12. Священник в
больнице
Несколько дней лежала в
больнице. Поскольку каждый день приходил священник, радовалась,
что могу принимать Причастие. Но меня несколько удивили эти
визиты. С Пресвятыми Дарами приходи утром, около семи часов. В
коридоре разговаривал с персоналом и пациентами.
Многие из них были во время утреннего туалета, санитарки
убирали палаты. Все происходило очень быстро. У меня было
какое-то чувство определенного бескультурья. Понимаю, что
больница это большое учреждение, в котором происходит
постоянное движение. Все подчинено заботе о физическом здоровье
пациентов. Но мы же знаем, что здоровье тела
очень сильно зависит от здоровья души. Вечером, между
семнадцатью и двадцатью часами, в больнице гораздо спокойнее.
Пациенты разговаривают, некоторые смотрят телевизор, другие
гуляют по коридору. Подумала – это было бы идеальное время для
священника. Никто бы не мешал, не должен был спешить. Лежала в
палате с женщиной, которая готовилась к тяжелой операции, и
хотя старалась быть мужественной, однако было очень грустная.
Мне кажется, что ей надо было бы не только Святое Причастие, но
также и разговор со священником, даже очень короткий. Было
обидно, что возможность духовной помощи человеку, который
находится в больнице и не уверен в своей судьбе была потеряна.
Как можно реформировать систему службы священников в
больнице?
Это очень трудный вопрос не
только для пациентов, но также и для дирекции больниц,
медсестер и пациентов. Может быть также особенно трудным для
провинциалов и других руководителей священников, которые
посылают их с этой миссией. Но это также голос многочисленных
верующих, для которых болезнь и пребывание в больнице почти
всегда является очень тяжелым жизненным опытом, влияющим на
отношение к жизни в целом. Даже маленькая угроза здоровью
приводит к тому, что непроизвольно начинаем делать испытание
совести и опять ставим себе вопрос о цели и смысле
существования. Жертвенное, чуткое и компетентное служение
священников в больницах может быть не только большой помощью во
время болезни, но привести к возобновлению отношений с Богом и
близкими в этих трудных минутах. Для тяжелобольных и умирающих
людей иногда имеет решающее значение, поскольку помогает им
приготовиться к переходу из этого мира в вечность. Без сомнения
работа священника в больнице требует много
внимания, посвящения и больших усилий.
И хотя, естественно, в области
служения священников в польских больницах еще много чего можно
улучшить, то в целом оценка этого служения должна быть
справедливой. В вопросе было описано служение в одной больнице,
которое может быть и в других больницах. Но во многих
больницах священник приходит и после обеда и в
вечернее время. Это бывает, прежде всего, в больницах больших
городов, где постоянно
могут быть священники. К больным в маленьких больницах
небольших городков священники приходят утром и на короткое
время. Часто, после этого визита, имеет много других дел,
например занятия по катехизису или работа в канцелярии.
Служение капеллана в утренние
время, несомненно, трудное. Если уделить этому больше внимания
и сердца со стороны священников и пациентов, которые пользуются
этим служением, может выполняться хорошо. Только
организационных изменений недостаточно для того, чтобы поднять
уровень служения священников в больницах. Оно зависит от
посвящения этому конкретного человека отдачи этому служению.
Поэтому, в рамках существующего служения в больницах может
многое измениться, если изменятся внутренние установки
священников и тех, кто пользуется этим служением. Поэтому не
стоит подчеркивать необходимости внешних изменений. Речь идет,
скорее всего, об углублении внутреннего отношения к
этому.
К ситуации, описанной в вопросе,
нужно отнестись с пониманием. Священник капеллан не может
приходить в больницу и не разговаривать с пациентами и
персоналом. Уверен, что Иисус, которого священник несет
больным, «не обижается», когда тот здоровается с персоналом или
убирающими санитарками. Не получится в больнице создать
атмосферу сосредоточенности и тишины, которая есть в святыни,
хотя, естественно, внешнее поведение капеллана должно
соответствовать его миссии. Целью служения в больницах является
не только привести людей к Богу, но и создать атмосферу
теплоты, взаимной любви, доброжелательности и службы. И хотя
условия для такого служения во многих больницах не идеальные,
но они не исключают принятие Причастия, исповеди
или краткой беседы со священником.
К сожалению, часто в наших
больницах – как следует из вопроса – служение капеллана
ограничивается только причащением.
Однако не везде. Есть много
священников, для которых больница становится приходом, и в ней
появляются разные формы духовной опеки. Кроме ежедневной Святой
Мессы, причащения больных, исповеди, они проводят часто долгие
духовные беседы, предлагают религиозную литературу, редактируют
больничную газетку, молятся короткие молебны и т.п. В каждой
больнице – даже самой маленькой – всегда есть много страдающих
и опечаленных людей, чтобы один капеллан, хотя бы и очень
усердный, мог помочь всем. Во многих больницах на Западе
капелланы имеют помощников волонтеров – мирян, монашек –
которые вместе с ним помогают пациентам и духовно
поддерживают их. У нас это еще не развито.
Значительную помощь могут оказать
друг другу сами пациенты. Разговоры на религиозные и духовные
темы перестают быть табу. Может, соседке по палате помогла бы
беседа не только со священником, но и с тем, кто задает этот
вопрос. Иисус приходит в больницу не только через священников,
но и через каждый приветливый жест или слово: врача, медсестры,
санитарки, а может, особенно через соседей по палате. Пациент
пациенту может помочь
И, наконец, еще одна мысль –
может самая главная. Описанный визит священника в больницу,
именно потому, что вызывает так много размышлений, является
символическим. Этот такой убогий визит хорошо выражает «убогий»
приход Иисуса. Больница – большое «учреждение» человеческого
страдания – становится, таким образом, Вифлеемской пещерой,
убогим Назаретским домиком, колодцем Якова, горой Табор,
Оливной горой, и, прежде всего, Голгофой, где
объявляется Иисус и объявляет любовь Отца к каждому человеку,
особенно этому, измученному своей судьбой. Иисус радуется, что
приходит к своим, а свои Его принимают. Принимают в этих
трудных условиях, в каких существуют, в собственной убогости,
как священников, так и верных – пациентов.

|