Вступление

 

Кому  из  нас  не  приходилось  переносить  в  жизни  различные  обиды?  Кто  из  нас  не  страдал  из-за  несправедливого  отношения  к  себе  со  стороны  своих  родных  и  близких?  Кого  не   обижали  сверстники  во  дворе,  одноклассники  в школе  или  однокурсники?  Кто  не  испытывал  несправедливости  по  месту  работы,  непонимания  в  исповедальне,  оскорбления  и  унижения  на  улице  и  в  иных  жизненных  ситуациях,  одно  лишь  перечисление  которых  было  бы  затруднительным?  Нанесенная  обида  обычно  переживается  очень  болезненно,  и  в  своих  воспоминаниях  нам  не  хочется  к  ней  возвращаться.  Но  забыть  о  ней  бывает  не  так-то  просто,  особенно  если  она  была  очень  болезненной.  В  частности  это  касается  обид,  пережитых  в  раннем  детстве,  если  их  наносили  самые  близкие  люди.  Детство  -  это  тот  период  жизни,  когда  человек  особенно   нуждается  в  опеке,  безопасности,  признании,  любви.  Если  ребёнок  лишён  этого,  в  нём  постоянно накапливается  обида.

Иногда  причинённое зло бывает настолько сильным и тяжёлым, что перерастает все эмоциональные и духовные возможности человека. Человек не в состоянии жить с ранящим его глубоким чувством обиды и боли. Поэтому он неосознанно вытесняет эти чувства   куда - то подальше, в тайники подсознания, и удивительным способом «забывает» о них. В жизни приходится встречаться с ситуациями, когда на ранних этапах развития ребёнка ему   наносились тяжёлые психические травмы. Вследствие этого в дальнейшем в психической деятельности такого человека иногда могут возникать «белые пятна забвения», охватывающие   период детства и даже частично период юности. Таким способом человеческая психика защищает себя перед постоянной внутренней болью. Однако иногда такая «защита» бывает лишь кажущейся.

Книга  «Боль  обиды,  радость  прощения»  возникла  в  основном  в  результате  опыта  духовного  руководства,  осуществляемого  в  рамках  «Духовных  упражнений»  Святого  Игнатия  Лойолы.  Атмосфера  тишины,  царящая  во  время  проведения  реколлекций,  благоприятствует  «восстановлению  памяти»  и  нередко,  к  большому  удивлению  участников  реколлекций,  приводит  к  осознанию  той  боли,  которая  таилась  в  них  как  результат  накопления  перенесенных  в  прошлом  психических  травм.  Старые  раны  накопленных  жизненных  обид,  которые  давным-давно,  чаще  всего  путём  огромных  волевых  усилий,  были  вытеснены  в  подсознание,  иногда  дают  о  себе  знать  во  время  сосредоточенной   молитвы  и  тогда  воспринимаются  как  рассеянность  или  «глупые  мысли»,  мешающие  сосредоточиться  на  молитве.  Однако  то,  что  во  время  интенсивной  молитвы  мы  трактуем  как  искушение  или  рассеянность,  иногда  бывает  благодатью  -  результатом  деятельности  в  нас  Святого  Духа,  который  есть  Духом  Правды,  Духом  прощения  и  примирения. 

Пугливое  вытеснение  чувства  обиды  в  тайники  подсознания  не  решает  проблемы.  Скорее  наоборот.  Ибо «забытое»  зло,  вытесненное  в  подсознание,  не  перестаёт  деструктивно  действовать  на  человека.  Обида,  особенно  та,  которая  была  очень  глубокой,  в  тайниках  человеческого  подсознания  развивается  ещё  сильнее,  «процветает»  и  приносит  горькие  плоды  в  виде  постоянной  усталости,  раздражительности,  враждебной  настроенности  к  окружающим,   недовольства  собой  и  другими,  болезненного  чувства  вины  и  т.п.  Глубокое  чувство  обиды  можно  сравнить  с  гриппозной  инфекцией:  целиком  излеченный  грипп  сам  по  себе  не  является  опасным  заболеванием.  Но  если  к  этой  болезни  отнестись  пренебрежительно,  она  «прячется»,  с  тем,  чтобы  со  временем  проявить  себя  в  виде  тяжёлых  постгриппозных  осложнений. 

