5.
Любовь при чрезмерной
опеке
Дети
не являются
собственностью родителей.
Они даны
родителям для
того, чтобы те
вели
их по
пути всё
большей самостоятельности
и зрелости.
Зрелость родительской
любви, особенно любви
материнской, проявляется
тогда, когда
у ребёнка
ослабевает связь
с родителями,
а позже
и вовсе
теряется необходимость
в зависимости
от семьи и
в послушании
родителям. По
мере развития
и созревания
ребёнка взаимоотношения
зависимости и
подчинения ребёнка
родителям должно
изменяться в
сторону построения
партнёрской дружбы
и взаимного
уважения свободы
и
личной автономии.
Если же
родители воспитывают
своего ребёнка
по принципу
чрезмерной опеки
и не
позволяют ему
развиваться всё
более самостоятельно
и независимо,
это вызывает
у ребёнка
чувство унижения
и обиды.
А.
Одной из
основных форм
чрезмерной опеки
является патернализм.
Проявляется он
в позиции
превосходства родителей
над ребёнком
с одновременным
добродушным,
снисходительным
отношением к
нему. Такой
родитель считает,
что он
всё знает
лучше, что
он всегда
находит лучший
выход из
любой ситуации,
что он
более мудрый
и сильный.
Он готов
не столько
помогать своему
ребёнку, сколько
во всём
подменять его.
Отношение к
ребёнку в
таких случаях
подобно отношению
к маленькому,
беспомощному существу,
которое нуждается
в постоянной
опеке и
помощи. Вместо
того, чтобы
помогать ребёнку
становиться всё более
самостоятельным, такой
родитель делает
его всё
более зависимым
от себя,
выполняя вместо
него все
его дела,
с которыми
ребёнок вполне
смог бы
справляться сам.
Иногда даже
может внушать
ребёнку его
беспомощность, которая
служит как бы
оправданием
для такого его
поведения,
проявляющегося в
чрезмерной
опеке.
Сущность
патернализма состоит
в том,
чтобы сохранять
«пропасть» между
«великим» родителем
или воспитателем
и «малым»,
беспомощным ребёнком.
Когда по
мере роста
и развития
ребёнка это
пропасть сама
по себе
уменьшается, такой
родитель не
в состоянии
принять позицию
партнёрства и
сотрудничества, но
вместо этого
и дальше
пытается помогать
молодому человеку
и окружать
его усиленной
опекой, помимо
его воли.
Женская
форма патернализма
нередко
также характеризуется
властной
любовью. Соединяет
она в
себе излишнюю
заботу об
облегчении жизни
ребёнка с
потаканием всем
его капризам
и материальным прихотям
- и
всё лишь
для того,
чтобы иметь
возможность привязывать
ребёнка к
себе как
можно крепче.
Если к
патернализму отца
присоединяется
«охранительная» и
властная любовь
матери, такой
ребёнок покидает
отчий дом
совершенно беспомощным
и беззащитным
перед обычными
жизненными трудностями.
После первых
же испытаний
зачастую возвращается
под крылышки
родителей, ища
у них
помощи и
поддержки. В
таких случаях
патернализм добивается
своего -
это «вечная»
связь родителя
со своим ребёнком.
Б.
Любовь
родителей при
чрезмерной опеке
может проявляться
также в
том, что
родители устраняют
всевозможные препятствия,
возникающие на
пути ребёнка,
при этом
высказывают в
его адрес
дешёвые похвалы
и успокоение.
Мотив такой
позиции объясняется
опасением за
себя и
неверие в
силы и
способности ребёнка.
Трудные ситуации,
которые требуют
от человека
усилий и
самопожертвования,
встречаются ежедневно
в жизни
каждого человека,
в том
числе и
в жизни
молодых людей.
Иногда с
ними действительно
бывают связаны
опасения и
психическое напряжение,
но именно
такие ситуации
становятся поводом
для включения
человека в
формирование собственной
личности.
Устранение
препятствий и
дешёвые успокаивания,
которые понимаются
родителями как
сострадательность
ребёнку, только
демобилизуют его.
