Символ
1, 1979
Молодежь и церковный
брак
П.
Лионнэ
При
значительных переменах нравов во Франции, как и в других
экономически развитых странах, принципы брака остаются
важным ориентиром для молодежи. К такому выводу приводят
результаты опросов Национального института демографических
исследований (Луи Руссель, Брак в современном французском
обществе, Париж, 1975). Сходное мнение разделяют обыкновенно
и общественные организации, как, например, "Группы брачной
подготовки" (Г.Б.П.)
В
предлагаемой статье содержатся:
1.
Краткое
изложение принципов деятельности Г.Б.П. в Церкви и
обществе Франции.
2.
Несколько
соображений о молодежи, браке и вере.
3.
Краткая
информация о деятельности по подготовке в некоторых
других странах.
1.
Г.Б.П. в Церкви и обществе Франции А.
Принципы
деятельности Г.Б.П.
1.
Брак
– особая пора в жизни, и это отчетливо понимают молодые
люди, которых мы видим в Г.Б.П. В преддверии свадьбы мы
стараемся принять их тепло и приветливо, как люди и
христиане, чтобы помочь им открыть внутренний смысл того,
что с ними происходит. Одна из наших задач – дать
обрученной паре возможность углубленного разговора внутри
их собственной близости чтобы им открылась беседа двух
душ и вся необходимость такого диалога. Серьезность
размышлений о браке на встречах Г.Б.П. служит залогом
сознательного принятия таинства церковного
брака.
2.
Супруги,
берущие на себя организацию и проведение таких встреч, –
христиане, во имя своей веры они стремятся дать молодежи
возможность высказать все самые затаенные надежды и
опасения и услышать в ответ дружеское мнение о смысле их
взаимных обязательств вместе с рассказом о символике
венчания в церкви.
С
каждой помолвленной парой проводится курс бесед, либо
разделенный на несколько вечерних занятий, либо интенсивный,
то есть занимающий целое воскресенье, а то и субботу с
воскресеньем вместе. Обыкновенно это происходит в виде
обмена мнениями между супружеской четой и примерно десятью
молодыми людьми. В некоторых группах в согласии с приходской
церковью предлагаются индивидуальные встречи: супружеская
пара беседует с помолвленной парой.
Темы
выбираются самими участниками бесед: о верности, о
регулировании рождаемости, о количестве детей, о будущем
супругов, об отношениях с родственниками, о работе жены, о
церковном браке и о многом другом.
Участие
в собеседованиях Г.Б.П. позволяет молодым парам открыть
сходство своих ситуаций с чужими и, сопоставляя их, лучше
понять свои личные вопросы. Для многих, кого мы встречаем,
это бывает первый серьезный разговор о самых глубоких
основах нашего существования: социальной, семейной,
сексуальной, религиозной и проч.
Б.
Организация Г.Б.П.
Основой
всей организации является ячейка Г.Б.П.: несколько активных
супружеских пар и священник. А сущностью жизни такой ячейки
– непрерывная подготовка к своей деятельности. То есть все
собираются то у одного, то у другого для бесед на библейские
темы, для рассуждений о разных аспектах брака, для обмена
опытом совместной жизни и так далее. Далее, ячейки образуют
епархиальную ассоциацию, а в свою очередь епархиальные
ассоциации на национальном уровне объединяются в союз. И
ассоциации и союз одушевлены совместной работой мирян и
священников-попечителей. Союз издает ежеквартальный журнал
"Открытая встреча", организует образовательные сессии,
открытые для всех супружеских пар, участников работы
"встречи Г.Б.П."
В.
Г.Б.П. и Церковь
Организованная
мирянами Г.Б.П. всегда работала об руку с Церковью, ибо
устроителями руководит забота о таинстве брака. После
епископального съезда в 1969 году эта связь стала еще более
тесной, так как съезд учредил "пастырскую беседу",
предваряющую венчание. Таким образом молодые пары, желающие
церковного брака, имеют от трех до пяти разговоров со
священником, тогда как прежде обычно ограничивались короткой
и достаточно формальной встречей.
