3. Отношение Церкви к
сексуальности
Как католическая Церковь
относится к сексуальности человека?
Чтобы понять отношение Церкви к
сексуальности человека, нужно соотнести его со всей
христианской антропологией. Многочисленные вопросы,
начинающиеся «Почему Церковь…?» остаются без ответа, если это
не учитывать. Церковная власть (папа, соборы и синоды) не
создают моральных основ, относящихся к сексуальности человека,
но лишь прочитывают ее, ссылаясь на непосредственный
естественный опыт (натуральное право), а также
еврейско-христианский опыт, запечатленный в Библии и
двухтысячелетней Традиции Церкви. Много дискуссий (хотя бы в
средствах массовой информации) представителей Церкви со
светскими организациями на сексуальную тематику заканчиваются
чаще всего ничем именно потому, что в них отсутствуют общие
физиологические и теологические принципы.
Церковь ценит сексуальность
человека, воспринимая ее как существенный элемент человеческой
сущности, который все же должен частью интегрального взгляда на
человека. Современная наука Церкви
подчеркивает особенно сильно, что
существование человека не
ограничивается только половыми
отношениями.
Человек, раненый в сексуальной
сфере, остается человеком во всей полноте с собственным
достоинством и заслуживает уважения. Сексуальная интеграция
человека лучше всего описана в Декалоге. Отношения полов
определены в шестой и девятой заповеди: Не прелюбодействуй.
(…) Не пожелай жены ближнего своего
(Исх 20, 14.17).
Шестая и девятая заповеди
полностью понятны в контексте первых пяти заповедей.
Выражение: Не
прелюбодействуй только на первый взгляд, содержит
негативное звучание. Но на самом деле, она подтверждает
«доброту» сексуального поведения человека (И увидел Бог все,
что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт 1, 31),
в сознательно и добровольно
установленной связи между мужчиной и женщиной. Старозаветный
Декалог не только был полностью принят Иисусом, но более того,
по-новому интерпретирован. К утверждению, что прелюбодеяние
является грехом, Иисус добавляет, что каждый брошенный взгляд
на женщину с вожделением, заслуживает морального осуждения (ср.
Мф 5, 28). Это толкование не является новым ограничением, но
выражением «нового», более глубокого уважения к человеку, его
достоинству и свободе.
Может, самым ярким примером
положительного отношения Церкви к сексуальности является
введение в канон боговдохновенных книг одной из самых
прекрасных поэм, посвященных любви: Песни песней. Люди,
порабощенные сексуально или зараженные эротоманией
(порабощение, в конце концов, часто заканчивается эротоманией)
не способны правильно прочитать ее. Мистики, которые всегда
были людьми свободными и целомудренными, пользовались этой
поэмой, чтобы описать глубокий опыт любви.
Интегральный подход Церкви к
сексуальности человека продемонстрирован в факте объединения
двух основополагающих целей сексуальных отношений, которые
естественным образом соединены между собой: взаимного
дополнения мужчины и женщины в физиологической, психической и
духовной сфере, а также в плодности. Церковь считает
недействительной супружескую связь, в которой одна из сторон
сознательно исключает возможность иметь детей. Церковь
решительно отбрасывает так называемую контрацепцию в любой
форме, потому что она противоречит естественному соединению
этих двух целей, содержащихся в сексуальности. Поэтому
гомосексуальные связи отбрасываются Церковью по той самой
причине: отсутствует в них взаимное дополнение, которое
существует в отношениях мужчины и женщины, а также продолжение
рода.
В связи с развитием цивилизации в
сексуальной сфере появляются новые моральные
проблемы, в отношении которых Церковь занимает установленную
позицию. Оплодотворение «in vitro»,
гражданский брак, порнография и эротизация средств массовой
информации, усыновление детей гомосексуальными парами – это
только некоторые проблемы, связанные с сексуальностью человека,
о которых говорит Церковь. Итак, учение Церкви относительно
вопросов человеческой любви и сексуальности остается очень
актуальной.
Стараясь понять учение Церкви о
сексуальности, нельзя ссылаться на мнение одной церковной
общины, одного автора или священника. Много людей, к сожалению,
отождествляют мнение некоторых священников по сексуальным
вопросам (иногда пораженных страхом или моральным лаксизмом) с
наукой Церкви. Высказывания священников или катехетов должны
соответствовать официальным документам Церкви. В тех, которые
были изданы во время понтификата Иоанна Павла
II нет и тени репрессивного подхода к
сексуальности.
И еще одно мнение. Когда епископ
или священник говорит сегодня о моральных принципах в
сексуальных вопросах, тогда критически настроенные слушатели
(кстати, не только молодежь), сразу вспоминают факты
сексуальных злоупотреблений относительно детей и молодежи «его
коллег по профессии», о которых в последнее время
много информации в прессе. Существует только один ответ:
осуждение фактов (Иоанн Павел II назвал их преступлением) с одновременным
утверждением, что мы, священники, в первую очередь обязаны быть
честными и верными всем моральным принципам, которые
проповедуем. В случаях слабости, как каждый истинный
христианин, мы призваны к искреннему обращению и перемене
жизни.

|