2. Интернет и моральность.

 

Является ли грехом подача неправдивой  информации о себе при заполнении анкет в Интернете (например, при создании бесплатного почтового ящика)?

 

Проблема использования Интернета и электронной почты имеет моральное и духовное измерение. Можно с определенностью сказать, что подача неправдивой информации о себе в каких-либо анкетах выражает моральную беспомощность, а, если возникает моральный или материальный ущерб, является также и грехом. Чтобы распознать величину греха, нужно задать себе несколько дополнительных вопросов: почему скрываю свои настоящие личные данные, если должен сообщать их? Какими мотивами руководствуюсь в этом случае? Чего хочу достичь этим? Как это повлияет на общение с другими людьми? Какой моральный или материальный ущерб может это принести?

Электронная почта, как и сам Интернет – очень действенное средство передачи информации через межличностные коммуникации. Всего за  несколько секунд можно передать буквально на другой конец света неограниченное количество информации. И не только письменной, но и звуковой и образной. Но мы не должны забывать, что Интернет – это всего лишь инструмент. Большим  возможностям в нем сопутствуют и огромные опасности. Поэтому способ использования его преимуществ будет зависеть исключительно от человека, от его намерений и помыслов. Оставим в стороне проблему использования Интернета и электронной почты преступными организациями и непорядочными людьми, потому что их моральное поведение заслуживает порицания. Например, распространение через Интернет порнографии становится источником большого морального вреда, особенно для молодых людей.

Серьезной опасностью для общения через Интернет является его анонимность. Чаще всего она возникает от страха перед разоблачением, от неискренности, от двусмысленных мотиваций или от желания получить преимущество перед собеседником. Отсюда так много взаимного унижения, подозрительности, обвинений и пренебрежения к другому человеку в общении через Интернет. Рубрики типа «На ваш взгляд», «Добавь свое мнение» являются лучшим примером этого. Эпатируют насилием, отсутствием уважения к другим, вульгарностью. Некоторые авторы этих интернетовских высказываний не сдерживают свои ненормальные эмоции, не неся при этом никакой ответственности за написанное слово. Доступность таких мнений через сеть Интернета кажется морально двусмысленной. Если бы авторы высказываний подписывались полными именами и фамилиями, то, несомненно, обращали бы больше внимания на свою речь. Анонимное, лишенное ответственности, пользование Интернетом, грозит своеобразной деперсонификацией  межличностного общения. Использование сети, как и любого другого инструмента, требует определенных моральных и духовных убеждений. Использование электронной почты требует уважения и внимания к человеку, которому высылается информация.

Непосредственный, визуальный контакт с другим человеком, даже если не называется имя и фамилия, позволяет отреагировать на сказанные слова и дает возможность принять во внимание личную восприимчивость и другие существенные обстоятельства, влияющие на взаимный диалог. Когда, например,  пытаемся задержать человека, который сильно спешит, что бы спросить его о чем-то, то понимаем, что мешаем ему. Также и во время телефонного разговора, вслушиваясь в тон голоса, можно получить много информации о настроении своего собеседника. Но, поскольку электронная почта не дает непосредственной возможности ощутить состояние своего адресата, то его можно легко ранить. Информация, передаваемая таким путем, должна подаваться в такой форме, чтобы не быть обидной или неприятной другой стороне. Все анонимки, рассылаемые электронной почтой,  заслуживают морального порицания, как и те, которые рассылаются обычной почтой.

Поскольку отправитель не хочет нести ответственность за написанное слово, получатель не обязан отвечать на такие письма. Можно спокойно выбрасывать анонимки в компьютерную корзину, не испытывая при этом чувства вины.

Многие обращают внимание, что письма, отправленные в конвертах, как правило, отличаются от тех, которые были высланы электронной почтой. Почти все традиционные письма, которые мы получаем, начинаются и заканчиваются вежливым оборотом «Дорогой друг», «Уважаемый господин», «Шлю сердечные поздравления» и т.д. В то же время, письма, высланные электронной почтой, лишены вежливости, что делает их обидными для многих. Использование обращения на «ты» к незнакомым людям обращениях через Интернет, воспринимается, особенно старшими людьми, как отсутствие уважения. Анонимность и пренебрежение какими-либо формами вежливости относительно адресата электронной почты приводит к опасному явлению «овеществления»  другого человека, манипулирования и использования его в личных целях. Людей подчиняют своим  эгоистическим интересам. Интернет и электронная почта не освобождают нас, по крайней мере, от культурного поведения, чуткости к ближнему и уважения к его личности.