При
этом участие в Г.Б.П. не является обязательным условием для
церковного брака. Приблизительно 60 тысяч молодых людей,
ежегодно посещавших собрания
Г.Б.П., составляют лишь 15-20 процентов от числа
всех, венчавшихся в Церкви. Следует отметить, что 80 процентов
от числа бракосочетающихся также и венчаются.
В
качестве учреждения Г.Б.П. входят в национальный секретариат
церковного попечительства о семье.
Г.
Г.Б.П. и Власть
Недавнее
французское законодательство предусматривает новые положения
относительно вопросов сексуальной информации в школе (они
вводятся в действие по решению родительских общенациональных
ассоциаций), относительно вопросов регулирования рождаемости
и противозачаточных средств (стоимость которых возмещается
социальным обеспечением), относительно упрощения процедуры
развода (а именно – в бесспорном порядке в случае взаимного
согласия супругов), относительно некоторых послаблений в
вопросе об абортах. Ясно, что такое законодательство и
подобные установления не могут не волновать вдохновителей
Г.Б.П., тем более что все молодые люди, с которыми
приходится иметь дело, так или иначе затронуты именно этими
обстоятельствами, или хотя бы только проблемой регулирования
рождаемости. Имея в виду все вышесказанное, закон позволяет
общественным организациям, занимающимся жизнью семьи,
создавать "Учреждения для информации, консультации и советов
семье" – (Декрет от 1972 года). Таким образом и Г.Б.П.
обладает правом подобной официальной регистрации и в этом
качестве могут получать государственные субсидии. Следует
добавить, что в этом же положении находятся многие
конфессиональные и неконфессиональные организации. Наряду с
другими подобными организациями, Г.Б.П. входит в Высший
Совет Сексуальной Информации, Регулирования Рождаемости и
Семейного Воспитания, который является консультативным
органом при министре Здравоохранения.
Обладая
столь значительной общественной ролью, организаторы Г.Б.П.
сознают, что широкое поле их возможностей в деле "семейной
информации" повышает и степень их
ответственности.
2.
Молодежь, Брак и Вера
На
недавней общенациональной конференции Г.Б.П. в Лурде
рассматривалась тема "Брак и Вера" (молодежь ставит свои
вопросы). Понятно, что здесь мы ограничимся лишь кратким
обзором этого события.
А.
Молодежь и брак
Среди
молодежи существует, даже если оно не выражено в полный
голос, сдержанно критическое отношение к браку. Неоспоримым
подтверждением этого являются участившиеся случаи совместной
жизни до брака, продолжающейся от нескольких месяцев и до
двух иногда лет. Этот обычай, возникший в 70-х годах,
чрезвычайно быстро укоренился, так что по сведеньям
институтов опроса 50 процентов тех, кто женился в 1977 году,
жили вместе до брака. Еще пятнадцать лет тому назад это было
бы немыслимо. (В ту пору речь могла бы идти единственно о
добрачном сексуальном опыте). И понятно, что такой жизнью
живет половина молодежи, принимающей участие во "встречах
Г.Б.П."
Прежде
чем заводить с ними речь о морали, необходимо представить
себе их сдержанное отношение к браку, характеризуемое двумя
точками зрения.
1.
Глядя на внутреннюю жизнь супружеской пары, "они ощущают",
что из-за возрастающего количества разводов подтачивается
даже само естественное стремление к верности. Они –
ежедневные зрители супружеского развала, как в собственной
семье, так и в семьях друзей. И, горячо стремясь к
устойчивости своего собственного союза, они не могут не
относиться с трезвостью к статистике о разводах и стесняются
разглагольствовать о "любви навеки". Временами их охватывает
ощущение фатальной безнадежности будущего
супружества.
2.
Глядя на общество, "некоторые считают", что именно оно несет
полную ответственность за нынешнее шаткое состояние семьи и
следующим образом оправдывают свою безбрачную
семейственность: мы не хотим связывать себя никакими
обязательствами перед обществом, которое столь мало сознает
себя обязанным перед супругами и молодежью. На самом деле
большинство из них все-таки женится, несмотря на свои
несколько провокационные по отношению к обществу заявления,
которые, пожалуй, есть знак их же неспособности
конструктивно реагировать на распространенный в нашем мире
тип супругов, который они интуитивно отвергают, не умея
точно понять свои отрицания и свои
стремления.
