3.  Открытие  Божьей  любви

 

Сущность  любой  обиды  всегда  состоит  в  том,  что  человек  недополучает  любви.  Основные  обиды,  вынесенные  из  родительского  дома,  чаще  всего  объясняются  либо  отсутствием   в  семье  любви,  либо  различными  её  извращениями.  Поэтому  главный  путь  внутреннего  оздоровления  всегда  будет  лежать  через  любовь  другого  человека  и   Бога.  Глубину  и  ценность  жизни  мы  открываем,  испытывая  любовь  человеческую  и  Божью.  Помощь  другого  человека,  его  забота  и  доброжелательность  должны  направить  страдающего  на  открытие  источника  любви,  которым  есть  Бог.  Ибо  окончательно  только  Его  бескорыстная  и  безусловная  любовь  возвращает  человеку  жажду  жизни,  которая  была  угнетена  из-за  обид,  нанесенных  в  любви  от  людей.  Серьёзные  поранения  в  человеческой  любви  могут  быть  излечены  только  в  отношении  к  безграничной  любви  Бога.

Любовь  Создателя  открывается  медленно.  Путь  к  ней  -  в  чтении Священного  Писания,  личных  размышлениях,  молитве,  участии  в  таинствах,  духовном  руководстве,  семейной  жизни,  человеческой  дружбе.  Всё  это  происходит  в  рамках  Церковной  общины.  Церковная  община  помогает  человеку  постепенно  открывать  различные  «стороны»  таинственности  Господа.  Божья  любовь  «так  огромна»,  что  человек  не  может  охватить  её  в  короткое  время,  в  одном  акте  познания.  Человек  познаёт  Бога  по  мере   развития  своей  духовной  жизни.  Поэтому  можно  говорить  об  этапах,  ступенях  в  открывании  Бога  и  Его  любви.  Господь  дарует  человеку  целую  жизнь  для  того,  чтобы  он  мог  проникать  в  Его  тайны  и  Его  безграничную  любовь.

В  связи  с  этим  опыт  духовной  христианской  жизни  начинается  не  от  знакомства  с  обязанностями  и  религиозными  трудностями,  а  от  знакомства  с  бескорыстной  любовью.  Самым  важным  секретом  христианства  является  факт,  что Бог  так  возлюбил  мир,  что  отдал  Сына  Своего  единородного,  дабы  всякий,  верующий  в  Него,  не  погиб,  но  имел  жизнь  вечную.  Ибо  не  послал  Бог  Сына  Своего  в  мир,  чтобы  судить  мир,  но  чтобы  мир  спасён  был  чрез  Него”  (Ин  3,  16  -  17).

Вот  почему  наиважнейшая  истина  христианства  -  это  любовь,  которой  нас  любят  бескорыстно.  Человеческая  жизнь  является  плодом  этой  любви.  Мы  существуем  благодаря  любви.  Господь  приглашает  нас  к  тому,  чтобы  мы  её  принимали  и  воплощали  в  жизнь.  Христианская  духовная  жизнь  зарождается  в  созерцании  Божьей  любви,  объявленной  в  Иисусе  Христе.  Святой  Иоанн  Евангелист  предлагает  нам  восхищаться  бескорыстной  любовью  Бога. Смотрите,  какую  любовь  дал  нам  Отец, чтобы  нам  называться  и  быть  детьми  Божиими.  Мир  потому  не  знает  нас,  что  не  познал  Его.  Возлюбленные,  мы  теперь  дети  Божии,  но  ещё  не  открылось,  чтó  будем.  Знаем  только,  что,  когда  откроется,  будем  подобны  Ему,  потому  что  увидим  Его,  как  Он  есть”  (I  Ин  3,  1  -  2).

Мы  должны  часто  задавать  себе  вопрос:  какому  Богу  мы  молимся?  На  основании  чего  мы  выстраивали  себе  образ  Бога?  Сколько  в  нашем  опыте  Бога   есть  чувства  вины,  опасения  за  себя,  страха  перед  Божьей  карой,  стремления  «быть  в  порядке»,  а  сколько  есть  истинного  познания  Его  бескорыстной  любви?  Мы  не  сможем  испытывать  большого  подъёма,  воодушевления,  жизненного  энтузиазма,  если  наш  образ  Бога  будет  связан,  прежде  всего,  с  чувством    страха  и  будет  пробуждать  в  нас  чувство  вины. 

