4.  Внутренний  ад

 

Однако  не  всегда  молитва  с  просьбой  о  Божьем  милосердии  сразу  же приносит  утешение  и  успокоение.  В  тех  случаях,  когда   пребывание  в  состоянии  обиженности  было  длительным  и  очень  болезненным,  нередко  бывает  так,  что  одновременно  с  решением  унизиться  перед  Богом  и  открыться  на  Его  благодать,  для  страдающего  человека  начинается  настоящий  ад,  «внутренняя  геенна».   «Демоны»  жалости,  чувства  обиды,  гнева,  жажды  мести    слишком  глубоко  укоренились  во  всех  сферах  личности  обиженного  человека  и  так  с  нею  срослись,  что  не  позволяют  легко от  них  освободиться.  Состояние  переживаемой  обиды,  длящееся  иногда  на  протяжении  многих  лет,  значительно  изменяет  всю  личность  человека  и  глубоко  в  неё   проникает.  Это  проявляется  в  эмоциональных  реакциях  такого  человека,  в  его  способе  мышления,  во  взаимоотношениях  с  окружающими,  в  религиозной  жизни. 

Проводимый   в  таких  случаях  психоанализ  не  гарантирует  того,  что  проблема  решится  автоматически.  Иногда  процесс  оздоровления  может  даже  осложниться.  Концентрация  на  нанесенных  обидах  и  переживаемых  чувствах, связанных  с  ними,   может  стать  причиной  того,  что  незрелые  жизненные  позиции  и  соответствующее  им  поведение  закрепляются  и  сохраняются  на  длительное  время.  Если  обиженный человек поймёт  механизмы  такого  своего  поведения,  это  может  дать  ему  в  руки  «отличное  оружие»  для  манипулирования  людьми  и  втягивания  их  в  свои  собственные  проблемы.  Психоанализ,  проводимый  длительное  время,  нередко  приводит  к  тому,  что  обиженный  человек  во  взаимоотношениях  с  окружающими  начинает  подражать  поведению  психоаналитика,  который  им  занимается.  А  также  пытается  давать  объяснения  поведению  и  позиции  психоаналитика  в  области  моральной  и  духовной,  ссылаясь  на  их  психологическую  зависимость.

Унижение  страдающего  человека  перед  Богом  закладывает  готовность  к  глубокому  внутреннему  обращению.  В  этом  процессе  психоанализ  может  оказать  человеку  большую  помощь.  Однако  главная  проблема  заключается  не  в  самих  чувствах,  даже  если  бы  они  были  слишком  сложные,  а  в  готовности  стать  перед  собой  и  перед  Богом  в  правде,  искренности  и  смирении.  Решение  человека  постоянно  пребывать  перед  Богом  вопреки  всяческим  ощущениям,  является  самым  важным  условием  для  процесса  внутреннего  оздоровления.