16.
Моя собственная
подозрительность.
Как могу победить собственную
подозрительность, которая так легко появляется в отношениях с
близкими? Мне часто кажется, что мои дети обманывают меня, хотя
не имею доказательств этому. Может, это моя «материнская
интуиция», а может собственная подозрительность? Чувствую, что
это какая-то болезнь моей души, хотя искренне могу признаться,
что все лучше ее понимаю.
Подозрительность, естественно,
является болезнью души. Когда человек это осознает и хочет от
нее освободиться, то она не является большой
угрозой. Если болезнь не замечают и не лечат, то она закрывает
человека в себе и изолирует от других. К тому же вносит в
межличностные отношения неискренность, недоброжелательность,
отсутствие сочувствия.
Подозрительность иногда бывает
просто жестокой. Иногда подсказывает строгие обвинения и
осуждения, становится источником вражды, ведет к осуждению и
отбрасыванию. Хроническое отсутствие доверия надевает на глаза
наших душ толстые темные стекла, которые искажают и затемняют
действительность, увеличивают каждую человеческую слабость и
уменьшают добро.
Чтобы противостоять собственной
подозрительности, надо не только замечать ее, но также
распознать ее размер и глубину. В каких отношениях проявляется
моя подозрительность? Как часто она меня мучит? Считаю ли
грехом подчинение ей? Исповедую ли этот грех на исповеди? Что
делал до этого времени, чтобы победить свою подозрительность?
Если после такого анализа поймем глубину нашей
подозрительности, надо установить ее происхождение. Большой
помощью в такой ситуации может стать духовное руководство или –
в труднейших ситуациях – даже психотерапия.
Отделение подозрительности от
интуиции, о которой идет речь в вопросе, кажется очень важным.
Подозрительные люди, люди глубоко душевно израненные, бывают
наделены интуицией. Она позволяет им предчувствовать опасность.
Однако проблема состоит в том, что сильные страхи увеличивают
угрозу, искажая видение другого человека и
ситуаций, которые он создает. К интуиции не стоит относиться с
подозрением. Когда ей сопутствуют доверие и открытость, она
становится мощным инструментом, с помощью которого можно лучше
понять других и результативнее помочь им.
Подозрительные люди должны
постоянно сопоставлять собственное чувство опасности и
действительность. Может это происходить в доброжелательных и
непосредственных приятельских, дружеских, семейных
отношениях, а также в духовном руководстве или
психотерапии.
Зато не рекомендуется сообщать о
собственных подозрениях людям, которых они касаются. Более
чувствительные люди воспримут это как обвинение, что может
привести к ненужным конфликтам и взаимным обидам.
В борьбе с собственной
подозрительностью не будет хорошим решением уговаривать себя
(вопреки чувствам), что люди, которых мы подозреваем, невиновны
или даже святые. Вынесение решения о чужой виновности или
отсутствии таковой – не наше дело; это еще больше запутает нас
в собственной подозрительности. Вместо того чтобы исследовать
собственную душу, стараемся анализировать состояние души
ближних.
Осознав собственную
подозрительность и оценив ее как болезнь души, нужно
согласиться со своей и чужой хрупкостью. Преодолеем
подозрительность, если будем свободно относиться к ближним в
разных ситуациях – греха и невиновности.
Можем говорить о двух видах
подозрительности. Первый – это подозрительность пассивная,
которая призывает нас замыкаться в себе и избегать ближних,
чтобы они не ранили нас. Такое поведение приводит к созданию
безопасной дистанции относительно людей, которые могут нам
угрожать. Второй же вид подозрительности имеет активный
характер, подталкивает к агрессии относительно людей, которых
считает опасными. Речь идет о лишении потенциального врага
свободы действия, пока он успеет ударить. Подозрительность
этого типа бывает угрожающей, потому что становится источником
постоянных конфликтов и напряжений.
Сильным, хотя и очень горьким
лекарством от собственной подозрительности является сознание,
что каждый человек, даже самый близкий, может ранить нас.
Любимый муж может быть неверным, а дорогой сын
может в определенный момент потянуться к наркотикам. Мысль об
этом не является выражением крайнего пессимизма, скорее
реалистического отношения к жизни, она приводит к тому, что не
будем мучиться несуществующими в данный момент опасностями.
Когда случаются какие-то опасности, то чаще всего они
отличаются от тех, которые мы предчувствовали или которые нам
подсказывало больное воображение. Сознание собственных и чужих
пороков приводит к тому, что перестаем искать в людях
совершенства и абсолютной безгрешности. Когда проявляется их
порок, мы обязаны помогать таким людям, а не отстраняться от
них. Противоядием на отсутствие доверия будет также сознание
того, что все добро, полученное от ближних, является даром,
который через людей жертвует нам Бог.

|