IV. СЕКСУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ  

 

Отвратительное сексуальное воспитание. Табу,  

которое наложило католическое воспитание, плюс  

романтическая литература, вознесшая любовь на  

недосягаемую высоту, плюс непристойный язык 

сверстников. Я родился почти в девятнадцатом веке, 

и не испытываю к нему никаких теплых чувств.  

Чеслав Милош. 

 

Это признание Чеслава Милоша является, прежде всего, обвинением в адрес сексуального воспитания во времена его молодости. Причиной отсутствия «теплых чувств» к концу девятнадцатого века являются многочисленные противоречивые влияния, связанные с проблемами человеческой любви. Нетрудно заметить, что «непристойный язык сверстников» – это только реакция на «католическое воспитание» и литературу «возносящую любовь на недосягаемую высоту».  

В таком же тоне пишет на тему сексуального воспитания в прошлом и Андрэ Артус. 

«Традиция, которая достигла своего расцвета во второй половине XIX века, требовала, чтобы дети и даже подростки воспитывались в полном неведении относительно биологических тайн, окружавших процесс размножения. Знать об этих «ужасных вещах» могли только взрослые. Мальчики узнавали о них на стороне, поскольку взрослые хранили стыдливое молчание по этому поводу. Девочки оставались в неведении до дня свадьбы».  

Мне кажется, что под этим искренним признанием Чеслава Милоша и рассуждениями Андрэ Артуса могли бы подписаться не только их ровесники, но и многие, кто родился значительно позже. Только в последние десятилетия стали более открыто говорить о необходимости серьезного полового воспитания; но здесь хватит работы и тем, кто родился уже в двадцать первом веке.  

 

1. УВИДЕЛ БОГ ВСЕ, ЧТО ОН СОЗДАЛ, ХОРОШО ВЕСЬМА 

 

Сексуальность – это дар самого Творца. Она была создана и оценена Им вместе со всей природой человека как дело весьма хорошее (Быт 1, 31). Таким образом, сам Творец велит нам рассматривать сексуальность как явление позитивное; нет в ней ничего негативного, что можно было бы заранее осудить. Как учит Конгрегация  

католического воспитания в документе Указания по приемам воспитания человеческой любви «Тело, благодаря своей сексуальности, отражает призвание человека к взаимности, то есть к любви и взаимному дарованию себя друг другу. Тело призывает мужчину и женщину к исполнению их основного призвания – чадородию» (Директива 24). [1] Необходимо освободиться от отношения к сексуальности как к чему-то, что «запрещено» самим Богом, что надо красть у него ценой греха; ибо «хотя в области сексуальных отношений возникает столько болезненных явлений, все-таки половая функция сама по себе совершенно нормальна и хороша и при выполнении определенных условий соответствует воле Бога» (Ф.Савицкий). 

Дар человеческой сексуальности одновременно является заданием, которое Творец ставит перед человеком. Принятие этого дара и развитие его требует от человека свободного и осознанного соучастия. Сексуальность человека тем и отличается от сексуальности животных, что управляется не только инстинктами, но, прежде всего, разумом и свободой воли. С большим трудом человек сам и с помощью других людей формирует свою сексуальность. Ни одна область человеческой жизни не является такой интимной, как сексуальная, поэтому каждый человек формирует свое отношение к сексуальности по-своему, а любая помощь извне возможна только в том случае, если о ней просят. «Целомудрие – дело в высшей степени личное» – утверждает Катехизис Католической Церкви (ККЦ 2344).  

Человеческая сексуальность подчиняется определенным законам, вписанным в человеческую природу. Поэтому человек имеет право, более того, обязан знать и понимать эти законы. Пока проявления сексуальности человека соответствую закону Божьему, истинное благо и счастье человека гарантированы ему. Пренебрежение этими законами ущемляет, в первую очередь не Бога, а самого человека, ведь то, что было сотворено Богом, как весьма хорошее, человек может использовать как во благо, так и во зло. Сексуальная неупорядоченность всегда является источником больших страданий для человека.  

 

2. ИНТЕГРАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ.  