Разнообразные  обиды,  которые  наносятся  нам  в  течение жизни,  в  том  числе  в  детском  и  юношеском  возрасте,  вообще-то  не  представляются  опасными.  И  хотя  иногда  они  бывают  очень  болезненными,  однако  излеченные  до  конца,  они  не  оказывают  отрицательного  влияния  на  дальнейшую  жизнь  человека.  Однако  если  к  ним  относиться  пренебрежительно  или  вытеснять  их  в  подсознание,  они  могут  отравлять  жизнь  не  только  тому  человеку,  которому  было  причинено  зло,  но  также  влиять  на  все  его  взаимоотношения:  с  Богом,  с  людьми  и  со  всем  миром.  Нередко  наблюдаются  ситуации,  когда  нанесенную    обиду  человек  вытесняет  в  подсознание  и  как  результат  этого  он  (совершенно  незаметно  для  себя,  но  очень  ощутимо  для  окружающих)  превращается  из человека-жертвы  в  человека - обидчика,  ранящего  всех  и  вся  вокруг  себя.  Ибо  обиду  скрыть   невозможно.  Её  можно  лишь  признать,  принять  и  «перетерпеть».

Самым  важным  условием  разрешения  проблемы  переживаемого  чувства  несправедливости  является  сильная  воля  и  глубокое  желание  выхода  из  такого состояния,  которое  сопровождается  погружением  в  чувство  обиженности.  Если  человек  входит  в  состояние  обиженного,  вязнет  в  чувстве  обиды  и  постоянно  жалеет  себя,  то  происходит  это,  прежде  всего  потому,  что  ему  недостаёт  сильной  воли,  чтобы  преодолеть  в  себе  чувство  зла  и  вырваться  из  него.  Что  касается  силы  воли  для  преодоления  переживаемого  чувства  несправедливости,  то  здесь  помощь  психотерапевта  или  духовного  руководителя  всегда  будет  вторичной,  ибо  их  помощь  идёт  лишь  извне.  В  то  время  как  результат  в  решении  этой  проблемы  зависит  в  значительной  степени  от  личного  включения  обиженного  человека  в  процесс  прощения  и  примирения.  Однако  помощь  психотерапевта  или  духовного  руководителя,  хотя  и  является  вторичной,  она  также  важна  для  укрепления  воли  в  процессе  преодоления  чувства  обиды.  Решительный  отказ  от  помощи  близких  в  разрешении  проблемы  собственного  чувства  обиды  чаще  всего  является  ни  чем  иным,  как  желанием  поддерживать  и  лелеять  чувство  собственной  обиженности.

Бог,  к  которому  мы  непосредственно  обращаемся  с  нашим  чувством  боли и обиды,  отсылает  нас  к  Церковной  общине.  Заботливая, материнская  любовь  Церкви  нам  особенно  необходима  в  минуты  наших  глубоких  страданий.  Какой  была  бы  мать,  которая  оставила  бы  без  внимания своего  обиженного  ребёнка  и  велела  бы  ему  самому  справляться  с  болезненным  переживанием  причинённого  ему  зла?  И  каким  оказался  бы  ребёнок,  который  отказался  бы  от  любящей  его  матери  и  её  помощи  в  минуты  страданий  и  боли?

Помощь  Церкви  для  людей,  переживающих  чувство  обиды,  приходит,  прежде  всего,  в  таинстве  покаяния,  в  духовном  руководстве,  в  Евхаристии.  Человек,  страдающий  от  причинённого  ему  зла,  может  получить  помощь  в  преодолении  переживаемых  страданий  и  боли  не  только  в  непосредственной  услуге  священника.  Огромной  помощью  может  оказаться  участие  в  какой-нибудь  приходской  общине,  в  которой  человек  встречается  с  доброжелательностью,  заботой  и  человеческой  любовью.  Существуют  и  иные  формы  оказания  помощи  человеку,  переживающему  болезненное  чувство  обиды:  так  называемые  закрытые  реколлекции,  разные  формы  консультаций  и  т.п.

