6.  Не  причиняйте  зла   ребёнку

 

Воспитание  детей  требует  от  родителей  и  воспитателей  распознавания  и  критической  оценки  как  собственного  поведения,  так  и  того  климата,  который  создаётся  детям  в  семье  и  школе.  Крайне  важным  является,  прежде  всего,  критический  подход  к  себе.  И  вовсе  не  для  того,  чтобы  чувствовать  себя  «плохим  родителем»  (воспитателем),  но  скорее  для  того,  чтобы  на  собственных  и  чужих  ошибках  овладевать  искусством  воспитания  и  таким  образом  избегать  нанесения  ребёнку  обид  и  зла.  Родители,  воспитатели,  священники,  которые  ежедневно  проводят  с  детьми  много  времени,  должны,  прежде  всего,  ставить  вопрос  не  столько  о  том,   как  помочь  ребёнку,  а  скорее  о  том,  как  избегать  поведения,  которое  могло  бы  травмировать  ребёнка.  Не  ранить  ребёнка  -  это  первое  фундаментальное  требование  правильного  воспитания.  Обиженный  ребёнок  легко  замыкается  в  себе,  даже  если  его  обидели,  не  осознавая  этого.  Самые  искренние  воспитательные  меры  на  такого  ребёнка  не  оказывают  своего  воздействия,  а  иногда  могут  приносить  результат,  противоположный  ожидаемому.  Эффективность  воспитательного  воздействия  в  значительной  степени  зависит  от  открытости  ребёнка,  его  доверия,  а  также  от  его  включения  в  собственное  развитие.  Воспитание  ребёнка  -  одна  из  самых  трудных,  но  одновременно  из  самых  необходимых  жизненных  способностей.  От  искусства  воспитания  в  большой  мере  зависит  будущее  детей,  их  семей,  а  также  будущее  общества. 

Однако  забота  о  ребёнке  не  может  сводиться  к  заинтересованности   только его поведением.  Ребёнку  крайне  необходима  здоровая  педагогическая  атмосфера  везде,  где  он  находится.  Поэтому  родителям  следует  быть  внимательными  к  тому,  чтобы  их  детям  не  наносились  обиды  другими  лицами,  которые  занимаются  воспитанием  их  детей  вне  родительского  дома.  Особенно  это  относится  к  воспитателям  и священникам.  С  другой  же  стороны,  школа  и  приходы  должны  быть  чуткими  к  тому,  как  относятся  к  ребёнку  в  семье.  Речь  не  идёт  о  создании  атмосферы  недоверия  между  родителями  и  воспитателями.  Имеется  в  виду  открытость  на  оказание  себе  взаимной  помощи  в  воспитании  детей.