 

Личность человека можно рассматривать в трех измерениях: духовном, психическом и физическом, причем среди них существует определенная иерархия. Каждый более низкий уровень открывается в сторону более высокого. «Духовная личность», которой присуща свобода и ответственность, управляет всей целостностью. То, что находится на низшем уровне, может быть скорректировано и облагорожено «духовной личностью», и поднято на более высокий уровень (В.Е.Франкл). Воспринимая сексуальность, как интегральную часть человеческой природы, очень важно учитывать этот тройной иерархический порядок: от телесного к духовному. Катехизис Католической Церкви связывает целомудрие прежде с целостностью личности. «Целомудрие означает полную целостность сексуальности в человеческой личности и, таким образом, внутреннее единство человека в его телесном и духовном бытии. Сексуальность, в которой выражена принадлежность человека к плотскому и биологическому миру, становится личной и по-настоящему человеческой, когда она входит как составляющая в отношения между двумя личностями, в обоюдном и не ограниченном во времени взаимном даровании мужчины и женщины друг другу. Добродетель целомудрия включает в себя таким образом целостность личности и целостность дара» (ККЦ 2337). Эта целостность «обеспечивает единство личности, она сопротивляется любой манере поведения, способной ранить ее. Она не терпит ни двойной жизни, ни двойного языка» (ККЦ 2338).  

Уровни сексуальности не изолированы друг от друга, но взаимосвязаны. Попытка принизить или вообще исключить какой-либо из них всегда будет определенным искажением сексуальности человека. Возможно, ни в одной другой области человеческой жизни не видна так ясно необходимость корректировать и облагораживать низшее с помощью высшего. Человеческая сексуальность не может быть действительно «человеческой» без этого преодоления себя и возрастания от слепого инстинкта к духу.  

 

3. ОПАСНОСТЬ РЕДУЦИРОВАННОГО ВЗГЛЯДА НА СЕКСУАЛЬНОСТЬ 

 

Сегодня часто говорят и пишут о сексуальности только с биологической или психологической точки зрения. Это очень упрощает и обедняет сексуальность человека, которое часто приводит к оправданию крайнего эгоизма. При таком подходе главным становится удовлетворение своего инстинкта, а другой человек воспринимается только как средство для этого. Те, кто профессионально занимаются сексуальностью (например, психологи и сексологи) имеют «редуцированный взгляд»  

(В. Франкл) на сексуальные переживания человека, видя в них только совокупность желаний, влечений и слепых инстинктов. Точно так же духовные руководители часто недооценивают биологические и психологические законы, которым подчиняется жизнь человека. Надо всегда помнить о трехмерности человеческой личности, в которой психофизический уровень подчинен духовному.  

Результатом упрощенного отношения к сексуальности всегда является внутреннее опустошение человека, некая «экзистенциальная пустота» (В.Франкл), ощущение бессмысленности существования и подавленности. Человек всегда чувствует, иногда даже спустя много лет, унижение от сексуальных действий, которым не сопутствовало эмоциональное и духовное отдание себя другому. Обесценивание сексуальности всегда становится знаком обесценивания всей личности.  

Зрелое отношение к сексуальному поведению должно быть связано с истинной любовью и ответственностью, должно иметь символический характер, то есть должно быть внешним проявлением полного пожертвования себя другому, а также полной взаимной открытости по отношению друг к другу и новой жизни. Такое отношение к сексуальности требует, однако, от человека определенной зрелости, выражающейся в способности переступить через себя и полностью отдать себя другому человеку.  

 

4 . ДЛИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ 

 

Все, что связано с сексуальностью, очень важно для человека, особенно в молодости. И молодой человек не может не думать об отношениях полов, не может не интересоваться этим. Речь идет только о том, чтобы этот интерес к сексуальным отношениям был здоровым и разумным, чтобы учитывал достоинство человека, чтобы он приводил не к эгоистичной концентрации на самом себе и своих потребностях и физических ощущениях, но приводило к жертвенной любви и осознанному отцовству. «Целомудрие требует, чтобы человек научился владеть собой. Это часть подготовки к правильному пользованию человека свободой. Альтернатива ясна: либо человек владеет своими страстями и обретает покой, либо он позволяет им господствовать над собой и становится несчастным (ККЦ 2339). «Достоинство человека требует, чтобы он действовал по сознательному и свободному выбору, то есть лично, движимый и побуждаемый изнутри, а не по слепому внутреннему побуждению или чисто внешнему принуждению» (II Ватиканский Собор, Gaudium et spes. 17).  