Б.
Облик супружества
Этот
облик, отвергаемый все большим и большим количеством молодых
людей, даже если их пока еще и не так много, каков
он?
"Брак
– это вдвоем", все ценности проявлений любви по этой модели
нарочито приподняты от чувственной полноты до обоюдного
согласия во всем, без тени противоречий, (но, в конце
концов, это – гармония за счет утраты диалога). Брак как
мирная пристань интимности посреди жестокого и
бесчеловечного мира или даже как убежище от агрессивного
общества. И, говоря по правде, супружеские пары беззащитны в
этом обществе. Они достаточно бездумно стараются уподобиться
тем стандартам жизни, которые им навязывают средства
массовой информации. А
эти
образцы предлагают в качестве идеала супружескую чету,
живущую лишь для себя, ради собственной полноты, отъединенно
от прочих людей.
Но
такого рода расценивание супружества со стороны
исключительно чувственной приводит брак к непрочности,
во-первых, а во-вторых – загоняет его в рамки сугубо
личные.
А
ребенок? Первый – самый желанный, как подтверждение удачи в
любви и совершенства союза, не знающего о расхождениях.
Ребенок необходим им прежде всего для полноты их
супружеского счастья. Социальная озабоченность, то есть
смысл появления ребенка для будущего общества и семьи, эти
значения брака расцениваются низко или вовсе не принимаются
в расчет.
Вот
краткий очерк рассуждений о браке во Франции наших
дней.
Б.
Молодежь и Вера
Большинство
молодежи, изъявляющей желание венчаться, вообще бывает в
церкви весьма нерегулярно, и поэтому обстоятельства венчания
являются самым благоприятным случаем для Евангелизации. Чем
настойчивее они добиваются церковного брака, тем насущнее
пастырское слово в эту пору. Само торжество церковного
действия позволяет человеку вернуться к христианской
традиции и в ней пережить глубину события, которое иначе ему
было бы трудно понять до конца. Было бы неверным отнести
желание венчания только лишь к участию в модном
представлении о красивости. В этих условиях важно, чтобы
встречающие молодежь члены Г.Б.П. принимали ее со всеми ее
вопросами, какими бы далекими они ни казались от Церкви. И в
отношении морали – встречающие помолвленных избегают
"заставлять" их слепо подчиняться тому или иному моральному
правилу, а стараются помочь молодой паре ощутить всю
значительность их морального выбора и оценить меру избранной
ими ответственности. Такая забота о свободе личности вовсе
не означает подстрекательства к своеволию, дело в том, чтобы
дать возможность каждому раскрыть в Иисусе Христе подлинную
истинность своего опыта и своих надежд. Что касается
собственно подготовки к таинству церковного бракосочетания,
то прочным для этого основанием служат различные
литургические каноны, допущенные к действию после Второго
Ватиканского Собора и литургической
реформы.
3.
Подготовка к браку в других странах
В
каждой стране есть собственный подход к брачной подготовке.
В Европе (Испания, Португалия, Италия, Швейцария, Бельгия, к
примеру) и в странах развивающихся, как Мадагаскар, остров
Маврикий, Египет, Греция и другие, существует приблизительно
сходный с описанным способ брачной подготовки молодых людей.
Некоторые из этих стран входят в международную федерацию
Г.Б.П.
В
странах английского языка (Великобритания, Канада, С.Ш.А.)
подготовка происходит несколько иначе: большее количество
занятий – до десяти, ударение на более активную педагогику и
разъяснение конкретной жизни, например – организация бюджета
семьи и тому подобное.
Из
стран Восточной Европы мы располагаем сведеньями лишь о
Польше, где стиль тоже своеобразен: курс занятий
продолжительный – до десяти встреч, доклады на социальные,
религиозные и супружеские темы, достаточно глубоко
разработанные. В странах Латинской Америки подобная
деятельность сосредоточена в руках Движения христианских
семей.
|