4. Кто создал мозг?

 

Что собой представляет нейротеология?  Можно ли  серьезно говорить о ней как о науке?

 

Когда Карл Раннер SJ, один из крупнейших теологов ушедшего столетия, во время встречи со студентами говорил вдохновенно о Боге, один из слушателей, чтобы слегка охладить его, спросил: «А откуда отец знает, что Бог существует?». Раннер ответил: «Я не знаю, я верю, что Он существует».

Как правильно утверждает один из теологов (хотя звучит это несколько провокационно), нельзя дословно говорить о теологии, как науке о Боге, поскольку Бога, который есть Существом трансцендентным, невозможно исследовать научно. Теология, на самом деле включается в антропологию, или науку о человеке. Теологию можем определить не только как науку (в экспериментальном смысле) о Боге, но скорее науку об исследовании следов, какие Бог, Существо непостижимое, оставляет человеку. «Не знаем, чем является Бог. Знаем только, как Бог есть, когда Он выходит нам навстречу и, когда отвечаем на Его призывы» (Л. Шеврин Байрон). Гениальный теолог, мыслитель и еврейский мистик Авраам Хешель утверждает, что «Библия не говорит нам ничего о Боге, как о Нем самом; она рассказывает о Его отношениях с человеком. Его собственную жизнь и существование невозможно ни описать, ни раскрыть». Все религиозные догматы, как подчеркивает христианская теология, не столько приоткрывают тайну Бога, сколько даны для веры и созерцания.

Естественно, как каждый человеческий опыт, так и религиозный и мистический опыт, является опытом воплощенным, это значит, находит свое отражение в человеческой соматике. То есть, не только в мозге. Не является чем-то чрезвычайным, открытие нейрологов, что некоторые отделы мозга задействованы во время религиозных и мистических переживаний. Много мистиков, описывая свое  переживание, вспоминают о своих соматических реакциях. И хотя религиозный и мистический опыт оставляет следы на теле человека, однако они не могут быть исследованы. Когда медитирующий человек сознательно подвергает исследованиям свой мозг, он тем самым оспаривает аутентичность своего религиозного переживания. Нельзя молиться о том, чтобы стать объектом научных исследований. Такой опыт теряет свое действительное духовное измерение. Религиозный опыт должен быть бескорыстным. Иисус оспаривает духовный характер «молитвы» великих религиозных экспертов фарисеев, упрекая их в том, что все религиозные практики выполняют только напоказ.

Нейротеологию можно считать определенной научной «игрушкой»,  которую практикуют уже давно. (Раньше употребляли термин физико-теология). Это безвредное развлечение, если не преследует aprioriникаких принципов и целей. «Нейробиологи могут разве что отметить определенную активность мозга. Но утверждение, что мозг является источником познания, было бы упрощением, пренебрежением влияния других немаловажных элементов, таких как воля, внешняя среда, не говоря уже о Божьей благодати» - отмечает Кеннет Л. Вудварт, («Newsweek», 2  XII 2001). Но, когда нейрологи, исследуя активность мозга, декларируют определенные принципы идеологического характера, то их «научные достижения» могут иметь далеко идущие результаты. Например, Шарон Бегли утверждает, что эпилепсия – «аномальное напряжение электрической активности в височных областях – провоцирует сильное усиление этого процесса. Некоторые ученые считают, что эту болезнь могут вызвать сильные религиозные испытания – видения, или голоса, которые не были чужды хотя бы той же Жанне  д’Арк. Эпилепсией, спровоцированной навязчивыми идеями на почве духовности, скорее всего, страдали также Достоевский, святой Павел, святая Тереза Авильская или Пруст». («Newsweek», 2  XII 2001). Если этой болезнью, вероятнее всего, страдали великие мистики, то тем более болели нею и основатели великих религий. А еще эти «маньяки» человечества, какими были великие артисты, творцы, вожди и т.п. У многих  из них можно с большой вероятностью найти сильные изменения в мозге. Нейрологи, идущие таким путем, должны быть осторожными, чтобы из истории человечества не сделать историю огромного сумасшедшего дома. Очень поучительным является чтение «Архипелага ГУЛАГ» Александра Солженицына, которое показывает, что это не является таким уж невозможным. Важно, чтобы человек, исследуя свое сознание, не потерял по дороге разум.

Многие люди надеялись, что наука когда-то объяснит все тайны человека.

Но тогда, как говорит священник Ян Твардовский, жизнь утратила бы свою красоту и привлекательность. Жизнь прекрасна, потому что окутана тайной. Исследования мозга нужны, т.к. помогают в лечении опасных заболеваний. Многие процедуры и операции на мозге являются сегодня действительно чудом техники и медицинского искусства.

«Создает ли наш мозг Бога или Бог создает мозг – это тайна, которую мы, скорее всего, никогда не разгадаем» утверждает великий ученый Шарон Бегли («Newsweek», 2  XII 2001). Почти наверняка не узнаем никогда, сотворил ли Господь мозг, потому что наука не сможет спросить Его об этом, а, если бы и спросила, то не в состоянии зафиксировать Его ответ. Поэтому остается нам лишь тень надежды, открыть, что мозг сотворил Бога. Это было бы действительно величайшее открытие. Остался бы только один маленький вопрос: кто же все-таки сотворил мозг?