Молодой человек в период полового созревания, не получив должного воспитания, часто бывает не готовым к тому, чтобы зрело относится к своим сексуальным влечениям, которые просыпаются в нем, поэтому переживает чувство тревоги и страха, совершает множество ошибок, иногда наперекор себе. Каждый человек появляется на свет «незрелым» в смысле сексуальности, «не интегрированным» в свою сексуальность. Достижение внутреннего единства в сексуальной сфере происходит постепенно и медленно и требует больших собственных усилий, а также педагогической и духовной помощи.  

Необходимо осознать это самому и доводить до сведения молодежи, что невозможно достичь зрелой сексуальности без применения разума и воли. Для того чтобы дух возобладал над телом, необходима большая духовная работа.  

Однако такая работа не должна основываться на пробуждении в человеке страхов, которые так легко возникают в этой деликатной и чувствительной области. Речь идет о пробуждении чувства ответственности и о контроле над этой, несомненно, важной областью человеческой жизни.  

К сожалению, молодые люди очень редко искренне и откровенно разговаривают со зрелыми людьми на темы формирования собственной сексуальности. Этот недостаток общения с взрослыми людьми компенсируется разговорами с ровесниками, что несет в себе две опасности. Во-первых, информация о сексе, которой владеют ровесники, часто оказывается весьма примитивной и даже ложной, сконцентрированной только на физической части сексуальности, а кроме того, часто базируется на собственных незрелых фантазиях. Во-вторых, целью таких разговоров чаще всего является не поиск правдивой информации, способной помочь в достижении более зрелого отношения к сексуальности, но только подогрев эмоционального интереса.   

 

5. ПРИНЯТЬ СВОЮ ПОЛОВУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ 

 

Для сексуального развития человека важны уже первые годы жизни. В это время происходит так называемая первая сексуальная идентификация человека, которая становится фундаментом всего дальнейшего отношения к собственной сексуальности.  

«Каждый человек, мужчина и женщина, призван сам признать и принять свое сексуальную идентичность. Физическое, нравственное и духовное различие и взаимодополнямость служат благу брака и развитию семейной жизни. Гармония супружеского союза и общества частично зависит от того, как представители обоих полов воспринимают свою взаимодополняемость, взаимные потребности и поддержку» (ККЦ). 

Сексуальная идентичность пробуждается в процессе идентификации, который начинается уже с первых месяцев развития человека. В раннем детстве очень важную роль играет присутствие образца для идентификации: для мальчика – присутствие отца, для девочки – матери. Подтверждение своей половой принадлежности ребенок находит у своих родителей, в их отношении к его полу. Поэтому так важно полное принятие ребенка в смысле его пола. 

Осознание собственной половой идентификации осуществляется у ребенка также путем познания собственного тела и тела противоположного пола. Поэтому дети любят играть в игры, которые дают им возможность осматривать друг друга. Хотя родители должны быть внимательны, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны старших детей, они все же не должны забывать, что речь идет о детях и «невинном» еще «сексуальном любопытстве», «невинном», потому что сексуальность, как одна из важнейших энергий человека, в детстве еще спит и просыпается по-настоящему только в подростковом возрасте. Чаще всего этого детского сексуального любопытства взрослый человек даже не помнит. Но очень часто родители и воспитатели на это «естественное» детское любопытство смотрят сквозь призму своих не всегда правильных и упорядоченных сексуальных представлений, поэтому оно вызывает у них множество опасений и беспокойств.  

Проблема возникает тогда, когда это естественное любопытство благодаря стараниям родителей и воспитателей омрачается и искажается страхом. Если ребенок воспитывается в атмосфере запрета на все, что связано с сексуальностью, если его обманывают, когда он задает вопросы на эту тему, тогда в ребенке, с одной стороны возникает установка повышенного интереса и концентрации на физической стороне сексуальности, с другой же стороны появляется страх и нездоровое чувство вины за все, что он переживает в связи с этим.  

