6. 11 сентября 2001
года
Как трагедия, которая
случилась 11 сентября 2001 в Манхеттене и Вашингтоне, может
повлиять на нашу жизнь?
Эта трагедия изменила наш взгляд
на современную цивилизацию, ее возможности удовлетворить
человеческие потребности безопасности и счастья. В очередной
раз оказалось, что невозможно сотворить мир, который стал бы
«вечным карнавалом» (Александр Солженицын). После кошмара
Освенцима, Хиросимы и Чернобыля забыли на минутку, что
необыкновенные технические возможности, достигнутые человеком в
ХХ столетии, могут служить не только развитию, но и – к
сожалению – уничтожению. Вместе с разрушением Всемирного
Торгового Центра разбились великие иллюзии, имеющие своим
источником глобализацию всемирной экономики и торговли. Ярослав
Говин, комментируя это случай, писал: «Эта трагедия напомнила
западным цивилизациям, каким иллюзорным и двусмысленным
является современный прогресс. Все достижения современной
цивилизации, права, средства защиты, комфорт и
сытость – это лишь тонкая оболочка, под которой бушует бездна
зла, варварства, безумия. Мы, жители Восточной Европы, издавна
знали это «благодаря» коммунизму. Но западные европейцы и
американцы забыли, что пепел в крематориях
Освенцима еще не остыл, что надо льдами Архипелага ГУЛАГ еще
уносится дыхание замирающих и умирающих от голода (…). Жизнь
тысячи жертв Усамы бен Ладена была ли окончательной ценой,
возможности понять правду, чем стал человек после первородного
греха».
Риторика, требующая немедленной
мести, бессмысленные обеты войны, которые даются израненному
народу правителями, одинокие акты насилия относительно
случайных, виновных в почитании Магомета, показывают, что все
живем в постоянной угрозе со стороны этой «бездны зла,
варварства и безумия». Касаясь накопленных залежей зла у тех,
которые в одно мгновение потеряли чувство безопасности,
кажется, что они могли бы вернуть себе душевный комфорт, дав
выход жажде мести и насилия. Призыв к войне сегодня является
таким же безумством, как и само покушение террористов на ВТЦ и
Пентагон.
Шок, который пережил мир после
разрушения двух наиболее престижных для мировой экономики и
торговли зданий, близнецов ВТЦ, вынуждает заново
проанализировать те основные принципы, на которых строится
западная цивилизация. Одно стало очевидным: носителями жизни
человечества не могут быть товары, торговля и деньги. Ими
должны быть вера в Бога и построенное на ней милосердие и
сопереживание к человеку, особенно к нищим этого
мира. Те, которые во времена безопасности и благосостояния
свысока относились к религии и протестовали, слыша обращения к
ней по какому-либо поводу, после трагедии спонтанно молились и
громко пели «Боже, благослови Америку». Ничего постыдного.
Нужно признать чудом стечение
обстоятельств, что, благодаря Проведению, Иоанн
Павел II, отправился в паломничество – не прося
великих мира сего о прекращении войны – в Казахстан и Армению,
в страны, которые находятся в горячих точках нашей планеты.
Именно оттуда великий очевидец нашего времени еще раз призвал
мир к построению «цивилизации милосердия». И хотя Папа
подтвердил необходимость наказания виновных и
защиты человечества перед безумцами, однако отрекся от риторики
мести и военных действий, выполняемых исключительно
«хирургическим методом». Папа во время своих проповедей выражал
обеспокоенность приготовлениями к непосредственным военным
действиям. «Нельзя допустить, чтобы то, что случилось, привело
к новым разделениям. Отсюда призываю христиан и мусульман,
чтобы вознесли Единому и Всемогущему Богу, детьми которого мы
являемся, молитву, о воцарении мира» – призывал в
Армении Иоанн Павел II.
Когда 11 сентября 2001 года я
смотрел по телевизору, как разрушаются огромные башни, под
развалинами которых погибло почти семь тысяч человек,
неожиданно подумал о евангельской башне, и о тех восемнадцати
человеках, на которых упала башня Силоамская. Иисус,
вспоминая этот факт, задает риторический вопрос: Неужели
думаете, что они виновнее были всех, живущих в
Иерусалиме? И сам отвечает: Нет, говорю вам: но если не
покаятесь, все так же погибнете (Лк 13, 4-5). Эти слова
Иисуса становятся источником света в те трудные для западной
цивилизации, для каждого из нас, дни. Предостерегают от жажды
мести и призывают к личному обращению.
Атака на ВТЦ – как подчеркивали
многие – была, кроме всего прочего, отчаянным и сумасшедшим
напоминанием богатому Западу о нищете и страданиях
человечества. Богатство вызывает зависть у бедных. Из этой
зависти возникали революции, из нее выросла коммунистическая
идеология. К ней апеллируют исламские экстремисты. Трагедию на
Манхеттене мы должны истолковать как призыв к поиску
справедливости, которую надо понимать в очень широком смысле. С
одной стороны – Западный мир имеет право требовать
справедливости (не отплаты и мести) по отношению к тем, кто
совершил в Штатах этот страшное преступление, имет право к
самообороне через ликвидацию преступных террористических
группировок. Однако, с другой стороны – люди, живущие в
страшной нищете во многих странах мира, имеют право ожидать
помощи тех, кто достиг неимоверного богатства часто ценой их
страданий. Не будет мира, если будет существовать такое
радикальное разделение на людей очень богатых и беспредельно
нищих. Церковь, которая в юбилейном году признала перед Богом и
людьми свой грех разделения и несогласия, и выразила стремление
к единству, может теперь выполнить миссию прощения и примирения
разделенного человечества. «Единственным соперничеством между
верующими в Бога должно быть стремление к большей взаимной
любви» - сказал Папа в Армении.
Возникает вопрос, что мы должны
делать в этой конкретной ситуации, если не имеем никакого
влияния на мировую политику и не можем принимать решения ни о
мире, ни о войне? Ответ найдем в слове Божьем, которое читали в
25 неделю обычного периода, почти сразу после трагедии:
Итак, прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения,
моления (…) за царей и за всех начальников, дабы проводить нам
жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте
(1 Тим 2, 1-2).

|