Сложность  Церковной  помощи  состоит  в  том,  что  утешение  обиженных  людей  и  помощь  им  оказывают  чаще  всего  только  священники. Поэтому  каждый,  кто  хотел  бы  в  какой-либо  форме  помогать  страдающим  людям,  может  этим  заниматься.  Но  для  этого  он   должен,  прежде  всего,   сам  включиться  в  процесс  излечения  от  собственных  поранений.  Этот  процесс  представляется  крайне  важным  для  того,  чтобы  при  оказании  помощи  другим  людям  они  не  могли  переносить  собственных  чувств  обиженности  на  тех  людей,  которым  они  оказывают  помощь.  Процесс  собственного  очищения  должен  пройти  каждый,  кто  хотел  бы  участвовать  в  такой  помощи:  священники,  семинаристы,  приходские  лидеры,  церковные  консультанты,  преподаватели  Закона  Божьего. Человек,  сам  живущий  с  чувством  обиды,  не  будет  в  состоянии  понять  переживаний  обиженного  человека  и  не  сможет  ему  помочь.  Беседы  и  советы  такого  человека  будут  не  только  поверхностными  и  внешними,  но  иногда  могут  ввести  другого  человека  в  заблуждение.  Для  кандидатов  в  священство  период  пребывания  их  в  духовных  семинариях  должен  быть  временем  их  очищения  от  чувств  обиды,  вынесенных  из  родительского  дома,  из  окружения  сверстников,  из  школьных  лет,  а  иногда  и  обид,  нанесенных  им   в  приходе.

Каждая  человеческая  обида  должна  восприниматься  нами  как  задание.  И  хотя  часто  это  довольно  трудное  задание,  однако  его  всегда  можно  выполнить.  Каждому  страдающему  человеку  следует  твёрдо  в  это  верить.  Ибо  если  Иисус  призывает  нас  прощать  нашим  обидчикам  семьдесят  семь  раз,  т.е.  постоянно,  то  вместе  с  этим  призывом  Он  даёт  нам  благодать,  чтобы  мы  могли  Его  науку  воплощать  в  жизнь.  Если  нанесенные  обиды  мы  принимаем  в  соединении  с  Иисусом  и  воспринимаем  их  как  жизненную  необходимость,  тогда  обиды  перестают  быть  проклятием,  а  становятся  даром.  Тогда  сам  обиженный  человек,  наполненный  Божьей  благодатью,  приобретает  силу  для  перемены  проклятия  обиды  -  в  дар  и  благословение.  Настойчивостью  человеческих  усилий  и  силой  Божьей  благодати  боль  обиды  со  временем  превращается  в  радость  прощения.

Работа  над  чувством  обиженности  требует  от  человека  больших  усилий  - как  духовных  и  религиозных,  так  и  психических  и  эмоциональных.  Хотя  в  процессе  внутреннего  очищения  участвуют  две  стороны  человеческой  деятельности  -  духовная  и  психическая  -  они  так  тесно  между  собой  связаны,  что  ни  в  коем  случае  их  не  следует  разделять.  И эмоциональность,  и  духовность  являются  интегральными  элементами  человеческой  личности.  Обе  эти  стороны  взаимно  нуждаются  одна  в  другой.  Однако  как  эмоциональная,  так  и  психическая  сторона  человеческой  деятельности  должны  быть  подвластны  человеческому  духу.  Глубокое  чувство  обиды  невозможно  преодолеть  одной  лишь  усиленной  работой  над  человеческими  эмоциями,  например,  проводя  психоанализ  или  иные  формы  психотерапии.  Но  также  не  представляется  возможным  выйти  из  этого  состояния,  прибегая  лишь  к  религиозному  опыту  без  учёта  человеческих  эмоций  и  всей  сложности  психики  человека.  Чтобы  процесс  прощения  и  примирения  был  подлинным,  он  должен  носить   интегральный  характер,  включающий  все  стороны  человеческой  личности.