В человеке как бы сосуществует естественная тяга и одновременно страх по отношению к сексуальности: «Сексуальная сфера, с одной стороны, имеет что-то притягательное и чарующее для каждого человека, но, с другой стороны, она заставляет его инстинктивно содрогаться от страха» (Ф.Савицкий). И чем больше естественного «содрогания», чем больше страха, тем больше усиливаются сексуальные интересы. Тут действует известный психологический закон: чем больше страх, тем больше интерес. И поэтому сексуальное воспитание, опирающееся только на страх, достигает абсолютно противоположных результатов. Внимательное изучение опыта многих молодых людей только подтверждает эту стойкую зависимость.  

Сексуальность пробуждается в период полового созревания. Первые невольные сексуальные возбуждения в период полового созревания вызывают большой интерес, а одновременно удивление. У некоторых молодых людей может быть даже определенный «ужас, стыд и странный страх, как будто человек столкнулся с чем-то грозным и противоестественным» (Ф.Савицкий). Сильное психическое потрясение испытывают обычно именно те молодые люди, которые оказались неподготовленными к периоду полового созревания, они застигнуты врасплох теми изменениями, которые начали происходить в их теле и психике. В подростковом возрасте проявляются все накопленные ранее страхи, нездоровые интересы или искушения против целомудрия, свидетелями которых молодые люди были в детстве.  

Молодой человек ощущает определенный внутренний разлад, поскольку, с одной стороны он испытывает страх, чувство вины и замыкается в себе, а с другой стороны, чувствует повышенный интерес к сексуальным вопросам и сексуальные влечения.  

Следствием этого внутреннего разлада чаще всего становится само эротика, то есть концентрация на своих сексуальных ощущениях. Понятие само эротики включает в себя многое: увлечение сексуальными изображениями, и эротические грезы, и мастурбация, и проституция, и многие другие контакты, хотя и с партнером, но только ради своих ощущений.  

Отдавая себе отчет в негативных последствиях снятия сексуальных напряжений путем само эротики, родители и духовные руководители, полные беспокойства и заботы не могут придумать ничего лучшего, как обратится к такому сильному средству, как страх. Но страх всегда является плохим помощником, и в сексуальном воспитании в том числе.  

 

6. ПОТРЕБНОСТЬ ПОМОЩИ СО СТОРОНЫ ДОВЕРЕННЫХ ЛИЦ. 

 

Для того, чтобы действительно помочь человеку в такой деликатной области, как сексуальная, необходимо в первую очередь создать атмосферу взаимной сердечности и доверия. Только это поможет молодому человеку задать все волнующие его вопросы, рассказать о своих беспокойствах, опасениях и искушениях, связанных с половым созреванием.  

«Семья является самой подходящей средой для постепенного формирования сексуального поведения. Она обладает определенной способностью, которая позволяет достичь полной акцептации этой наиболее деликатной области и ее гармоничного включения в человеческую индивидуальность в качестве полноценного и равноправного компонента» (Директива 48).  

Психологи утверждают, что рассказ обо всех сомнениях, вопросах и проблемах, возникающих в сексуальной области, успокаивает человека, уменьшает как его страх, так и нездоровый интерес к этой области. Молодой человек, который искренне разговаривает на эти темы со своими родителями, намного легче переживает кризис, связанный с половым созреванием.  

Для того, чтобы сформировать в себе зрелую сексуальность, необходимо по-настоящему хотеть этого заниматься этим самоотверженно и ответственно. Вместо того, чтобы пробуждать в человеке страх, надо пробуждать в нем чувство ответственности и стремление к зрелости в этой области. Говоря о негативных аспектах неупорядоченной сексуальности, надо использовать веские аргументы, которые способны убедить молодого человека в необходимости преодолеть свой эгоцентризм, чтобы полнее открываться на другого человека. «Целью аутентичного сексуального воспитания является неустанное развитие способности управлять своими влечениями, чтобы со временем прийти к истинной самоотверженной любви» (Директива 98).    

 

7. НЕ ДРАМАТИЗИРОВАТЬ СЕКСУАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ. 

