можно  принимать  бескорыстно.  Он  делает  попытку тотчас  за  него  платить,  вознаграждать.  В  результате  в  отношении  к  Богу  появляется  оттенок  заинтересованности,  а  духовная  жизнь  превращается  в  один  большой  торговый  процесс  с  Богом.  Человеку  в  таком  состоянии  кажется,  что  за  всё  он  должен  Богу  платить  и  всё  для  себя  у  Него  выкупить.  Если  человек  не  умеет  принимать  даров,  а  пытается  за  всё  Богу  платить,  то  одновременно  он  сам  также  не  в  состоянии  что-то  кому-то  давать  бескорыстно.  Недоверие  -  враг  бескорыстности.

Давайте  зададим  себе  несколько  вопросов  о  нашей  подозрительности.  Какова  была  моя  недоверчивость  раньше   и  какой  характер  носит  она    сегодня?  С  какими  жизненными  поранениями  она  может  быть  связана?  Какие  люди  непроизвольно  вызывают  у  меня  подозрительность?  В  какой  мере  проявляется  моё  недоверие  к  людям,  с  которыми  я  живу  в  повседневной  жизни:  к  отцу,  матери,  мужу  (жене),  собственным  детям,  иным  членам  семьи?  Не  вынашиваем  ли  мы  в  себе  подозрительности  к  нашим  соседям,  сослуживцам,  членам  приходской  общины,  священникам?  Мы  должны  обращаться  с  просьбами  к  Господу,  чтобы  Он  помог  нам  обнаружить  у  себя  нашу  подозрительность,  признать  её  и  постепенно  преодолевать  её  в  своём  сердце.

Задумаемся  над  тем,  в  какой  мере  наше  недоверие  ухудшило  наши  отношения  с  близкими  нам  людьми.  Как  повлияло  на  наше  отношение  к  Богу?  Не  ослабляет  ли  моя  подозрительность  чувства  собственного  достоинства?   Не  становится  ли  она  для  меня  источником  беспомощности, неверия  в  собственные  силы?  Мы  должны  просить  Бога  о  том,  чтобы  Он  помог  нам  принимать  нашу  подозрительность  как  важное  жизненное  задание,  как  место  сражения  за  более  глубокую  духовную  жизнь,  как  место  нашего  всё  возрастающего  доверия  к  Господу,  к  себе  и  окружающим.