1.
Непринятие ребёнка
Непринятие
ребёнка родителями
- это
какое-то внутреннее
несогласие родителей
на ребёнка
и его
присутствие в
их жизни.
Это несогласие может
проявляться в
отсутствии внимания
к ребёнку,
пренебрежение к
тому, что
он говорит,
в игнорировании
его проблем,
в постоянном
недовольстве ребёнком,
в бесконечном
повторении, что
он мешает,
в отсутствии
к нему
нежности, в
высмеивании ребёнка
и т.п.
Иногда непринятие
ребёнка носит
вопиющие формы
как внутреннего,
так и
внешнего его
отбрасывания. И
иногда об
этом говорится
в присутствии
ребёнка. Такое поведение
родителей всегда
причиняет
ребёнку
глубочайшую боль.
„Не
принимать кого-либо
(в том
числе ребёнка)
- это
в каком-то
смысле эмоционально
убивать его;
это не
признавать за
ним права
на жизнь,
которое ему
положено” (Федерико
Арвезу).
Часто
причиной непринятия
ребёнка родителями
является внезапное
известие о
беременности. Нередко
в таких
случаях к
дитяти в
утробе матери
родители относятся
как к
не
званному гостю,
который
внезапно вторгается
в личную
жизнь родителей
и требует
от них
максимального внимания
и самопожертвования,
внося тем
самым нарушение
их собственных жизненных
планов.
Иной довольно
частой причиной
непринятия ребёнка
родителями являются
слишком большие их
ожидания,
связанные с
ребёнком, либо
нарисованные их
фантазией представления
о нём:
о том,
как дитя
должно выглядеть,
как в
последствии ребёнок
должен вести
себя, как
поддаваться обучению
хорошим манерам
и интеллигентности
и т.п.
Если внешность
ребёнка и
его поведение не
соответствуют
воображениям
родителей о
нём и
их ожиданиям,
ребёнок зачастую
становится отброшенным.
Ребёнок, который
чувствует себя
ненужным своим
родителям, легко
теряет радость
жизни: становится
обособленным, замкнутым,
грустным, апатичным.
Иногда он
может пытаться
обратить на
себя внимание
путём «неучтивого»
поведения, надеясь
таким способом
добиться любви
и принятия.
Если их
не получает
- очень страдает.
А.
Игнорирование
ребёнка, отношение
к нему
как к
пустому месту
- это
одно из
наиболее мучительных
наказаний, какие
можно к
нему применить.
Сущность такого
наказания состоит
в том,
что в
нём выражается
эмоциональное безразличие
к ребёнку,
но также
подчёркивается, что
он никому
не нужен.
Игнорируя своего
ребёнка, родитель
как бы
говорит ему:
«Твоя жизнь
не имеет
для меня никакой
ценности. Ты
мне не
нужен». Игнорирование
ребёнка очень
больно ударяет
в его
личное чувство
смысла жизни,
а также
больно бьёт
по его
чувству собственного
достоинства. Каждый
ребёнок испытывает
ценность собственной
жизни благодаря
тому, что
чувствует себя
любимым и
очень «нужным»
своим родителям.
Многие дети
иногда прилагают
огромные усилия
к тому,
чтобы доказать
своим родителям,
что они
достойны их
внимания,
заинтересованности и
любви. Предлагают
родителям свою
помощь, чтобы
убедить их
в том,
что они
им нужны.
Родители должны
охотно принимать
помощь детей,
даже тогда,
когда её
«материальная» ценность
ничего не
стоит. Когда
ребёнок чувствует
себя ненужным
родителям, у
него пропадает
не только
радость жизни,
но также
стимул к
какому-либо усилию.
Кажется, что
ребёнок говорит
самому себе:
«Уж коль
моя жизнь
никому не
нужна, то
какой смысл
может быть
в моих
усилиях и
моём труде?».
Б. Довольно
болезненной формой
непринятия ребёнка
является также
отношение к
нему как
к вещи.
Такое поведение
родителей объясняется
чаще всего
отсутствием у
них чуткости
к детям,
а также
выраженным у
них чувством
высокомерия.
Отношение к
людям как
к предметам
- это
всегда какая-то
форма гордыни.
Высокомерное отношение
к ребёнку
может носить различный
характер: родитель
может не
считаться с
потребностями и
желаниями
ребёнка; легкомысленно
относиться к
его чувствам
и переживаниям;
банально трактовать
конфликты в
совести ребёнка;
неуважительно относиться
к планам,
вынашиваемым ребёнком;
вторгаться в
интимные и
частные переживания
ребёнка. Ребёнок
чувствует себя
униженным, если,
например, родители
без согласования
с ним,
лишь на
своё усмотрение
переставляют в
его комнате
мебель. Высокомерное
отношение к
ребёнку проявляется
также в
навязывании ребёнку
способа ношения
одежды, в
принуждении его
к внешкольным
занятиям, которые
его совершенно
не интересуют.
Родителям необходимо
осознать, что
каждый ребёнок
является самостоятельной
личностью, имеющей
свои права,
но не
служит автоматическим
продолжением их
собственной жизни.
Любовь к
ребёнку начинается
с предоставления
ребёнку его
основополагающих прав.
В. Особой
формой отношения
к ребёнку
как к
предмету является
использование ребёнка
для своих
собственных интересов
и целей.
Иногда родители
относятся к
своему ребёнку
как к
прислуге, который
обязан выполнять
все их
личные поручения.
Нередкой формой
использования ребёнка
является перенос
на него
собственных
несостоявшихся жизненных
амбиций. В
таких случаях,
пользуясь ребёнком,
родители пытаются
выместить на
нём свои
личные жизненные
неудачи.
Бывают
также ситуации,
когда родители
пытаются пользоваться
ребёнком как
буфером в
своих семейных
конфликтах. Переманивание
ребёнка на
свою сторону,
настраивание его
против отца
(матери), принуждение
его к
даче ложных
свидетельств -
это лишь
некоторые примеры
использования детей
в конфликтных
ситуациях между
родителями.
У
родителей, имеющих
тенденцию относиться
к детям
как к
предметам, а
также к
использованию их
в собственных
интересах, должно
пробуждаться сознание
того, что
дети не
являются их
собственностью, а
это Божий
дар, который
Господь поручил
им лишь
«на какое-то
время» -
до момента
их зрелости
и самостоятельности.

|