 

Обсуждая проблему полового созревания, цитируемый документ Апостольской Столицы утверждает, что «здесь может возникнуть особенно сложная и деликатная проблема, связанная с мастурбацией и ее влиянием на развитие личности в целом.  

Мастурбация, согласно католической доктрине, является серьезным моральным проступком, в основном потому, что противоречит естественному проявлению половой активности и ее истинному назначению, поскольку половая активность в этом случае не служит любви и жизни в соответствии с замыслом Бога» (Директива 98).  

Вслед за этим предостережением, которое указывает на необходимость относиться к случаям проявления само эротики со всей ответственностью, то есть, не пренебрегать ими и не приуменьшать серьезности проблемы, далее в цитированном документе Апостольской Столицы достаточно подробно анализируются действия воспитателей по отношению к ним. «С воспитательной точки зрения необходимо осознавать, что мастурбация и другие формы само эротики являются внешними проявлениями более глубоких проблем, связанных с сексуальными желаниями, которые воспитанник пытается решить с помощью такого поведения» (Директива 99). 

Необходимо оценить важность этого замечания, которое можно отнести не только к проблеме мастурбации, но и ко всем сексуальным проблемам, за которыми обычно скрываются более глубокие внутренние проблемы. Невозможно решить сексуальные проблемы, не выяснив их причин. Поэтому так важно следующее положение вышеупомянутого документа: «Из этого вытекает необходимость сосредоточения педагогических усилий скорее на причинах, чем непосредственно на борьбе с их последствиями. (…) для того, чтобы помочь молодому человеку преодолеть свою замкнутость и почувствовать себя способным к единению и общению в любви, воспитатель должен «избежать драматизации факта мастурбации, а также не проявлять никаких признаков неуважения или недоброжелательности по отношению к воспитаннику» (Директивы 99-100). Каждое проявление незрелой сексуальности, какой является и мастурбация, переживаемое в страхе за себя и в страхе перед другими, заставляет человека замкнуться в себе. Замкнутость и изоляция становятся источником психического напряжения, которые приводят к сексуальным влечениям и усиливают само эротику, которая в свою очередь усиливает настороженность, стремление избежать контактов с другими людьми и изоляцию. Первым шагом в преодолении этого замкнутого круга должно быть прекращение «драматизации» всех форм само эротики. Перестать драматизировать эти явления не означает пренебречь ими, это означает найти источники сексуальной незрелости и разглядеть действие определенных механизмов, на которые молодой человек, погруженный в само эротику, не всегда может влиять, поскольку просто не понимает их.  

 

8. РАСПОЗНАНИЕ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. 

 

Чтобы не драматизировать проблему само эротики, «необходимо соблюдать надлежащую осторожность в оценке субъективной ответственности личности за нее» (Директива 99). «Чтобы вынести справедливое суждение о моральной ответственности конкретных личностей и упорядочить пастырскую деятельность, надо принимать во внимание [в мастурбации] эмоциональную незрелость, силу привычек, состояние страха или другие психические и социальные факторы, смягчающие или совсем снимающие моральную вину» (ККЦ 2352). 

При моральной оценке сексуальных грехов нужно принимать во внимание иерархию заповедей. Чрезмерное сосредоточение на грехах против шестой заповеди приводит к опасной слепоте на грехи против первых пяти заповедей. Многим молодым людям кажется, что они имеют «одну-единственную проблему» в своей жизни. Поэтому Директивыпо воспитанию человеческой любви обращают внимание, что в моральной оценке сексуальных грехов очень важно принять во внимание то, что нарушения шестой заповеди должны приводить к пониманию, что есть нерешенные глубокие экзистенциальные проблемы, за которые человек тоже несет ответственность и что именно это чаще всего является источником незрелого сексуального поведения. Невозможно точно понять суть сексуальных грехов, если не раскрыть сути греха против первой заповеди – заповеди любить Бога и людей. Моральную ответственность в этой сфере нужно расширить от ответственности за отдельные акты сексуальной слабости к ответственности за всю свою жизнь: ответственности за высокую эмоциональную и духовную зрелость, ответственности за свою свободу, за способ трактовки другого человека.  

