5.  Любовь  при  чрезмерной   опеке

 

Дети  не  являются  собственностью  родителей.  Они  даны  родителям  для  того,  чтобы  те  вели  их  по  пути  всё  большей  самостоятельности  и  зрелости.  Зрелость  родительской  любви,  особенно любви  материнской,  проявляется  тогда,  когда  у  ребёнка  ослабевает  связь  с  родителями,  а  позже  и  вовсе  теряется  необходимость  в  зависимости  от  семьи  и в  послушании  родителям.  По  мере  развития  и  созревания  ребёнка  взаимоотношения  зависимости  и  подчинения  ребёнка  родителям  должно  изменяться  в  сторону  построения  партнёрской  дружбы  и  взаимного  уважения  свободы  и  личной  автономии.  Если  же  родители  воспитывают  своего  ребёнка  по  принципу  чрезмерной  опеки  и  не  позволяют    ему  развиваться  всё  более  самостоятельно  и  независимо,  это  вызывает  у  ребёнка  чувство  унижения  и  обиды.

 

А.   Одной  из  основных  форм  чрезмерной  опеки  является  патернализм.  Проявляется  он  в  позиции  превосходства  родителей  над  ребёнком  с  одновременным  добродушным,  снисходительным  отношением  к  нему.  Такой  родитель  считает,  что  он  всё  знает  лучше,  что  он  всегда  находит  лучший  выход  из  любой  ситуации,  что  он  более  мудрый  и  сильный.  Он  готов  не  столько  помогать  своему  ребёнку,  сколько  во  всём  подменять  его.  Отношение  к  ребёнку  в  таких  случаях  подобно  отношению  к  маленькому,  беспомощному  существу,  которое  нуждается  в  постоянной  опеке  и  помощи.  Вместо  того,  чтобы  помогать  ребёнку  становиться  всё  более самостоятельным,  такой  родитель  делает  его  всё  более  зависимым  от  себя,  выполняя  вместо  него  все  его  дела,  с  которыми  ребёнок  вполне  смог  бы  справляться  сам.  Иногда  даже  может  внушать  ребёнку  его  беспомощность,  которая  служит  как  бы  оправданием  для  такого  его  поведения,  проявляющегося  в  чрезмерной  опеке. 

Сущность  патернализма  состоит  в  том,  чтобы  сохранять  «пропасть»  между  «великим»  родителем  или  воспитателем  и  «малым»,  беспомощным  ребёнком.  Когда  по  мере  роста  и  развития  ребёнка  это  пропасть  сама  по  себе  уменьшается,  такой  родитель  не  в  состоянии  принять  позицию  партнёрства  и  сотрудничества,  но  вместо  этого  и  дальше  пытается  помогать  молодому  человеку  и  окружать  его  усиленной  опекой,  помимо  его  воли.

Женская  форма  патернализма  нередко  также  характеризуется   властной  любовью.  Соединяет  она  в  себе  излишнюю  заботу  об  облегчении  жизни  ребёнка  с  потаканием  всем  его  капризам  и  материальным  прихотям -  и  всё  лишь  для  того,  чтобы  иметь  возможность  привязывать  ребёнка  к  себе  как  можно  крепче.  Если  к  патернализму  отца  присоединяется  «охранительная»  и  властная  любовь  матери,  такой  ребёнок  покидает  отчий  дом  совершенно  беспомощным  и  беззащитным  перед  обычными  жизненными  трудностями.  После  первых  же  испытаний  зачастую  возвращается  под  крылышки  родителей,  ища  у  них  помощи  и  поддержки.  В  таких  случаях  патернализм  добивается  своего  -  это  «вечная»  связь  родителя  со  своим  ребёнком.

 

Б.   Любовь  родителей  при  чрезмерной  опеке  может  проявляться  также  в  том,  что  родители  устраняют  всевозможные  препятствия,  возникающие  на  пути  ребёнка,  при  этом  высказывают  в  его  адрес  дешёвые  похвалы   и   успокоение.  Мотив  такой  позиции  объясняется  опасением  за  себя  и  неверие  в  силы  и  способности  ребёнка.  Трудные  ситуации,  которые  требуют  от  человека  усилий  и  самопожертвования,  встречаются  ежедневно  в  жизни  каждого  человека,  в  том  числе  и  в  жизни  молодых  людей.  Иногда  с  ними  действительно  бывают  связаны  опасения  и  психическое  напряжение,  но  именно  такие  ситуации  становятся  поводом  для  включения  человека  в  формирование  собственной  личности. 

