13. Искушение
Как вести себя со священником,
который ведет себя не должным образом? Что могу сделать в этом
случае, являясь светским человеком?
Ответ на этот вопрос будет
зависеть от того, о каком виде искушения идет речь? Будем
считать, что человек, который спрашивает, не принадлежит к
людям, которые возмущаются практически всем, что не
соответствует их собственным чувствам их видением Церкви и
духовных лиц. Декларирование
своего возмущения в такой
ситуации бывает формой определенного давления на священника,
чтобы соответствовал их ожиданиям.
Церковные общины – епархиальные и
орденские – имеют в своих структурах установленные механизмы,
которые служат своеобразному «самоочищению». Благодаря им,
искушающие ситуации могут разрешиться своевременно, без
вмешательства со стороны.
Каждое духовное лицо
имеет своего начальника: епископа-ординария, провинциала или
генерала ордена, с которым постоянно встречается. В такой
беседе начальник касается как личных проблем, так и проблем
общины. Епископ проводит также регулярные визиты в приходы,
которые ему подчиняются. Во время этих визитов прислушивается к
мнению о душпастырях. Также и братья, когда возникает такая
потребность, реагируют на искушающее поведение своего коллеги.
Чаще всего не возникает необходимости вмешательства со стороны
мирян.
Но жизнь бывает богаче всяких
правил, обычаев, установленных норм поведения. Поэтому может
случиться вводящее в искушение поведение духовного лица, на
которое не реагирует ни община, ни начальники. Среагировать в
такой ситуации – это проявить любовь к Церкви. Искушение,
вызванное духовным лицом, наносит рану всей Церкви и лицам,
которые ему доверились. Искушающего поведения священника нельзя
сравнить с подобными слабостями и падениями светских людей.
Ответственность священника за людей, доверенных его опеке,
обязывает его давать им духовную моральную и религиозную
помощь. Как может выполнять эту роль тот, кто сам поступает
вопреки тем правилам, о которых говорит?
Решение о вмешательстве в
ситуациях искушающего поведения священника является очень
трудным и требует большого благоразумия и моральной силы.
Определенно не стоит делать панические и необдуманные шаги.
Нельзя также действовать по собственному усмотрению.
Обязательным является глубокое внутреннее распознание,
действительно ли ситуация является настолько угрожающей, что
необходимо вмешиваться, не вступают ли тут в игру исключительно
субъективные домыслы и ассоциации, вытекающие из нашей
подозрительности, излишней способности возмущаться всем, что
нас окружает. Чтобы избежать поспешных действий, стоит сначала
поговорить с другим духовным лицом, которому доверяем и,
который отличается мудростью, предусмотрительностью и
благоразумием. Если подтвердиться необходимость вмешательства,
забота о Церкви и любовь к нему требуют определенных
шагов.
Каких? Тех, что рекомендует Иисус
в таких ситуациях: Если же согрешит против тебя брат твой,
пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя,
то приобрел ты брата твоего; Если же не послушает, возьми с
собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей
подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи
церкви: а если и церкви не послушает, то да
будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф 18,
15-17).
После определенного распознания
можно попробовать поговорить с заинтересованным лицом. Такой
разговор требует большой духовной мобилизации, не является
простым делом. Очень важной является атмосфера этого разговора.
Думаю, что не стоит начинать его без предварительной длительной
молитвы о себе и этом человеке. В передаче каких-либо мнений
нельзя руководствоваться неупорядоченными чувствами:
возмущением, гневом, злостью. Внутренняя свобода, искренняя
забота о добре, доброжелательность относительно человека – вот
обязательные условия, какие должны быть выдержаны, если делаем
кому-то замечания.
Если послушает тебя, то
приобрел ты брата своего. Если же не послушает, возьми с собою
еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей
подтвердилось всякое слово. Если соблазны видны и продолжаются дальше, то
естественно можно ссылаться на авторитет других людей, особенно
тех, которые имеют большое влияние на заинтересованного
человека. Такой шаг должен быть сделан тайно. Сплетни, рассказы
другим об искушениях, еще больше будут распространять
зло.
Если же не послушает их, скажи
церкви. Каждое
духовное лицо имеет своего начальника, им может быть настоятель
прихода, настоятель монастыря, епископ или провинциал ордена.
Если искушающее поведение продолжается, после
очередного глубокого распознания, следует обратиться к нему.
Это должен быть последний шаг с нашей стороны.
Церковь слаба и грешна во всех
своих членах, также и в духовных лицах. Поэтому попытка решить
проблему искушения не должна толковаться как строгое осуждение
людей, которые – как и все другие – имеют свои проблемы,
слабости и грехи. Поэтому мы должны быть милосердными к
духовным лицам, переживающим минуты слабости и
падения.
Грехи всех людей Церкви, не
только духовных лиц, ранят Церковь – Мистическое Тело Христа.
Эти раны иногда очень болезненные. Отсюда также осознание
греховности духовных лиц не должно отталкивать нас от Церкви,
скорее наоборот – побуждать нас к обращению и любви к Церкви.
Церковь грешна не только в других членах, но также и во мне.
Вся Церковь грешная и вся призвана к внутренней перемене.
Стараясь помочь другим преодолеть грех, должны осознавать, что
мы сами первые нуждаемся в изменении и обращении.
Это сознание может привести, что не будем искушаться слабостями
ближних, даже если это духовные лица.

|