Когда  мы  размышляем  о  Боге  и  Его  воле,  нашей  первой  реакцией  должна  быть  не  забота  о  том,  являемся  ли  мы  перед  Ним  «в  порядке»,  но  осознание  того,  что  Он  нас  любит  вечной  и  безграничной  любовью.  Если  мать    своему  маленькому  ребёнку  будет,  прежде  всего,  предъявлять  строгие  требования  вместо  того,  чтобы  окружать  его  чуткой  заботой  и  любовью,  она   тем  самым  будет  глубоко  его  ранить.  Ребёнок  не  воспримет  требований  матери  и  отца,  если  не  почувствует  себя  любимым  ими.  Подобным  образом  чувствует  себя  каждый  человек  перед  Богом:  пока  не  почувствует,  что  Бог  его  любит,  до  тех  пор  не  сможет  понять  смысла  Его  заповедей  и  запретов. 

Божья  любовь  требовательна,  иногда  даже  слишком,  но  эти  требования  Он  предъявляет  в  соответствующее  время  и  на  соответствующем  этапе  человеческого  развития.  Поэтому  в  духовной  жизни  необходимо,  прежде  всего,  открыть,  что  мы  любимы,  чтобы  мы  смогли  преодолеть  в  себе  навязчивый  вопрос,  диктуемый  страхом:  «В  порядке»  ли  я  перед  Богом?  Бог  любит  нас  также  и  тогда,  когда  мы  перед  Ним  «не  в  порядке».  Именно  ощущение  Его  любви  приводит  нас  «в  порядок»,  наполняет  нас  покоем  и  гармонией.  Его  любовь  очищает  нас  и  излечивает  от  чувства  обиды,  которое  всегда  является  проявлением  беспорядка  в  любви.

В  Библии,  как  в  Новом,  так  и  Старом  Завете,  мы  должны  часто  искать  те  места,  которые  объявляют  нам  бескорыстную  Божью  любовь.  Неверно  думать,  что  Господь  объявляет  Свою  любовь  только  в  Новом  Завете.  В  Старом  Завете  также  имеется  много  фрагментов,  описывающих  бесконечную  и  бескорыстную  любовь  Бога  к  человеку. Как  утешает  кого-либо  мать  его,  так  утешу  Я  вас,  и  вы  будете  утешены  в  Иерусалиме”  (Ис  66,  13). Вот,  Я  начертал  тебя  на  дланях  Моих,  стены  твои  всегда  предо  Мною”  -  прекрасно  говорит  пророк  Исаия  (Ис  49,  16).  Нежное  выражение  любви  Яхве  к  человеку  мы  находим  также  у  пророка  Иеремии: Прежде  нежели  Я  образовал  тебя  во  чреве,  Я  познал  тебя,  и  прежде  нежели  ты  вышел  из  утробы,  Я  освятил  тебя:  пророком  для  народов  поставил  тебя”  (Иер  1,  5).  Господь  образовал  нас  в  утробе  матери,  постоянно  носит  нас  на  обеих  Своих  ладонях.  Любит  нас  всей  полнотой  любви  -  любви  матери  и  отца.  Глубокое  осознание  того,  что  жизнь  -  это  дар  Божьей  любви,  что  она  окружена  Его  любовью  и  что  Он  держит  её  в  Своих  мощных  руках  -  в  этом  ценный  источник  позитивного  отношения  человека  к  жизни.  Каждый  из  нас  должен  спрашивать  себя:  каков  мой  образ  Бога?  Осознаю  ли  я  повседневно  правду  о  том,  что  Бог  «начертал  меня  на  дланях  Своих»?  Испытываю  ли  я  в  своей  жизни  Божье  утешение,  особенно  в  трудные  минуты  жизни?  Связываю  ли  я  отчётливо  ценность  моей  жизни  с  Божьей  любовью?