2.
Чрезмерные наказания ребёнка
Наказание
ребёнка занимает
важное место
в
процессе его
воспитания. Но
чтобы наказание
могло выполнять
свою положительную
роль, оно
должно быть,
с одной
стороны, пропорциональным
совершённому проступку,
с другой
же стороны
- выполняться
в атмосфере
диалога и
доверия. В
воспитании следует
стремиться к
тому, чтобы
ребёнок принимал
наказание добровольно.
Самое «справедливое»
наказание, наносимое
ребёнку под
влиянием гнева
родителя или
воспитателя,
воспринимается ребёнком
как несправедливое и
поэтому
теряет свой
смысл, поскольку
не считается
с чувствами
ребёнка. Такое
наказание является
несправедливым только
потому, что
оно не
воспринимается
эмоциональным фоном
«наказуемого». Оно
перестаёт быть
выражением заботы
о ребёнке,
а служит
формой репрессии,
а также
способом разрядки
эмоционального напряжения
родителя или
воспитателя.
У
детей необыкновенно
обострено чувство
справедливости. Если
их несправедливо
наказывают, дети
чувствуют себя
тем самым
униженными, и
такое наказание
они воспринимают
как своего
рода месть
со стороны взрослых.
Несправедливые
или слишком
частые наказания
детей обычно
приводит к
результатам,
противоположным
задуманным. Одним
из наиболее
грозных следствий
частых наказаний
ребёнка родителями
является то,
что ребёнок
принимает твёрдую
и незыблемую
негативную позицию
как в
отношении наказаний,
так и
в отношении
наказывающего. В
таких ситуациях
наказание воспринимается
ребёнком как
попытка надломить его
психически. Защиту
перед наказанием
ребёнок считает защитой
своего собственного
внутреннего
достоинства.
Часто
спрашивают, можно
ли применять
к детям
телесные наказания.
В принципе
таких наказаний
не следует
применять. Избиение
ребёнка всегда
является выражением
насилия сильного
над слабым.
Издевательства над
детьми, мучительные
телесные наказания
всегда были
большим злом.
Детьми это
воспринимается как
унижение. Такие
наказания
не только
попирают личное
достоинство ребёнка,
но они
также довольно
часто ведут
к развитию
у ребёнка
комплекса
неполноценности. Частые
наказания детей
вызывает у
них бунт
и жажду
мести. В
таких ситуациях
у них
может выработаться
устойчивая
сопротивляемость к
любым наказаниям
со стороны взрослых.
Если
детей наказывают
несправедливо, они,
с одной
стороны, подавляют
возникающее у
них возмущение
против родителей,
с другой
же стороны
- в
них накапливаются
чувства отмщения,
которые они
вымещают на
детях более
слабых или
на животных.
Нередко главную
причину детской
жестокости можно
отыскать именно
в бессмысленных
наказаниях детей
со стороны
взрослых. Жестокость
ребёнка всегда
имеет плохой
прогноз, ибо она
предсказывает применение
насилия и
грубости во
взрослой жизни.
Злоупотребление
алкоголем часто
таит в
себе жажду
издевательства над
детьми. Если
в семье
дело доходит
до издевательства
над ребёнком,
это перестаёт
быть только
внутренней проблемой
данной семьи,
но в
это уже
обязаны включаться
общественные силы.
Воспитатели, священники
не должны
быть безразличными
к таким
ситуациям. В
подобных случаях
необходимо пытаться
помогать не
только ребёнку,
но и
всей семье.
Изолирование ребёнка
из такой
семьи всегда
бывает самым
худшим выходом
для ребёнка,
хотя иногда
в этом
видится единственный
выход. Самый
лучший детский
дом или
наилучшая семья,
принявшая такого
ребёнка, никоим
образом не
заменит собственных
родителей, какими
бы они
ни были.
Поэтому чтобы
помочь ребёнку,
необходимо, прежде
всего, помочь
его родителям.

|