Устранение  препятствий  и  дешёвые  успокаивания,  которые  понимаются  родителями  как  сострадательность  ребёнку,  только  демобилизуют  его.  Показывают  ребёнку,  что  он  слабый,  несчастный  и  беспомощный.  Поступая  таким  образом,  родители  пытаются  снимать  напряжение  не  только  у  ребёнка,  но  также  и  у  себя  самих.  Хорошо,  что  родители  дают  себе  и  другим  дешёвые  обещания,  что  в  будущем  всё  будет  отлично.  Иногда  это  оправдывает  и  поддерживает  ребёнка  в  его  собственных  глазах.  Позволяет  ребёнку  и  родителям  чувствовать  себя  «в  порядке».  В  то  время,  как  складывающиеся  в  жизни  ситуации  требуют  не  успокоения,  а  принятия  усилий  для  преодоления  трудностей  и  устранения  препятствий,  а  также  для  борьбы  с  собственными  человеческими  слабостями.

Подобные  формы  поведения  родителей  являются  своего  рода  обманом  ребёнка  и  именно  поэтому  они  вредны.  С  одной  стороны,  родителям  необходимо  следить  за  тем,  чтобы  ситуации  не  были  слишком  трудными для  ребёнка  и  не  превышали  его  возможностей  и  чтобы  в  случае  необходимости  ребёнок  мог  рассчитывать  на  их  помощь  и  поддержку,  но  с  другой  стороны,  им  следует  убедиться  в  том,  что  ситуация  действительно  критическая.  Ибо  сложные  ситуации  учат  детей  преодолевать  жизненные  трудности,  которые  позже  будут  встречаться  на  их  пути  и  в  молодости,   и  во  взрослой  жизни.  Для  ребёнка  одинаково  вредно  будет  слишком  оберегать  его  перед  трудностями,  но  и  предоставлять  его  самому  себе  в  критических  для  него  ситуациях.

 

В.   Чтобы  дети  могли  достигать  всё  большей  самостоятельности  и  зрелости,  они  нуждаются  в  предоставлении  им   соответствующего    кредита  свободы.  Как  в  семье,  так  и  в  школе  одной  из  наиболее  важных  воспитательных  задач  является  предоставление  детям свободы и всё  возрастающей  ответственности  за  пользование  ею.  Если  воспитание  ребёнка  в  семье  осуществляется  под  строгим  контролем  со  стороны  родителей  в  сочетании  с  суровым  запретно - приказным   подходом,  это  всегда  связано с  опасениями  не  столько  за  ребёнка,  сколько,  прежде  всего,  со  страхами  родителей о  себе.  Опасения  перед  предоставлением  ребёнку  свободы  также  могут  быть  связаны  с  недоверием  как  к  себе  самому,  так  и  к  окружающим. 

Эффективность  воспитания  в  значительной  мере  зависит  от  создания  в  семье  доверия  к  детям,  опирающегося  на  предоставлении  им  свободы.  Если  ребёнок  полностью  доверяет  родителям  и  чувствует  себя  с  ними  свободным,  тогда  они могут  передать  ребёнку  всё,  что  таится  в  их  сердце  и  что  они  считают  важным  для  ребёнка.  Ребёнок  воспринимает  всё  то  ценное,  что  передают  ему  родители,  также  и  тогда,  когда  почувствует,  что  родители  требуют  от  него  участия  и  усилий.  Чем  полнее  выражено  доверие  родителей  к  детям,  тем  эффективнее  их  воспитательные  меры.

Без  свободы  и  доверия  воспитание  легко  превращается  в  своеобразную  дрессировку,  которая  состоит  в  навязывании  внешних  форм  поведения.  Такое  воспитание  приносит  детям  только  вред.  В  юношеском  возрасте  ребёнок  инстинктивно  начнёт  оказывать  сопротивление  всему  тому,  что  навязывают  ему  родители.  Опасность  состоит  в  том,  что,  не  обладая  ещё  способностью  к  распознаванию  добра  и  зла,  ребёнок  вместе  с  внешними  формами  нередко  отбрасывает  также  много  хорошего,  что  было  в  родительском  доме.

Если  давление  на  ребёнка  со  стороны  родителей  было  слишком  сильным,  а  подрастающему  молодому  человеку  не  хватает  сил  и  смелости,  чтобы  оказывать  сопротивление,  то  в  юношеские  годы  внешние  формы  воспитания  могут  трансформироваться  в  холодный,  бесчувственный  характер,  с  наличием  опасений,  комплексом  неполноценности  и  отсутствием  чувства  безопасности.  Эти  качества  молодой  человек  относит  в  равной  степени  как  к  себе  самому,  так  и  к  окружающим.  Таким  образом,  наследуя  воспитательные  ошибки  своих  родителей,  он  начинает  причинять  зло  другим,  как  в  своё  время  причиняли  зло  ему.