5. Меня не покидает
страх
Меня не покидает страх за
собственную жизнь и жизнь моих близких: моего мужа,
подрастающих сыновей, обижаемых детей в
соседской семье. Как справиться с этим?
В наших страхах может быть
определенный элемент заботы о себе и других. Однако надо
очертить границы неправильно понимаемой заботы. Не можем
терзаться злом, которое существует в нас самих, в нашем
окружении и в мире. Родители, например, часто переживают, не
попадет ли их ребенок в плохую компанию, не потянется ли к
наркотикам, не запьет ли, не станет ли обижать других. На самом
деле никто не может этого предвидеть. Не сильно поможет такое
слабое и надуманное утешение: «О, ничего плохого с детьми не
случится, успокойтесь, ведь Вы хорошо воспитали сына, он будет
хорошим парнем». Ни один человек не может так сказать, потому
что не знает этого. Можем питать надежду, но не можем быть
уверенными в этом. Источник этой надежды в Боге и Его
благодати, а не в наблюдениях над жизнью. Чтобы противостоять
собственным и чужим страхам, необходимо доверие. Плодом доверия
есть надежда. Без доверия не сможем жить.
Итак, как уберечься от страхов?
Молиться о доверии, вручать Богу собственную и чужую жизнь. Не
имеем другой защиты. Каким способом Бог будет нас оберегать,
останется Его тайной. Мы должны отказаться от собственных
оборонных стратегий, не можем навязывать Богу собственного
понимания Его опеки над нашей жизнью. Очень важным есть также
осознание, что целью нашей духовной жизни и нашей молитвы не
является, прежде всего, достижение спокойной и зажиточной
жизни. Мы должны молиться о жизненном благополучии для себя и
близких, о здоровье, жилье, работе, получении образования,
добавляя всегда: если на то Твоя воля.
Когда Иисус узнал, что в Силоаме
упала башня и убила восемнадцать работников, Он не искал
виновных и не сочувствовал умершим и их семьям, только сказал
тем, которые Его слушали: Если не покаетесь, все так
погибнете. (Лк 13, 3). Суровая речь. Иисус говорит и нам:
«Ваша истинная безопасность только в Боге. Только в Нем можете
обезопасить свою жизнь». Нужно учиться справляться со страхами,
работать над ними, побеждать их. Тогда наша жизнь станет более
спокойной, но ее окончательная безопасность все равно будет
зависеть только от Бога.
Прекрасное свидетельство о том,
как надо молиться в заботах о себе и близких дает нам Этти
Хиллесум: «Многочисленные маленькие заботы о будущем, которые
отравляют лучшие творческие силы человека, нужно постоянно
давить словно блоху. Пытаемся мысленно принимать решения,
которые касаются наступающих дней, но события принимают иной
оборот, совсем иной. Каждый день имеет много собственных забот.
Мы должны делать то, что требуется, но, кроме этого,
постараемся не поддаваться множеству мелких страхов,
беспокойств, равно как и частому недоверию к Богу».
Как же правдивы эти слова Этти.
Каждый день имеет много собственной беды. Ежедневно перед сном
надо становится перед Богом, искренне доверяя Ему страхи
сегодняшнего дня – свои и чужие. Но не надо думать о страхах
завтрашнего дня. Завтра будет новый день, который принесет
настоящие опасности, но также новые благодати, силы и свет.
Довольно для каждого дня своей заботы
(Мф 6, 34). Не нужно нагромождать
собственные и чужие страхи. Если нас будем волновать только
сегодняшний день, будем жить в большем покое и радости. Иисус
не говорит нам молиться: «Хлеб наш насущный дай нам на целую
неделю, месяц или год». Это сатана говорит: «О, если бы у меня
был хлеб на целый год, то забыл бы об
обыденных делах, и мог бы спокойно
молиться». Недостаток хлеба отражен в нашей молитве.
Безработица, материальные трудности, семейные конфликты,
страдания близких, внутреннее беспокойство – это ситуации,
которые могут стать случаем поиска святости. Наша святость –
святость людей, а не ангелов.
В конце опять вернемся к дневнику
Этти Хиллесум. В июле 1942 года, в начале дня были написаны
такие слова: «Господи, дай мне сил не только духовных, но и
физических. Хочу признаться Тебе почтительно в минуту слабости:
если вынуждена буду оставить дом, не буду знать, что делать,
буду чувствовать себя беспомощной. Но не хочу запасаться этой
печалью. Рассей эти заботы, ведь, если я должна вместе с другим
бременем нести их, то не смогу жить. Все мое тело чувствует
сегодня ужасную усталость, не имею сил, чтобы работать. Не верю
особенно в смысл труда, если эта ситуация будет продолжаться и
дальше: мне угрожает – как думаю – слабость и апатия. Несмотря
на это, благодарю, что не посадил меня за этим спокойным
столом, но окунул в гущу страданий и забот этого времени. Речь
идет о том, чтобы, будучи с Тобой, не повредить Тебе и всегда
быть Тебе верной, так, как и обещала
(…).
Нет во мне ни капли горечи
или ненависти. Но есть спокойствие, которое не имеет
ничего общего с покорностью, а также своеобразное
понимание этого времени, как бы странно это не звучало.
Именно за это очень благодарю. Если понимаем людей,
должны понять это разделение, потому что оно берет свое
начало в нас, людях. Времена такие, какие есть, значит
должна существовать возможность их понимания, каким бы
большим не было бы наше оглупление».
|