7. Не принимаю…
Как должна выражаться моя
ответственность за Церковь? Не принимаю политической и
экономической деятельности Церкви. Не
принимаю проповедей, в которых слышу только то, что должна
делать, а что не должна, что читать, а что нет, за кого
голосовать, а за кого нет. Не воспринимаю внешнего церемониала:
торжеств, процессий, привязанностей к тому, что поверхностное.
Не принимаю Бога такого, о котором слышу в Церкви: всемогущего,
великого, справедливого судью – ведь Бог это только любовь.
Почему не развивают в нас веры, надежды, не ведут к встрече с
Богом живым? Считаю, что критика духовенства не означает
критики Церкви Христовой. Может, изменение определенного типа
мышления привело бы к исчезновению пропасти между духовенством
и светскими в Церкви… Должна ли идти к настоятелю со всеми
этими проблемами или молчать и терпеть?
Справедливым является неприятие
политической деятельности некоторых людей Церкви,
неподготовленных проповедей или какого-либо манипулирования
человеческой свободой в сфере религии. Нельзя, чтобы на
избирательных плакатах помещалась информация о годах,
отработанных в какой-то религиозной общине. Политики не должны
зарабатывать капитал на своей религиозной или благотворительной
деятельности. Слова Иисуса: Итак, отдайте кесарево кесарю, а
Божие Богу (Мф 22, 21) становятся здесь особенно
ценными.
Конечно, в такой ситуации не надо
молчать и терпеть. Это не является хорошей жизненной позицией.
Уход в себя рождает ожесточение, разочарование, жалость к
людям, внутренний бунт, бегство от людей. Надо говорить с
близкими о том, что нас задевает, болит и ранит.
Однако когда мы высказываем свое
критическое мнение, должны помнить о том, что другие тоже имеют
право на свои собственные чувства и взгляды, которые мы должны
уважать. Критика поведения и отношения других людей требует
рассудительности и благоразумия и, прежде всего, милосердия к
их слабостям. Следует заметить, что неприятие, о котором идет
речь в вопросе, касается также ситуаций и дел, которые для
многих верующих людей являются очень важными. Они тоже имеют на
них право. Лишение верующих людей процессий, религиозного
церемониала, паломничеств, проповедей о Боге великом,
всемогущем, справедливом было бы выражением несправедливости
или даже насилия над их религиозностью, которая –
может и не совсем зрелая – однако искренняя и
простая.
В вопросе скрыто много страдания,
жалости к людям, но и отсутствие понимания себя и других. К
перечисленным делам, которые не принимаются, можно добавить еще
одно: «Но, прежде всего, не воспринимаю своей жизни такой,
какой она есть сейчас». Когда человек не воспринимает свою
собственную жизнь, не в состоянии воспринять ничего в «этой
долине слез». Эту болезненную ситуацию нельзя развязать,
устремляя свой гнев и горечь в сторону других, виноватых людей.
Надо поставить себе несколько основных вопросов: Что является
для меня очень болезненным? Кто меня в жизни так сильно не
воспринимал, что теперь я не могу воспринять самые простые
дела? Какой жизненный опыт – начав от детства и времени
созревания – спровоцировал во мне столько внутренней горечи и
боли?
Пойти со своими проблемами к
опытному и спокойному священнику – это хорошая мысль, особенно
тогда, когда есть уверенность в доброжелательности с его
стороны и желании слушать. От проблем, касающихся мира и
Церкви, надо бы перейти в разговоре со священником к своим
собственным. В такой, несомненно, сложной ситуации духовное
распознание может быть большой помощью на пути восприятия себя
и других. Только человек, который чувствует себя действительно
любимым, может принять свою жизнь с радостью, даже если она
отмечена страданием. Каждый человек внутренне страдает,
настоящее умиротворение может прийти только от Бога. Его любовь
лечит самые глубокие людские раны.
Настоящим выражением
ответственности за Церковь станет, прежде всего, полная
ответственность за собственную жизнь и жизнь близких. Поэтому
всегда, когда человек начинает лечить свои раны и хотя бы
минимально мириться со своей жизнью, Бог сам указывает ему поле
ответственности за Церковь. Может это будет помощь людям,
которые в жизни были также изранены, как и я.

|