Сексуальные трудности очень тесно связаны с неудачами в любви. Открытость Богу, как милосердному Отцу, лечит в первую очередь раны любви. Когда человек находит истинную любовь, он перестает концентрироваться на себе, чтобы всецело предаться Тому, кто любит всегда. В психологии часто подчеркивается мысль, что сильная эмоциональная связь с близкими людьми (например, полное принятие, дружба, любовь) облегчает сексуальное напряжение и связанные с ним проблемы. Бертран Рассел в своей Автобиографии дает прекрасное свидетельство этому: « (…) Я привык мастурбировать, но всегда соблюдал меру. Очень стыдился того, что делаю и как-то хотел прекратить это занятие. Но ничего не мог с собой сделать и только в двадцать лет, когда влюбился, покончил с этим».  

Искушение замкнуться в себе, в своих сексуальных ощущениях, потребностях и желаниях связано не только с подростковым периодом, но является опасностью и для взрослого человека. Опыт показывает, что возвращение взрослых к различным формам само эротики не является таким уж редким явлением. Взрослый человек, так же как и молодой, должен искренне стараться преодолеть любую форму незрелой сексуальности. Если, несмотря на все попытки, ему не удается это преодолеть, то «следует исходить из морального принципа о необходимости смиренно принять то, что не может быть излечено, и одновременно искренне добиваться большей зрелости и самоотверженности во всех остальных областях деятельности» (Б.Херинг). 

Директивы по воспитанию человеческой любви «подчеркивают также необходимость «использования средств, рекомендуемых христианской аскетикой, таких как молитва и таинства, а также участие в делах милосердия и справедливости» (Директива 100). Это конкретные средства для реализации нашей «зрелости и самоотверженности во всех областях деятельности». Похоже говорит и Катехизис Католической Церкви «Тот, кто хочет остаться верным обетам своего Крещения и устоять против искушений, должен вооружиться соответствующими средствами: самопознанием, практикой аскезы, соответствующей случающимся трудностям; послушанием Божественным заповедям; воплощением в жизнь нравственных добродетелей и верностью молитве» (ККЦ 2349). «Целомудрие воссоединяет нас и ведет к единству, которое мы потеряли, будучи рассеяны во множестве» (св. Августин). 

 

9. МЕХАНИЗМ НАКАЗАНИЯ И ПООЩРЕНИЯ 

 

Тревожная сосредоточенность на сексуальных проблемах приводит в действие механизм «наказания и поощрения» (кнута и пряника), который, с одной стороны, поддерживает страх и нездоровое чувство вины, а с другой – все более возбуждает нездоровый интерес и любопытство. Механизм «кнута и пряника» зацикливает человека на его трудностях, создавая в психике некий «заколдованный круг». Действие этого механизма можно чаще всего наблюдать у молодых людей, которые не были введены в мир сексуальных переживаний в атмосфере сердечности и доверительности своими родителями и воспитателями, но открывали его сами, нередко испытывая при этом чувство вины и страх быть «разоблаченными». Первым звеном «заколдованного круга кнута и пряника» является драматическое переживание всей сексуальности в целом либо определенных ее проявлений: навязчивых желаний и образов, мастурбации или иных форм само эротики. Оно может выражаться, кроме всего прочего, в постоянном сильном ощущении вины, в беспокойстве, в неспособности к сосредоточению и концентрации, в апатии, в тоске, переходящей порой в депрессию. Этим переживаниям нередко сопутствует парализующий страх перед признанием в своих сексуальных затруднениях и ощущение ужаса от одной только мысли о том, что кто-то может «обо все этом» догадаться.  

Сильное чувство вины заставляет человека подвергать себя наказанию, чтобы таким образом восстановить справедливость. Это наказание может выражаться, между прочим, в презрении к себе, принижении себя в собственных глазах, попытках «умерщвления» плоти, страшных клятвах, набожных действиях и т.д.  

Но человеческая психика стремится к равновесию, поэтому наказание приводит к тому, что начинает действовать следующее звено «заколдованного круга», то есть «пряник» или «самоутешение», оно порождает новый сексуальный интерес, пробуждает новые желания, снова приводит к сосредоточению на своих ощущениях, которые в свою очередь являются источником само эротического поведения. Так замыкается «заколдованный круг», из которого невозможно вырваться, борясь только с проявлениями само эротики. Необходимо избавиться от причин, порождающих страх и нездоровый сексуальный интерес.   

