2. Первоначальное
поранение человеческого
сердца
Окончательный
повод для
нанесения взаимных
обид следует
искать в
исходном, таинственном
разрыве человеческого
сердца, о
которой повествует
нам не
только Библия
(ср. Быт
3, 1 – 24),
но также
многие созданные
мифы иных
религий. Это
первичное поранение
человеческого сердца
называется также
первородным грехом.
Когда человек
впервые отвернулся
от Бога,
разрушились единство
и гармония
между людьми.
История
человеческих обид
неразрывно связана
с историей
греха. Зло
является результатом
греха. Непосредственным
последствием того,
что первыми
людьми был
сорван запретный
плод в
Эдемском саду,
стало нанесение ими
взаимных обид
и обвинение
друг друга
перед Богом.
От времён
первичного взаимного
обвинения ни один
человек на
земле не
может избежать
опыта нанесения
ему обид,
то есть
подвергаться причиняемому
ему
злу и
наносимым обидам;
но с
другой стороны
-
самому
быть человеком,
наносящим обиды
окружающим. Каждый
человек рано
или поздно
становится перед
фактом наносимой
ему обиды
и перед
необходимостью простить
её: как
в случае
причинённого ему
зла, так
и в
случае, если
он сам
наносит обиды
ближним. Каждый
грех, совершённый
против ближнего,
всегда является
какой-то формой
обиды.
Человек,
пребывающий в
состоянии греха,
не в
состоянии жить дальше
спокойно, поэтому
он пытается
разными способами
перекинуть эту
тяжесть на
других. И
именно это
является сущностью
обиды. Сатана
причиняет зло
Еве, втягивая
её в
неправильное мышление
и безбожное переживание
действительности. Ева
причиняет зло
Адаму, делясь
с ним
запретным плодом.
Адам в
свою очередь
наносит обиду
Еве, перекидывая
на неё
всю тяжесть
ответственности за
райскую катастрофу.
Ева же
пытается избежать
ответственности за
грех, перекидывая
проблему на
злого духа.
Это замкнутый
круг перекидывания
с себя
обиды и зла.
Если
человек не
осознает собственного
греха, если
не признается
в нём
перед Богом,
он инстинктивно
начинает искать
кого-то другого,
на которого
он смог
бы
перекинуть зло,
порождённое им
самим. История
человечества, в
которую глубоко
вписан грех,
- это
также история
зла. Все
войны, революции,
социальные и
политические перевороты
всегда связаны
с человеческой
обидой. Победы
одних народов,
классов, общественных
групп всегда
были связаны
со злом
для других.
Зло так
глубоко вписано в
историю человечества,
что в
некоторых общественных
и политических
теориях оно
признано как
необходимый элемент
развития человечества.
Однако развитие
человечества, понимаемое
как стремление
лучшего добра
и счастья,
может ли
быть построено
на несчастьях,
обидах и злу?

|