Когда  умножился  грех,  стала  преизобиловать  благодать” (Рим  5,  20).  Перефразируя  слова  святого  Павла,  можно  сказать,  что  там,  где  умножилась  обида,  там  ещё  обильнее  умножилась  благодать  прощения  и  примирения.  Благодаря  Божьему  и  человеческому  прощению,  израненные  места  человеческой  личности  становятся  особыми  местами  чуткости  к  другому  человеку  и  его  страданиям.  Радость  прощения  в  жизни  пораненного  человека  не  ограничивается  лишь  тем,  что  он  прощает  своего  обидчика.  Эта  радость  выражается  также  в  чуткости  к  каждому  человеку,  особенно  же  к  человеку,  переносящему  страдания  и  нуждающемуся  в  помощи.  Радость  прощения  -  это  радость  того,  что  мы  можем принимать  людей  такими,  какими  они  есть.  Это  радость  общения  с  ними,  понимания  их  и  оказания  им  необходимой  помощи.   

Предлагаемая  книга  предназначена,  прежде  всего,  тем,  для  кого  переживание  нанесенной  обиды  продолжает  оставаться  долго  не  заживающей  болезненной  раной.  Содержит  приглашение  к  тому,  чтобы  люди  смело принимали  решение  открыто  выходить  навстречу  причиняемому  злу  и  находить  в  себе  силы  освобождаться  от  него.  В  этой  книге  хочется  пробудить  у  страдающих  людей  желание  посмотреть  на  свои  собственные  проблемы  не  только  с  субъективной  точки  зрения  (хотя она  является  очень  важно),  но  также  более  объективно  -  с  общечеловеческой  точки  зрения.  Ибо  в  преодолении  собственного  чувства  обиды  огромной  помощью  служит  опыт  солидарности  с  другими  людьми,  страдания  которых  нередко  бывают  более  сильными  и  глубокими.  И  хотя  сострадание  другим  людям  не  решает  автоматически  собственной  проблемы,  однако  оно  позволяет  несколько  оторваться  от  себя  и  своих  собственных  обид.

Книга  рекомендуется также тем,  кто  оказывают  помощь  обиженным  людям.  Прежде  всего,  она  необходима  священникам  и  духовным  руководителям.  Делясь  своим  опытом  оказания  помощи  израненным  людям,  Автор  предлагает  много  рекомендаций  о  том,  как  следует  вести  себя  с  такими  людьми  на  каждом  этапе  их  внутреннего  оздоровления.  Бывают  священники,  которые  в  своей  жизни  не  переносили  глубоких  обид,  или  (что  встречается  чаще)  сами  не  освободились  от  чувства  нанесенных  им  обид.  Очень  важно,  чтобы  такие  священники  не  обвиняли  людей  в  том,  что  у  них  отсутствует  позиция  прощения  и  желание  примирения  со  своими   обидчиками.  Очень  важно,  чтобы  во  время  исповеди  священники  не  обвиняли  исповедующихся,  когда  те  искренне  сознаются  в  чувствах  гнева,  боли,  озлобления  или  даже  в  чувстве  мести  против  тех  людей,  которые  нанесли  им  обиды.  Именно  благодаря  тому,  что  человек  излагает  эти  чувства  перед  священником,  который  обязан  быть  выразительным  свидетелем  Божьего  милосердия,  эти  чувства  теряют  свою  деструктивную  силу.  В  задачу  священника  не  входит  осуждение  людей.   Не  судите,  и  не  будете  судимы;  не  осуждайте,  и  не  будете  осуждены;  прощайте,  и  прощены  будете”  (Лк 6,  37)  -  эти  слова  Иисуса  относятся  также  и  к   священникам   возможно,  особенно  к  священникам),  заседающим  в  исповедальнях.  Задачей  услужения,  оказываемого  священником,  является  оказание  помощи исповедующимся   в  распознавании  состояния  их  совести  и  указание  им  Божьего  милосердия.  Окончательно  только  сам  Бог  осуждает  человека,  ибо  только  Он  знает, чтó  в  человеке” (Ин 2,  25).