 

10. ДИНАМИКА СЕКСУАЛЬНОГО ВЛЕЧЕНИЯ.  

 

Толчком к сексуальному влечению обычно является эротический образ. Длительное сосредоточение на нем вызывает сексуальное возбуждение. Неустанное развитие способности управлять своими влечениями, для того, чтобы достичь истинной и самоотверженной любви (Директива 98), основывается в первую очередь на контроле над своим воображением, чтобы не допустить возникновение влечения, которым человеку, сосредоточенному на своей сексуальности, тяжело управлять. Сексуальная чистота требует умения управлять эротическим воображением.  

Огромной помощью для нормального, спокойного контроля над собственным воображением (необходимо отличать контроль над образами и попытки загнать их в подсознание!) является знание основных законов, которым подчиняется воображение. Человеческое воображение можно сравнить с телевизором без выключателя. Экран нашего воображения постоянно показывает какую-нибудь «программу», и это не прекращается даже во время сна. Именно сны свидетельствуют о том, какими необычными и фантастическими могут быть эти программы.  

Главная проблема состоит в том, что мы не можем непосредственно воздействовать на воображение: у нас нет непосредственного доступа к показываемым нам «программам» не только во время сна, но и во время бодрствования. Когда мы пытаемся «насильно» погасить какой-либо образ, убрать его, он начинает возникать еще чаще и с большей силой. Если человек, побуждаемый страхом, достаточно долго использует такой «силовой» способ воздействия на воображение, то результатом может оказаться навязчивое возвращение нежелательных образов и желаний. В такой ситуации лучшим советом является «не забивать себе голову навязчивыми мыслями» (Х. Блесс).  

Косвенное воздействие на наше воображение состоит в том, чтобы один образ заслонил собой другой; более слабый в эмоциональном плане образ может быть заслонен болем сильным. Поскольку воображение человека «инфантильно», с ним надо обращаться так, как опытная мать обращается с младенцем. Когда младенец блачет по какой-то мелочной причине, мать трясе тему перед глазами яркой погремушкой. Занятый игрушкой, малыш отвлекается от того, что вызвало плач.  

Когда в воображении возникает эротический образ, надо сразу же попытаться заслонить его другим образом – более сильным в эмоциональном плане. Однако, это очень непросто, поскольку обычно эротические образы как раз очень эмоционально насыщенны. Чем более сильный страх переживает человек в сексуальных вопросах, тем труднее заслонить эротический образ каким-то другим. Потому что страх, как говорилось выше, просто фатальным способом заставляет нас делать то, чего мы всеми силами стремимся избежать.  

Очень важно в те моменты, когда в нашем воображении возникают эротические образы, сохранять спокойствие духа. Чем быстрее человек справится с возникшим беспокойством, тем легче справится с интересом, возникшим к образам и желаниям. Только сохранение дистанции по отношению к даже самым навязчивым эротическим образам позволит нам управлять ими. Глубокое осознание главенства духа над влечениями, которое ощущаем больше не разумом, а интуицией, становится основой для сохранения дистанции по отношению ко всем «плодам» человеческого воображения.  

Сохранение дистанции по отношению к своим чувствам, мыслям и желаниям в сексуальной сфере становится возможным также благодаря правильно сформированной совести. Даже наиболее суггестивное воображение и порожденные им желания, поскольку являются неосознанными и не принятыми человеком добровольно, сами по себе не являются грехом, хотя и могут указывать на глубокую внутреннюю неупорядоченность по отношению к чувственности. Моральная оценка касается всегда только сознательных и добровольных действий. Мы не должны испытывать чувство вины, когда возникают неосознанные «нечистые желания». Они могут стать причиной греха, но и могут стать поводом для преодоления себя и победы над самим собой.  

