15. Постоянная
подозрительность по отношению к ближним
Как ежедневно бороться с
подозрительностью к людям? Встречаюсь с ней в отношениях с
соседями, на работе. Иногда сама становлюсь ее
жертвой.
Отношение недоверия и
подозрительности имеет своим источником много ран, которые
человек получает в своей жизни. Люди, которых много лет
обижали, в детстве и ранней молодости, постоянно чувствуют себя
в опасности, что приводит к тому, что почти каждый, кто к ним
приближается, воспринимается как потенциальный обидчик.
Недоверие также связано с хрупкостью человеческого
существования. Мы, естественно, боимся того, что угрожает нашей
жизни. Первоначальное доверие ребенка, окруженного заботой и
любовью самых близких людей, вытекает из того, что он не
пережил еще реальных жизненных угроз. Глубоко израненные дети,
наоборот, бывают очень пугливыми и недоверчивыми к каждому
чужому.
Принятие собственной позиции
относительно недоверчивых и подозрительных людей требует
большой осторожности с нашей стороны. Например, если
подозрительный человек доверяет нам с определенной
бесцеремонностью свои предположения и подозрения, то надо
понимать, что его подозрительность может обернуться и против
нас. Достаточно маленькой неучтивости, отсутствия внимания,
терпения, или какой-то «безобидной» оговорки и сами становимся
подозреваемыми. В конфликте с такими людьми надо, прежде всего,
распознать степень собственного недоверия и подозрительности
относительно других людей. Чем больше будет наше собственное
недоверие, тем легче можем быть вызвать подозрительное
отношение к нам других людей. Если же будем свободны от
недоверия, не смогут нас легко втянуть в чужие проблемы, легче
будет нам обороняться против манипуляций подозрительных людей.
Личная внутренняя свобода является самым хорошим оружием против
подозрительности ближних.
Когда встречаемся с человеческой
подозрительностью, надо, прежде всего, распознать ее размер и
глубину, потому что степень подозрительности может быть очень
разной: от обычного недоверия, который присущ многим людям, до
подозрительности параноидальной, которая имеет маниакальный
характер и является проявлением болезни. Если человек,
связанный каким-то образом с нами, отличается болезненной
подозрительностью, наше отношение к нему должно быть очень
внимательным и осторожным. Не стоит людей такого типа силой
«возвращать на землю», убеждая, что их мысли имеет чисто
субъективный и маниакальный характер. Нашим поведением можем их
глубоко ранить. В таких ситуациях они могут чувствовать себя,
отброшенными и униженными, непонятыми нами. «Если бы знал, что
Вы этого не поймете, не сказал бы об этом» – услышал
один психотерапевт, когда немного бестактно прокомментировал
признание очень подозрительного человека.
Если не имеем большого опыта
встреч с подозрительными людьми, следует ограничиться только
доброжелательным внимательным слушанием.
То, сможем ли мы еще что-то
сделать, будет зависеть от многих обстоятельств, особенно же от
доверия, которое сможем пробудить. Надо воздерживаться от
каких-либо комментариев по поводу их болезненных,
параноидальных мыслей. Это будет проявлением милосердия по
отношению к этим людям и сочувствия к ним.
Разговаривая с подозрительными людьми, не можем позволить
себе свободное и спонтанное проявление наших мыслей и чувств.
Наше поведение должно быть приспособлено к потребностям и
возможностям подозрительных людей. Возможно,
нам будет тяжело добыть их доверие, убедить
их, что не представляем никакой угрозы, напротив – готовы
прийти им на помощь.
Так понимаемое сочувствие будет
возможно только тогда, когда сами будем внутренне свободными и
научимся выдерживать определенную естественную дистанцию
относительно подозрительных людей. В таких ситуациях надо уметь
оградить собственные проблемы от проблем этих людей. Наши
неупорядоченные чувства, даже если они не высказанные, будят
беспокойство, которое выражается в хаотических реакциях и
поведении подозрительных людей. Тогда они легче могут нами
манипулировать, используя чаще всего оружие недоверчивых людей
– обвинения. Отсутствие свободы и дистанции с нашей стороны
приводят к тому, что начинаем объяснять, оправдываться, что в
свою очередь усиливает беспокойство подозрительных людей и
отсутствие доверия со стороны других. И так замыкается порочный
круг.
Встречи с подозрительными людьми
надо воспринимать как призыв: чем лучше будем знать себя, тем
больше будем свободными относительно близких, тем меньшей
проблемой будут для нас подозрительные люди. Наша беспомощность
относительно такого типа людей является на самом деле
беспомощностью относительно нас самих. Когда мы должны общаться
с человеком недоверчивым и подозрительным, это становится
страданием и крестом. Стоит помнить, что не сможем сдвинуть его
без Креста Иисуса.

|