1.
Обида и человеческая
свобода
Почему
люди причиняют
друг другу зло?
Это очень
важный вопрос.
От понимания
источников обиды
в значительной
степени будет
зависеть стремление
к прощению и
примирению. Прощение
- это
одна из
фундаментальных основ
человеческой зрелости.
„Почему
люди причиняют
друг другу
зло?” -
довольно трудный
вопрос. Ответить
на него
тем труднее,
что обида,
нанесенная другому
человеку, является
злом, которое
ранит не
только человека,
которого мы
обидели, но
это зло
касается также
самого обидчика.
Поразительное ослепление
обидчика проявляется
в том,
что до
него не
доходит, что
причинённое ближнему
зло нередко
тот же
час возвращается
к нему,
как бумеранг.
Причём зачастую
возвращается с
удвоенной силой.
Вопрос:
„Почему
люди причиняют
друг другу
зло?” необходимо
рассматривать в
контексте более
широкого подхода
к происхождению
зла. Вопрос
об обидах,
наносимых в
человеческой жизни,
каким-то образом
связан с таинством
жизненной драмы
человека на
земле. Без
ответа на
вопрос, почему
люди взаимно
обижают друг
друга, трудно
найти ответ
на другие
фундаментальные
вопросы: Почему
мы должны
прощать? Зачем
мы должны
примиряться с
людьми? Где
найти источник
силы и
отваги на
прощение и
примирение?
Относительно легко
можно описать
те психологические
процессы, которые
переживает человек
в связи
с нанесенной
ему обидой.
Однако сама
лишь психология
не исчерпывает
существа обиды
и прощения.
Не объясняет
она также
причин, из-за
которых люди
причиняют друг
другу зло,
прощают друг
друга и
примиряются между
собой. Опыт
обиды, прощения
и примирения
- это не
только эмоциональный
опыт, но
это глубокий
духовный процесс. Обида,
прощение
и примирение
тесно
связаны с
опытом человеческой
свободы. Обида
связана с
нарушением и
злоупотреблением
человеческой
свободой, в
то время
как прощение
и примирение
- это
приобретение полной
свободы в
отношениях с
Богом, ближними
и с
самим собой.
Нельзя
говорить об
обиде там,
где человек
страдает единственно
из-за причин,
нанесенных ему
судьбой. И
хотя такие
ситуации становятся
источником страданий
человека, но
их мы
не воспринимаем
как обиды,
поскольку они
не связаны
со свободной
и сознательной
человеческой
деятельностью. Даже
если страдающий
человек иногда
приписывает удары
судьбы непосредственно
Господу Богу
и считает
себя «наказанным»
Богом, то
в этих
случаях можно
говорить об
обиде «со
стороны Бога»
лишь в
переносном, а
не дословном
смысле. Бог
никого не
наказывает, даже
если мы
говорим, что
Он допускает на
человека
трудные жизненные
испытания.

|