4.
Преодоление подозрительности
Чтобы
мы могли
довериться Божьей
любви, которая
дарует нам
жизнь, крайне
необходимо преодолеть
в себе
подозрительность.
Поранения в
любви порождают
в человеке
глубокие опасения
перед дальнейшими
поранениями. Определённая
форма таких
страхов перед
возможными очередными
ранами проявляется
в недоверчивости.
Наша подозрительность
чаще всего
связана с
обидами, вынесенными
из родительского
дома или
полученными в
среде
сверстников либо
одноклассников.
Подозрительность -
это инстинктивная,
подсознательная форма
защиты перед
очередными обидами
и унижениями,
очередными поранениями
в любви.
Недоверчивость блокирует
естественные человеческие
взаимоотношения, создаёт
препятствия в
проявлении симпатии,
доброжелательности,
чуткости, в
дружбе и
любви, изолирует
человека, замыкает
его в
себе. Подозрительность
делает человека
грустным, гасит
в нём
радость жизни.
Мы
живём в
такое время,
когда всей
нашей цивилизации
свойственно недоверие.
„Минуло лишь
каких-то 140
лет с
тех пор,
- пишет
Роберт Блай,
- как
на Западе
начал применяться
фабричный труд,
(…) и
на протяжении
этого времени
прослеживается, как
из поколения
в поколение
слабеют связи
отцов с
детьми. Если
сын не
видит того
места, где
трудится его
отец, как
и того,
что отец
производит, может
ли сын
представить себе
отца как
героя? (…)
Ответ звучит
весьма грустно:
эти пустые
места занимают
демоны подозрительности.
Эти демоны
невидимы, но
очень красноречивы,
они вселяют
недоверие ко
всем старшим.
Такое недоверие
приводит к
тому, что
происходит разъединение
общности старших
и младших
мужчин. (…)
Исполнитель рока
не без
тени озлобления
играет такую
музыку, которую
его дедушка
никогда не поймёт”.
Человек,
которому нанесли
поранения в
любви и
который действительно
стремится к
внутреннему оздоровлению,
должен,
прежде всего,
осознать свою
собственную
недоверчивость,
подозрительность и
принять её
как рану
собственного сердца.
Эту рану
необходимо смиренно
признать перед
Господом, чтобы
тем самым
преодолеть её
сначала в
собственном сердце.
Внутренняя победа
над недоверчивостью
откроет путь
к преодолению
её во
взаимоотношениях с
окружающими.
Если
на определённом
жизненном этапе
человек не
сумеет преодолеть
в себе подозрительности,
она не
исчезнет, а
будет расти
вместе с
человеком. Таким
образом недоверчивость
ребёнка, юноши
к своим
родителям с
годами становится
подозрительностью
родителя уже
к собственным
детям. Подозрительность
подчинённого к
своему руководителю
со временем
превращается в
недоверчивость к
подчинённым, когда
он сам
становится руководителем.
Недоверие ученика
к преподавателю
со временем
перерастает в
подозрительность учителя
к учащимся.
Мы иногда
с недоверием
воспринимаем каждый
авторитет, поскольку
нам кажется
(и именно
в этом
проявляется наша
подозрительность), что
он жаждет
нас унизить,
использовать, закабалить,
всячески ограничить.
В обществе
имеется слишком
много недоверчивости
к политикам
и людям,
находящимся у
власти. Наблюдается
также подозрительность
к Церкви.
Многие считают,
что Церковь,
провозглашая Добрую
Весть и
связанные с
нею основы
морали, руководствуется
низшими мотивами:
ищет власти,
влияния, преследует
собственные интересы
и т.п.
Некоторые подозревают
Церковь в
нечистых, скрытых
намерениях.
Человеческое
недоверие бросает
тень также
и на
самого Бога.
Именно из-за
этого недоверия
в трудные
минуты жизни
рождаются вопросы:
может ли
Бог
простить мне
такие тяжкие
грехи? Любит
ли меня
Бог, если
я так
тяжело страдаю?
Действительно ли
Бог -
это любовь,
если на
свете столько
страданий? Справедлив
ли Бог,
если так
жестоко страдают
невинные дети?
Это лишь
некоторые вопросы,
которые возникают
под влиянием
недоверия к
Богу и
Его любви.
Чтобы
доверие стало
возможным, человек
должен преодолеть
в себе
подозрительность. Если
в своём
сердце мы
носим хотя
бы её
тень, тогда
всё, что
мы принимаем
от Бога
и что
жертвуем Ему,
оказывается «отравленным»
ею. Даже
тогда, когда
у нас
всё идёт
хорошо, в
нас зарождаются
сомнения: чего
Бог потребует
от нас
на период
удачи и
человеческого счастья?
Какой крест
Он позже
сошлёт на нас?
Недоверие,
которое овладевает
нами в
отношениях с
Богом и
людьми, проявляется
также и в
отношении
к самому
себе. Многие
молодые люди,
будучи неуверенными
в себе,
постоянно
подозревают самих
себя в
возможности совершения
нехороших поступков.
Они не
умеют жить
в покое
и радоваться
жизни, поскольку
должны всё
время бороться
с внутренними
опасениями и
излишней заботой
о себе
и своём
поведении, источником
чего является
их собственная
подозрительность. Эта
присущая им
подозрительность нередко
принуждает их
ставить перед
собой требования,
которые значительно
превышают их
возможности. Иногда
это просто
нечеловеческие требования.
Недоверие
к себе
самому и
к Богу
делает невозможной
развитие в
человеке истинной
веры. Ибо,
будучи подозрительным,
человек не
в состоянии
осознать, что
дар можно
принимать бескорыстно.
Он делает попытку
тотчас за
него платить,
вознаграждать. В
результате
в отношении
к Богу
появляется оттенок
заинтересованности, а
духовная жизнь
превращается в
один большой
торговый процесс
с Богом.
Человеку в
таком состоянии
кажется, что
за всё
он должен
Богу платить
и всё
для себя
у Него
выкупить. Если
человек не
умеет принимать
даров, а
пытается за
всё Богу
платить, то
одновременно он
сам также
не в
состоянии что-то
кому-то давать
бескорыстно. Недоверие
- враг
бескорыстности.
Давайте
зададим себе
несколько вопросов
о нашей
подозрительности. Какова
была моя недоверчивость
раньше
и
какой характер
носит она
сегодня? С
какими жизненными
поранениями она
может быть
связана? Какие
люди непроизвольно
вызывают у
меня подозрительность?
В какой
мере проявляется
моё недоверие
к людям,
с которыми
я живу
в повседневной
жизни: к
отцу, матери,
мужу (жене),
собственным детям,
иным членам
семьи? Не
вынашиваем ли
мы в
себе подозрительности
к нашим
соседям, сослуживцам,
членам приходской
общины, священникам?
Мы должны
обращаться с
просьбами к
Господу, чтобы
Он помог
нам обнаружить
у себя
нашу подозрительность,
признать её
и постепенно
преодолевать её
в своём сердце.
Задумаемся
над тем,
в какой
мере наше
недоверие ухудшило
наши отношения
с близкими
нам людьми.
Как повлияло
на наше
отношение к
Богу? Не
ослабляет ли
моя подозрительность
чувства
собственного достоинства?
Не
становится ли она
для
меня источником
беспомощности, неверия в
собственные силы?
Мы должны
просить Бога
о том,
чтобы Он
помог нам
принимать нашу
подозрительность как
важное жизненное
задание, как
место сражения
за более
глубокую духовную
жизнь, как
место нашего
всё возрастающего
доверия к
Господу, к
себе и окружающим.

|