Показывают ребёнку,
что он
слабый, несчастный
и беспомощный.
Поступая таким
образом, родители
пытаются снимать
напряжение не
только у
ребёнка, но
также и
у себя
самих. Хорошо,
что родители
дают себе
и другим
дешёвые обещания,
что в
будущем всё
будет отлично.
Иногда это
оправдывает и
поддерживает ребёнка
в его
собственных глазах.
Позволяет ребёнку
и родителям
чувствовать себя
«в порядке».
В то
время, как
складывающиеся в
жизни ситуации
требуют не
успокоения, а
принятия усилий
для преодоления
трудностей и
устранения препятствий,
а также
для борьбы
с собственными
человеческими слабостями.
Подобные
формы поведения родителей
являются
своего рода
обманом ребёнка
и именно
поэтому они
вредны. С
одной стороны,
родителям необходимо
следить за
тем, чтобы
ситуации не
были слишком трудными
для ребёнка
и не
превышали его
возможностей и
чтобы в
случае необходимости
ребёнок мог
рассчитывать на
их помощь
и поддержку,
но с
другой стороны,
им следует
убедиться в
том, что
ситуация действительно
критическая. Ибо
сложные ситуации
учат детей
преодолевать жизненные
трудности, которые
позже будут
встречаться на
их пути
и в
молодости, и
во взрослой
жизни. Для
ребёнка одинаково
вредно будет
слишком
оберегать его
перед трудностями,
но и
предоставлять его
самому себе
в критических
для него ситуациях.
В.
Чтобы дети
могли достигать
всё большей
самостоятельности и
зрелости, они
нуждаются в
предоставлении им
соответствующего
кредита
свободы. Как
в семье,
так и
в школе
одной из
наиболее важных
воспитательных задач
является предоставление
детям свободы и всё
возрастающей
ответственности за
пользование ею.
Если воспитание
ребёнка в
семье осуществляется
под строгим
контролем со
стороны родителей
в сочетании
с суровым запретно -
приказным подходом,
это всегда связано
с опасениями
не столько
за ребёнка,
сколько, прежде
всего, со
страхами родителей о
себе. Опасения
перед предоставлением
ребёнку свободы
также могут
быть связаны
с недоверием
как к
себе самому,
так и
к окружающим.
Эффективность
воспитания в
значительной мере
зависит от
создания в
семье доверия
к детям,
опирающегося на
предоставлении им
свободы. Если
ребёнок полностью
доверяет родителям
и чувствует
себя с
ними свободным,
тогда они могут
передать ребёнку
всё, что
таится в
их сердце
и что
они считают
важным для
ребёнка. Ребёнок
воспринимает всё
то ценное,
что передают
ему родители,
также и
тогда, когда
почувствует, что
родители требуют от
него
участия и
усилий. Чем
полнее выражено
доверие родителей
к детям,
тем эффективнее
их воспитательные
меры.
Без
свободы и
доверия воспитание
легко превращается
в своеобразную
дрессировку, которая
состоит в
навязывании внешних
форм поведения.
Такое воспитание
приносит детям
только вред.
В юношеском
возрасте ребёнок
инстинктивно начнёт
оказывать сопротивление
всему тому,
что навязывают
ему родители.
Опасность состоит
в том,
что, не
обладая ещё
способностью к
распознаванию добра
и зла,
ребёнок вместе
с внешними
формами нередко
отбрасывает также
много хорошего,
что было
в родительском доме.
Если
давление на
ребёнка со
стороны родителей
было слишком
сильным, а
подрастающему молодому
человеку не
хватает сил
и смелости,
чтобы оказывать
сопротивление, то
в юношеские
годы внешние
формы воспитания
могут трансформироваться
в холодный,
бесчувственный характер,
с наличием опасений,
комплексом
неполноценности и
отсутствием чувства
безопасности. Эти
качества молодой
человек относит
в равной
степени как
к себе
самому, так
и к
окружающим. Таким
образом, наследуя
воспитательные ошибки
своих родителей,
он начинает
причинять зло
другим,
как в
своё время
причиняли зло
ему.

|