1. Божья
благодать и человеческие
усилия
Подобно
тому, как
чувство обиды
охватывает всего
человека целиком
(эмоциональную,
психическую и
духовную сферы),
так и
в процессе
внутреннего оздоровления
должна участвовать
вся личность
человека. Недостаточно
оздоровления одной
лишь памяти,
либо эмоциональной
или духовной
сферы. Крайне
необходимо оздоровление
всей человеческой
личности. Духовное
оздоровление ведёт
нас к
необходимости
оздоровления сферы
эмоций, а
оздоровление чувств
открывает нас
на духовное
измерение. Оскорблённый
человек способен
контролировать мир
своих израненных
чувств лишь
тогда, когда
обратится к
самому глубокому
человеческому измерению
- к
духовной жизни.
Одной
из существенных
ошибок, которая
допускается в
размышлениях об
оздоровлении от
чувства обиды,
является
противопоставление
эмоциональной сферы
сфере духовной.
Для правильного
внутреннего оздоровления
необходимо гармоническое
соединение этих
обоих измерений
человеческого
существования. Там,
где не
хватает силы
воли, чтобы
взять на
себя большой
труд в
оздоровлении
эмоциональной сферы,
нередко делается
попытка её
проигнорировать,
перекинув
всю тяжесть
ответственности
на Господа
Бога и
Его
благодать. В
подобной ситуации
израненный человек легко
выражает готовность
целиком вверить
себя Богу,
но при
условии, что
Он избавит
его от
всевозможных страданий.
Освобождение от
страдания тогда
ошибочно ассоциируется
с истинным
оздоровлением. Вытеснение
обиды из
сознания, перекидывание
её на
других, уменьшение её
в своей
интенсивности
может действительно
привести к
уменьшению страдания,
однако это
не означает
истинного внутреннего
оздоровления.
Если
человек в своей
жизни не
испытывает никаких
страданий, это не
зависит только
от него.
Присутствие Божьей
благодати не
измеряется также
тем, что человек
освобождается от
физических или
психических страданий.
Благодатью может
быть в
равной степени
как освобождение
от страданий,
так и
наделение ими
человека. В
духовной жизни
существенным является
не само
страдание, а
его значение
для всей
жизни человека.
В
нашей молитве
об освобождении
нас от «чаши горечи» мы нередко
можем быть
услышаны подобно
тому, как
был услышан Иисус
в
Гефсиманском Саду.
„Он во
дни плоти
Своей с
сильным воплем
и со
слезами принёс
молитвы и
моления могущему
спасти Его
от смерти,
и услышан
был за
Своё благоговение.
Хотя Он
и Сын,
однако страданиями
навык послушанию”
(Евр 5, 7 –
8). Освобождение
от чувства
обиды приходит
через послушание Господу,
которое нередко
наступает среди
страданий и
внутренней борьбы.
Если внутреннее
оздоровление мы
понимаем, прежде
всего, как
жизнь без
боли, то
может случиться,
что поиски
оздоровления станут
для нас
лишь формой
бегства не
только от
страданий, но
также и
от ответственности
за собственную
жизнь.

|