10. Бедность в
семье
По-соседству живет семья,
которая пребывает в очень тяжелой материальной и моральной
ситуации. Родители безработные, а у них четверо детей. Им не
хватает элементарных средств существования. Ропщут в этой
ситуации. Но им не хватает открытости на других, они унылы и
беспомощны. Как помочь им примириться с собственной
жизнью?
Им нужно сначала помочь не
столько «примириться с собственной жизнью», сколько
«восстать» против собственной беспомощности,
бессилия и жизненной пассивности. Им нужно помочь найти себя в
этой тяжелой ситуации, собраться духовно и психически, а также
– хотя бы сначала – помочь им найти источники существования.
Причем речь идет не только о благотворительной помощи для
бедной семьи, но о доброжелательных, бескорыстных дружественных
отношениях с ними. Люди, которые находятся в тяжелой
материальной ситуации, часто чувствуют себя униженными,
изолированными, отброшенными на обочину
жизни. Часто носят в себе болезненное
чувство вины, обвиняя себя и своих близких в тяжелой
материальной ситуации, в которую они попали, хотя не являются
непосредственными виновниками этого.
Поэтому, помогая материально,
нужно учитывать психическую ситуацию этих людей. В их роптании
может выражаться не только беспомощность, но и уязвленная
человеческая гордость. Надо принимать это во внимание. Помогая
человеку материально без соответствующего чутья, неделикатно
можно еще больше унизить его, углубить психологические
проблемы. При оказании материальной помощи важны не только
деньги и вещи, но и способ их передачи. Эти люди должны понять,
что поиск помощи и материальной поддержки, особенно для детей,
не является, по крайней мере, унизительным.
Материально убогие люди, тем
более многодетные семьи, имеют право на систематическую помощь
со стороны государства и местной власти.
Но, с другой стороны, помощь
людям в тяжелой материальной ситуации не должна заключаться
исключительно на организации им условий существования, которыми
они будут пассивно пользоваться. Речь идет скоре всего о
мобилизации их к действию. Все мы должны избавляться
от постоянных претензий к
другим, доставшихся в наследство от
коммунизма.
Почти полвека мы жили в
тоталитарной системе, в которой «они» были
ответственные за экономические и общественные
дела, мы же должны были подчиняться и слепое рабское послушание
«их» власти. Сегодня нам надо разбудить в себе сознание того,
что общественное, экономическое и политическое состояние в
какой-то мере зависит от каждого гражданина. И хотя семья, в
которой четверо детей, имеет право требовать соответствующей
защиты и помощи со стороны местных властей и государства,
однако не может ограничиться исключительно только пожеланиями и
претензиями. Роптание не изменит жизненной ситуации.
Оказываемая в данной ситуации
помощь, может состоять также – по крайней мере, в самом начале
– во внимательном и доброжелательном слушании. Чрезвычайно
необходимо, чтобы эти люди могли кому-то пожаловаться,
рассказать кому-то о своем унижении и ощущении изоляции. Кто-то
должен помочь им «распустить» гнев и печаль, в каких живут уже,
может быть много лет. Организуя материальную помощь, вступая с
ними в доброжелательные отношения, нужно понимать, что
бессильный гнев становится просто потерей человеческой энергии,
которую можно было бы применить для каких-то положительных
действий. Нужно также апеллировать к их родительскому чувству
ответственности. Демонстрирование родителями чувства бессилия
будет воспитывать такое же отношение к жизни у их детей. Хорошо
было бы убедить их, насколько возможно, что это неправда, что
ничего нельзя сделать. Живем не в пустыне. Вокруг нас много
доброжелательных людей, которые хотят помочь. Нужно только
открыться. Может оказаться, что доброжелательное товарищеское
отношение может оказаться для этой семьи гораздо большей
помощью, чем непосредственная материальная помощь, организацией
которой в первую очередь они сами
должны заняться.
Естественно, что эти и подобные
им советы будут иметь смысл только тогда, когда эти люди хотя
бы минимально откроются и вступят в диалог. Но иногда
существуют настолько драматические и даже трагические ситуации,
в которых человеческая беспомощность, отсутствие веры в свои
силы, состояние уныния и депрессии по-человечески становятся
просто непреодолимыми. Тогда может, лучше не поучать, не давать
советов, но просто быть, оставаться вместе с кем-то в его
беспомощности, помогая и утешая его, насколько это
возможно.
Тому, кто помогает таким людям,
важен не только дух милосердия к ближнему, но и дух веры и
надежды. Потому что переживание состояния беспомощности,
бессилия, потерянности, относительно несчастья другого
человека, может психически и духовно уничтожать, если не хватит
духа веры. Однако если разбудит в себе осознание того, что Бог
присутствует и действует также в крайней нищете,
когда она сама по-человечески абсолютно
безнадежна, то это может стать глубоким
духовным опытом. Все зависит от духа веры. Надо только
доверять, что этот дух веры и надежды действует также в людях
потерянных, и постепенно будет изменять их.

|