4.
Внутренний ад
Однако
не всегда
молитва с
просьбой о
Божьем милосердии
сразу же приносит
утешение и
успокоение. В
тех случаях,
когда пребывание
в состоянии
обиженности было
длительным и
очень болезненным,
нередко бывает
так, что
одновременно с
решением унизиться
перед Богом
и открыться
на Его
благодать, для
страдающего человека
начинается настоящий
ад, «внутренняя
геенна». «Демоны»
жалости, чувства
обиды, гнева,
жажды мести
слишком глубоко
укоренились во
всех сферах
личности обиженного
человека и
так с
нею срослись,
что не
позволяют легко от них
освободиться.
Состояние переживаемой
обиды, длящееся
иногда на
протяжении многих
лет, значительно
изменяет всю
личность человека
и глубоко
в неё
проникает. Это
проявляется в
эмоциональных реакциях
такого человека,
в его
способе мышления,
во взаимоотношениях
с окружающими,
в религиозной
жизни.
Проводимый
в таких
случаях психоанализ не
гарантирует
того, что
проблема решится
автоматически. Иногда
процесс оздоровления
может даже
осложниться. Концентрация
на нанесенных
обидах и
переживаемых чувствах,
связанных с
ними, может
стать причиной
того, что
незрелые жизненные
позиции и
соответствующее им
поведение закрепляются
и сохраняются
на длительное
время. Если обиженный
человек поймёт механизмы
такого своего
поведения, это
может дать
ему в
руки «отличное
оружие» для
манипулирования людьми
и втягивания
их в
свои собственные
проблемы. Психоанализ,
проводимый длительное
время, нередко
приводит к
тому, что
обиженный человек
во взаимоотношениях
с окружающими
начинает подражать
поведению психоаналитика,
который им
занимается. А
также пытается
давать объяснения
поведению и
позиции психоаналитика
в области
моральной и
духовной, ссылаясь
на их
психологическую зависимость.
Унижение
страдающего человека
перед Богом
закладывает готовность
к глубокому
внутреннему обращению.
В этом
процессе психоанализ
может оказать
человеку большую
помощь. Однако
главная проблема
заключается не
в самих
чувствах, даже
если бы
они были
слишком сложные,
а в
готовности стать
перед собой
и перед
Богом в
правде, искренности
и смирении.
Решение человека
постоянно
пребывать
перед Богом
вопреки всяческим
ощущениям, является
самым важным
условием для
процесса внутреннего
оздоровления.

|