12. У меня все в порядке, у
тебя все в порядке
Иисус в Евангелии сказал, что
мы, злые, все-таки даем добрые дары своим детям
(ср. Мф 7, 11). Не хочу
усомниться в правдивости этих слов, но как согласовать их с
принципом, используемым в межличностных отношениях, который
провозглашают некоторые психологи: «У меня все в порядке, у
тебя все в порядке»?
Принцип «У меня все в порядке, у
тебя все в порядке» является очень ограниченным психологическим
описанием партнерских межличностных отношений и надо его
интерпретировать в соответствующей плоскости. Этот принцип
можно трактовать как определенное неписанное правило общества,
в котором люди признают и уважают отличия взглядов, мыслей,
чувств разных людей. В таком смысле этот принцип действительно
не только очень полезный, но также правдивый и нужный в
общественной жизни. Поэтому не нужно его трактовать
исключительно как своего рода правила хорошего тона, но, прежде
всего, как право каждого человека на уважение к своим чувствам,
стремлениям и нуждам. Именно в таком смысле принцип «У меня все
в порядке, у тебя все в порядке» является евангельским. Иисус
сформулировал его несколько иначе: Не судите, да не судимы
будете (Мф 7, 1). Если
близкие встречаются с нашей доброжелательностью, пониманием,
толерантностью, тотчас же спонтанно отвечают нам теми же
чувствами. Такова суть этого принципа.
Обратим внимание, что он является
определенной моделью взаимоотношений. Но жизнь иногда выходит
за рамки определенных схем. Поэтому такие принципы нельзя
применять во всех ситуациях. Для этого должны быть определенные
условия. Самым необходимым является выход навстречу
другому.
Если бы мы именно этот принцип, в
его дословном звучании вынесли в плоскость библейской
антропологии, он автоматически оказался бы фальшивым. Иисус
говорит: Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие
давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага
просящим у Него. Эти слова Иисуса надо понимать в контексте
всей Библии.
По крайней мере, они не
противоречат принципу «У меня все в порядке, у тебя все в
порядке». Иисус в приведенных словах не порицает и не осуждает
нас. Не говорит также, что мы «злые» в смысле «злобные».
Утверждает только, что человек не является источником добра и
своими усилиями не в состоянии творить добро, потому что – как
читаем в другом месте – без Иисуса вообще ничего не можем
делать (ср. Ин 15, 5), ничего доброго, потому что все добро
исходит от Бога, потому что «никто не благ, как только один
Бог» (ср. Мк 10, 18).
Удивительно звучит вопрос Иисуса
богатому юноше, который назвал Его «Учителем благим»: Что ты
называешь меня благим? Никто не благ, как только один
Бог (Мк 10, 18). Прилагательного «благой» Иисус не
применяет к своей человеческой природе, а исключительно самому
Богу. Сравнивание Божьей доброты и доброты человека вызывает
такую радикальную оценку: вы (…) будучи злы.
Эти слова не являются
моральным осуждением человека, но скорее
антропологическим фундаментом Его Благой
Вести.

|