Эту  книгу  Автор  особенно  хотел  бы  рекомендовать  молодым  людям,  которые  выносят  из  своих  родительских  домов  глубокие  чувства  обиды,  боли  и  гнева.  В  молодые  годы  «расправляться»  с  болью  обиды  бывает  относительно  просто,  хотя  это  и  требует  определённых  усилий  и  внутренней  борьбы.  Ведь  молодые  люди  обладают  большим  жизненным  запалом,  энергией,  в  них  очень  живуча  надежда.  Участвуя  в  «переработке»  чувства  обиды,  эти  качества  молодых  людей  относительно  быстро  способствуют  восстановлению  внутреннего  покоя,  улучшению  контактов  с  окружающими  и  возвращению  радости  жизни.  «Переработка»  чувства  обиды  в  молодости  даёт  молодому  человеку  огромный  шанс  на  более  удачную личную  и  производственную  жизнь,  а  самое  главное  -  на  счастливую  семейную  и  родительскую  жизнь.  Происходит  это  благодаря  тому,  что,  не  фиксируясь  на  чувстве  обиды,  молодой  человек  не  вносит  в  свою  жизнь  различных  отрицательных  примеров  и  проявлений  неправильного  поведения,  которых  насмотрелся  в  собственном  доме.  Преодоление  обид,  вынесенных  из  родительского  дома,  -  это  один  из  наиценнейших  даров,  которые  можно  пожертвовать  своей  жене  (мужу),  детям,  воспитанникам,  ученикам,  прихожанам  и  каждому  человеку,  встреченному  на  своём  жизненном  пути.  Но  не  переработанное  чувство  обиды  ведёт  к  тому,  что  молодой  человек  совершенно  незаметно  для  себя  принимает  сам  и  претворяет  в  жизнь  те  формы  поведения,  которые  раньше  его  самого  больно  ранили.

Книга  не  ставит  перед  собой  цель  стать  дешёвым  руководством,  дающим  простые  жизненные  рецепты  и  одновременно  обещающим  быстрый  и  лёгкий  успех  в  том  случае,  если  читатель  применит  их  в  своей  жизни.  На  боль  обиды  не  существует  дешёвых  рецептов.  Пословица  «время  лечит»  оправдывает  себя  лишь  тогда,  когда  человек  действительно  жаждет  излечения.  И  он  сознательно  игнорирует  предлагаемые  ему  готовые  упражнения  для  работы  над  собой,  которые  в  размышлениях  об  обиде  и  прощении  можно  было  бы  относительно  легко  предложить.  Автор  же  довольно  часто  обращается  к  читателю  с  вопросами  и  предложениями.  Ибо  он  задаётся  целью,  чтобы  читатель  после  общих  размышлений  задумался,  „дабы  извлечь  пользу”  для  себя,  как  советует  святой  Игнатий  Лойола  (см. Ду  107).  От  боли  нанесенной  обиды  человека  не  смогут  освободить  одни  лишь  интеллектуальные  размышления,  если  они  не  задевают  конкретных  сторон  человеческого  существования.

Иисус  в  Евангелии  ни  одну  из  человеческих  проблем  не  ставит  так  однозначно,  как  проблему  прощения.  Ведь  Он  сам  лучше  всего  знает  нашу  беспомощность  перед  чувством  обиды  и  поэтому  призывает  нас,  чтобы  это  чувство  мы  представляли  Ему.  Ибо  Он  искупил  человека  тем,  что  принял  на  Себя  каждую  человеческую  неправедность  и  все  связанные  с  нею  обиды  -  и  те,  которые  мы  причиняем  ближним,  как  и  те,  которые  они  наносят  нам.

