5.
Источники прощения и
примирения
Для того,
чтобы переживающий
обиду человек
мог с
полным убеждением
включиться в
процесс внутреннего
оздоровления от
чувства обиды,
требуется глубокая
внутренняя мотивировка.
Недостаточно мотивировки,
которая концентрируется
лишь на
том, чтобы
достичь улучшения
собственного
самочувствия. Многие
люди именно
ради собственного
хорошего самочувствия
отказываются от
истинной работы
над чувством обиженности,
опасаясь
того, что
если они
начнут «бередить
старые раны»,
это пошатнёт
ту стабильность,
которой они
нередко добивались
целыми годами. Если
внутренняя стабилизация
достигается путём
того, что
нанесенная обида
вытесняется в
тайники подсознания,
такая стабилизация
никогда не
будет прочной.
Человеку может
казаться, что
он всем
простил причинённое
ему зло
и примирился
с людьми.
Но с
другой стороны,
он может
постоянно испытывать
состояние внутреннего
напряжения, усталости,
недовольство собой,
приступы гнева,
злобы и
т.п. Процесс
прощения и
примирения требует
от человека
того, чтобы
он смело
вошёл в
раны, нанесенные
ему
когда-либо в
жизни, а
также в
бескорыстность, которая
ищет
жизни в
правде, внутренней
зрелости, полнейшей
любви Бога
и людей,
нежели личного
удовольствия и
психического комфорта.
В
человеческом измерении
самой эффективной
мотивировкой для
преодоления в
себе чувства
обиды является
любовь -
любовь человека
к человеку.
Тот, кто
по-настоящему любит,
сумеет многое
понять, принять
и простить.
Любящий человек
стремится выстраивать
всё более
глубокую связь
единства и
общения с
любимым. Именно
любовь является
самым
сильным аргументом
в ответе
на вопрос:
зачем мы
должны страдать и
прощать? Почему
мы первыми
должны протягивать
руку? Зачем
мы должны
прощать и
примиряться по
семьдесят семь раз?
Однако
даже самая
сильная человеческая
любовь
имеет свои
чёткие границы.
Доказательством тому
наша повседневная
жизнь. Глубокая
обида может
уничтожить в
другом человеке
любовь и
преданность. Существуют
обиды, которых
своими собственными
силами вынести
невозможно. Бывают
обиды столь
мощные, что
могут сокрушить
даже самую
сильную человеческую
любовь. Как
можно простить
многолетнее
издевательство над
самыми близкими
людьми, применение
насилия, категорический
запрет свободы,
унижения и
оскорбления,
манипулирование,
сексуальное
использование? О
некоторых наносимых
обидах можно
говорить только
с чувством
невыносимой боли.
Бывает,
что человек
просто не
в состоянии
перенести того
зла, которое
причиняют ему
люди. Границы прощения
тесно связаны
с психическими
и духовными
возможностями человека.
Поэтому прощение
требует не
только огромных
человеческих
усилий, но
и большой
Божьей благодати.
Основным мотивом
прощения, помимо
человеческой любви,
может
быть опыт
любви Бога
как Отца,
который одинаково
любит всех
своих детей:
детей обиженных
и детей,
наносящих обиды.
Знаком этой
любви есть
Иисус Христос,
который полюбил
нас как
грешников, как
тех, которые
наносят обиды
другим, и
отдал за
всех нас
Свою жизнь.
Его любовь
становится окончательным
ответом на
вопрос, зачем
мы должны
прощать тем, которые
причиняют
нам
зло.

|