5. „Я
же
червь, а не
человек”
Как
молиться в
состояниях трудной
внутренней борьбы?
Каким методом
молитвы следует
пользоваться?
Существует
много решений.
Каждый человек
должен выбрать
такое, которое
больше всего
подходит его
внутренней ситуации.
Наверняка не следовало
бы прибегать
к таким
методикам, которые
окажутся для
человека новыми,
поскольку всё
внимание будет
сконцентрировано не
в нужном
направлении. Нежелательно
также выбирать
позицию «пассивного»
пребывания. Внутренняя
борьба
требует активности.
Однако это
не должна быть
только
эмоциональная активность.
Сущность активности
на молитве
состоит в
поисках присутствия
Бога, Его
милосердия, прощения,
чуткости, доброты.
Эта активность
выражается также
в искреннем
открытии перед
Ним состояния
своей души.
На
молитве человек
«изливает свою
душу» перед
Богом. Не
боится рассказывать
Богу обо
всём, что
в ней
происходит. Раскрытие
состояния своей
души должно соединяться
с
поисками присутствия
Бога и
с просьбой
о Его
благодати.
Образцом
молитвы страдающего
человека является
Псалом 22,
которым Иисус
молился перед
смертью, то есть
в тот
момент, когда
Он берёт
на Себя
и жертвует
Своему Отцу
всю человеческую
неправедность и
все обиды.
Иисус на
кресте взял
на Себя
всё то
зло, которым
на протяжении
всего существовании
мира человек
причинял человеку.
В Псалме
22 переплетается
представление состояния
собственной души
с осознанием
присутствия Яхве.
Псаломщик в
непосредственной беседе
с Богом
переходит от
описания состояния
своей души
к благодарности
за Его
присутствие и
Его действия,
как во
всей истории
Израиля, так
и в
его личной
жизни. Поэтому
размышление над
действиями Яхве
переходит в
смиренную мольбу
о милосердии.
Автор Псалма
22 заканчивает
свою молитву
прославлением Бога.
Обида, которую
он испытывает,
становится для
него местом
объявления Божьей
хвалы, болезненным
поводом для
воззвания всего
потомства Израиля
к доверию Яхве.
„Боже
мой! Боже
мой! Для
чего Ты
оставил меня?
Далеки от
спасения моего
слова вопля
моего. Боже
мой! Я
вопию днём,
а Ты
не внемлешь
мне, ночью,
и нет
мне успокоения.
Но
Ты, Святый,
живёшь среди
славославий Израиля.
На Тебя
уповали отцы
наши; уповали,
и Ты избавлял
их. К
Тебе взывали
они и
были спасаемы;
на Тебя
уповали и
не оставались
в стыде.
Я
же червь,
а не
человек, поношение
у людей
и презрение
в народе.
Все, видящие
меня, ругаются
надо мною;
говорят устами,
кивая головою:
„Он уповал
на Господа,
пусть избавит
его, пусть
спасёт, если
он угоден Ему”.
Но
Ты извёл
меня из
чрева, вложил
в меня
упование у
грудей матери
моей. На
Тебя оставлен
я от
утробы, от
чрева матери
моей. Ты
- Бог
мой Не
удаляйся от
меня, ибо
скорбь близка,
а помощника нет.
Множество
тельцов обступило
меня; тучные
Васанские окружили
меня. Раскрыли
на меня
пасть свою,
как лев,
алчущий добычи
и рыкающий.
Я пролился
как вода;
все кости мои
рассыпались; сердце
моё сделалось, как
воск, растаяло
посреди внутренности
моей.
Сила
моя иссякла,
как черепок;
язык мой
прильпнул к
гортани моей,
и Ты
свёл меня
к персти
смертной. Ибо
псы окружили
меня, скопище
злых обступило
меня, пронзили
руки мои
и ноги
мои. Можно
было бы
перечесть все
кости мои,
а они
смотрят и
делают из
меня зрелище;
делят ризы
мои между
собою, и
об одежде
моей бросают жребий.
Но
Ты, Господи,
не удаляйся
от меня;
Сила моя,
поспеши мне
на помощь;
избавь от
меча душу
мою и
от псов
одинокую мою;
спаси меня
от пасти
льва и
от рогов
единорогов -
услышав, избавь меня!
Буду
возвещать имя
Твоё братьям
моим, посреди
собрания восхвалять
Тебя. Боящиеся
Господа! Восхвалите
Его. Всё
семя Иакова,
прославь Его!
Да благоговеет
пред Ним
всё семя
Израиля! Ибо
Он не
презрел и
не пренебрёг
скорби страждущего,
не скрыл
от него
лица Своего,
но услышал
го, когда
сей воззвал
к Нему”
(Пс
22, 2 - 25).
Этот
этап внутреннего
оздоровления является
истинным даром
Бога, Его
благодатью. Ибо
только Божья
благодать способна
переменить
чувство
беспомощности и
бессилия в
смиренную просьбу
о милосердии.
В такой
ситуации духовный
руководитель нередко
становится свидетелем
истинного чуда внутренней
перемены.
И вести
себя он
должен очень
деликатно, а
также поддерживать
молитву такого
человека собственной
молитвой.

|