Опыт  показывает,  что  человеческая  обида  лишается  своей  разушительной  силы,  когда  мы  вместе  с  Иисусом  жертвуем  её  нашему  Небесному  Отцу.  Это  Иисус  даёт  нам  силу  для  того,  чтобы  мы  вместе  с  Ним  молились  за  тех,  которые  нас  обидели: Отче,  прости  им,  ибо  они  не  ведают,  что  творят”  и  чтобы  таким  образом  жертвовать  им  наше  прощение.  А  ведь  и  наши  ближние,  которых  мы  обидели,  заносят и за  нас  такую  же  молитву.  Эту  молитву  мы  должны  поддерживать,  выпрашивая  у  Господа  такую  благодать,  чтобы  мы  могли  быть  открытыми  на  их  прощение.

 

Иосиф  Августин  SJ

 

Ченстохова,  2  февраля  2000

В  Торжество  Сретения  Господнего

 

Текст

на тыльной стороне

обложки

 

 

Предлагаемая  книга  предназначена,  прежде  всего,  тем,  для  кого  переживание  нанесенной  обиды  продолжает  оставаться  долго  не  заживающей  болезненной  раной.  Содержит  приглашение  к  тому,  чтобы  люди  смело принимали  решение  открыто  выходить  навстречу  причиняемому  злу  и  находить  в  себе  силы  освобождаться  от  него.  В  этой  книге  хочется  пробудить  у  страдающих  людей  желание   посмотреть   на  свои  собственные  проблемы  не  только  с  субъективной  точки  зрения  (хотя  она  является  очень  важной),  но  также  более  объективно  -  с  общечеловеческой  точки  зрения.

Книга  рекомендуется  также  тем,  кто  оказывает  помощь  обиженным  людям.  Прежде  всего,  она  необходима  священникам  и  духовным  руководителям.  Делясь  своим  опытом  оказания  помощи  израненным  людям,  Автор  книги  предлагает  много  рекомендаций  о  том,  как  следует  вести  себя  с  этими  людьми  на  очередных  этапах  процесса  их  внутреннего  оздоровления.

 

 

Мотто

 

(…) новая  уверенность  в  том,  что  кто-то  жаждет  нашего полного  уничтожения. С  этим  фактом я  также  смиряюсь.  Теперь  я  это  знаю.  Не  стану  никому  навязываться  со  своими  страхами. Не  буду  извергать  жёлчь  от того,  что  другие  не  понимают,  что  ждёт  нас,  евреев.  Эта  первая  уверенность  нисколько  не  ослабляет  той,  второй.  Живу  и  работаю  всё  с  той  же  уверенностью  и  считаю,  что  жизнь  имеет  смысл,  всё-таки  имеет,  хотя я  вряд  ли  решилась  бы  признаться  в  этом  публично.  Жизнь  и  смерть,  страдание  и  радость,  волдыри  на  уставших  стопах  и  жасмин  в  глубине  моего  сада,  преследования  и  бесконечные  бессмысленные  ужасы.  Всё  это  создаёт  внутри  меня  мощный  монолит,  который  я  начинаю  всё  глубже  понимать,  просто  для  себя  самой,  не  будучи  в  состоянии  никому  объяснять,  в  чём  состоит  этот  механизм.  Мне  хотелось  бы  долго  жить,  чтобы  всё  же  когда-то  иметь  возможность  это  сделать.  Но  если  мне  этого  не   суждено,  ну  что  ж,  это  сделает  кто-то  другой,  и  тогда  он  будет  жить  дальше  моей  жизнью  от  того  места,  где  прервалась  моя  жизнь.  Именно  поэтому  я  обязана жить   такой  хорошей,  полной  и  настоящей  жизнью,  как  только  это  возможно  -  до  последнего  моего  вздоха.  Так,  чтобы  кто-то,  кто  придёт  после  меня,  не  должен  будет  начинать всё  сначала  и  не  встречался  бы  с  такими  же  проблемами...   

 

_______________________________________

Фрагмент „Дневника” Этти Гиллезум, молодой еврейки, который она писала в концлагере в Вестерброке в Голландии (1943). Весь „Дневник” Этти Гиллезум, а также некоторые её письма будут изданы Издательством WAM