2. Что делать с чувством зависти?

 

Мне часто сопутствует чувство зависти. Оно имеет немного невротический характер. Иногда думаю, что к кому-то лучше относятся, более благосклонны чем ко мне. Внутри себя чувствую, что это неправда, но никакие доводы разума не действуют во мне. как лечить чувство зависти?

 

В нашей западной цивилизации, в которой культ успеха набирает просто гигантских размеров, зависть является чувством, которое сопутствует многим людям, особенно неуверенным в себе, потерянным, закомплексованным, имеющим скрытые болезненные амбиции. Поэтому зависть появляется не только на фоне личных проблем индивидуума, но также является продуктом цивилизацийного «психоза успеха».

Стоит обратить внимание на содержащееся в вопросе утверждение: «Иногда думаю, что к кому-то лучше относятся (...). Внутри себя чувствую, что это неправда, но никакие доводы разума не  действуют во мне». Оно является существенным в том отношении, что показывает внутреннее соперничество двух сил, отвечающих за личную свободу: слепых чувств и разума. «Доводы разума» не помогают преодолеть слепого чувства зависти, поскольку проблема зависти не лежит в неправильном мышлении, но, прежде всего, в отсутствии высшей системы ценностей, которая превышает как доводы разума, так и доводы чувств.

Для представления этой проблемы воспользуемся образом телеги, которую тянут две лошади. У человека духовно и эмоционально зрелого доводы чувств и разума взаимно дополняются и сотрудничают друг с другом. Лошади тянут воз согласно и в одном направлении. Это знак интеграции человеческих эмоций и разума, выражение зрелости человека. Но у незрелого, нервного человека эмоции отделены от разума, и не в состоянии с ним сотрудничать. Эти две силы вместо того, чтобы сотрудничать, борются друг с другом. У них нет общей высшей точки стремления в сфере ценностей. Представим себе ситуацию, когда в одну телегу запряжены две лошади, на противоположных сторонах: одна спереди, другая сзади. Их погоняет один и тот же возница. Обе лошади очень сильные. Чем сильнее стараются сдвинуться с места, тем опаснее для телеги, возницы и самих лошадей. В таком противостоянии лошадей более сильная может победить, перетянуть слабую на свою сторону. Ценой этого будут изломанные ноги более слабой лошади.

Это определенный образ невроза человека, в котором проходит постоянная борьба между миром эмоций и миром разума. Если побеждает разум, подавляя мир чувств, человек становится бесчувственным, нечутким к окружающим. Если же чувства побеждают разум, человек становится эмоционально слишком чувствительным, непостоянным или, в конце концов, истеричным. Если разум и чувства не сотрудничают, человеческая эмоциональность становится искалеченной. Не существует зрелого мышления без зрелой чувственной жизни, и нет зрелой эмоциональности без соответствующего рассуждения. Сотрудничество чувств и разума происходит в человеке на базе глубокого духовного опыта. Собственно духовные ценности интегрируют человеческую личность и все ее внутренние энергии.

Как начать лечить зависть? Не нужно силой уничтожать чувство зависти через построение разумных доводов. Нужно сначала понять свою зависть и принять ее как вызов. Она тоже имеет свои доводы. Зависть, особенно когда она становится длительным и доминирующим чувством, имеет глубокие корни в отдаленной истории жизни: в детстве и периоде созревания.

Обратим также внимание, что рана, нанесенная первородным грехом, приводит к тому, что зависть становиться едва ли не «естественной» чертой человека. Св. Августин вспоминает в «Исповеди», что видел собственными глазами зависть младенца, который еще не умел говорить, но уже был бледный от злобы к своему молочному брату.

Невротическая зависть не обрушивается в одно мгновение. Она нарастает долго, часто от самого детства. Иногда имеет свои корни в целой предыдущей жизни. Часто является результатом определенного типа воспитания в семье или также обучения в школе, которое вместо того, чтобы учить сотрудничеству между учениками, побуждает их к соперничеству. Можно заразить душу молодого человека завистью либо через выплескивание на него нездоровых амбиций, или через унижение его.

Глубокое осознание себя избавляет нас и освобождает от наиболее порабощающих чувств, а также от зависти. Чувство зависти оставляет человека тогда, когда он начинает реалистически видеть себя и других. Зависть, с одной стороны, заключается в преуменьшении своих собственных достижений, особенностей и даров, а с другой – в преувеличении этих же ценностей у других. Чем больше зависть, тем глубже она искажает человеческую действительность: свою и других. Поэтому надо учиться разоблачать в себе искажения, вызванные завистью. Установка сильной зависти приводит к тому, что завистник все, что есть в нем и его окружении, воспринимает через призму этого чувства. Постоянное сравнивание себя с другими, дух соперничества, борьба за признание, восхищение и первенство, унижение или повышение относительно других – это плоды подчинения чувству зависти. Важно не рационализировать и не доказывать себе истинности такого типа реакции.

Если глубже проанализировать чувство зависти, то можно легко заметить, что оно сильно связано с потребностью и жаждой любви. Люди, которых мучает зависть, чувствуют себя невостребованными, отброшенными, нелюбимыми, ненужными. Так, например, чувство соперничества и взаимной зависти между братьями и сестрами рождаются в тех семьях, где дети не чувствуют родительской любви. Зависть и соперничество, по сути, являются борьбой за те «крохи любви», которые родители жертвуют своим детям.

Первым лекарством для чувства зависти является переживание любви. Следовательно, завистливый человек должен не столько бороться со своими чувствами, или бороться с другими, чтобы достичь успеха, сколько искать любви людей и Бога. Когда испытаем любовь, когда почувствуем себя любимыми, востребованными, уважаемыми близкими, тогда зависть и связанная с ней борьба за любовь потеряют смысл.

Чтобы излечиться от зависти, не надо слепо с ней бороться, но сначала найти в себе те раны, нанесенные любовью, которые стали ее источником, и лечить их. Открытие человеческой и Божьей любви постепенно успокоит в завистнике это ненасытное желание быть любимым, заметным, оцененным должным образом, и приведет к тому, что он сможет полюбить собственную жизнь. Полюбив же себя, увидит не только свои недостатки, но все благодати и дары, которыми постоянно и заново одаривают его люди и Бог.