Как молиться, когда возникают нечистые мысли и желания? Вот какой совет дает Карл Ранер: «Человек, живущий под тяжестью навязчивых мыслей и желаний, может не достичь результата, молясь «прямо» об избавлении от искушения. Этим он может еще сильнее сосредоточиться на своих мыслях и желаниях, от которых он хочет избавиться. В этом случае в качестве молитвы должны выступать полное доверие, покой без тени подавленности, и, пребывая в таком духе, человек должен смотреть как бы поверх ужаса ночных видений своего нутра на свободный свет Божий, мужественно преодолевать то, что терзает его. (…) Эта тактика духовной борьбы основана на устремлении внутреннего взора на Бога».  

Для того, чтобы преодолевать «мужественно то, что терзает человека» в сексуальной сфере, необходимо смиренно признать себя больным и просить об исцелении. Мы не можем вылечиться сами, но лишь Тем, кто пришел не к здоровым, но к тем, кому плохо (ср. Мф 9, 12). Когда мы глубоко анализируем нашу жизнь, то скоро начинаем понимать, что первородный грех – это не «древний миф», а действительность, с которой мы сталкиваемся ежедневно во всех наших ранах, в том числе в сфере человеческой любви. Тяжело принять израненность в сексуальной области, потому что она «обнажает» и «унижает» человека сильнее, чем какая-либо другая.  

Лечение любой болезни начинается не с инстинктивного бегства от нее, а с оздоровления своего отношения к ней – с принятия этой болезни или слабости. Самым большим препятствием в этом является наша гордыня, которая не дает нам принять «с полным доверием и покоем без тени подавленности» собственное несчастье, но делает нас в собственных глазах этаким «богом», в котором нет ни малейшего изъяна. В состоянии любой слабости, в том числе и сексуальной, с которой человек искренне и самозабвенно старается справиться, Бог оказывается больше человеческого сердца, которое осуждает человека, напоминая ему о своих ранах (ср. 1 Ин 3, 20). 

 

11. ОЧИЩЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО КЛИМАТА 

 

Управление своими сексуальными влечениями требует от человека соблюдение гигиены собственного воображения, которая состоит в сознательном контроле над сексуальными образами, приходящими извне. Люди, стремящиеся к чистоте, должны осознавать всю пагубность порнографии для своего воображения. Трудно переоценить вред порнографии, особенно для молодого человека, психика которого еще очень чувствительна и неустойчива. Иногда сильный сексуальный образ может быть источником возбуждения в течение очень продолжительного времени. Разрушительная сила фильмов и другой порнографической продукции состоит и в том, что физические сексуальные ощущения отделяются от чувства любви и ответственности. Порнография, которая чаще всего демонстрирует «растлевающий» секс, формирует в воображении молодого человека, неопытного еще в этой области, такие представления и желания, которые не могут быть реализованы. Порнографические образы опустошают и супружеские отношения, поскольку заставляют расценивать супруга только как средство для достижения цели. На фоне стремления к необычным сексуальным ощущениям другой человек со всем миром его чувств, желаний и проблем отходит на задний план.  

Сегодня сексуальное воспитание молодых людей сталкивается с особенными трудностями, из-за современного цивилизационного климата, который эротизирует отношения между молодыми людьми чуть ли не с детского возраста. Поэтому Катехизис Католической Церкви утверждает, что «христианская чистота требует очищения социального климата. От средств социальной коммуникации она требует, чтобы они давали сдержанную и исполненную уважения к достоинству человека информацию. Чистота сердца освобождает от проникающего всюду эротизма и не дает увлекаться зрелищами, которые способствуют развитию нездорового любопытства и иллюзий. (…) От тех, кто ответственен за образование, надо добиваться, чтобы они учили молодежь уважению к истине, к сердечным качествам и к моральному и духовному достоинству человека» (ККЦ 2525-2526). Катехизис также подчеркивает, что чистота в сексуальной сфере «требует стыдливости. Стыдливость (…) охраняет внутренний мир человека. (…) Она подчинена целомудрию, о деликатности которого свидетельствует. Она руководит взглядами и жестами, соответствующими достоинству людей и их союза. Стыдливость, – говорит дальше Катехизис, – охраняет тайну человека и его любви. Она приглашает к терпению и умеренности в любовных отношениях; она желает, чтобы условия обоюдного дара и окончательных обязательств между мужчиной и женщиной были исполнены. Стыдливость есть скромность. (…) Она хранит молчание или сдержанность там, где возникает риск нездорового любопытства. Она становится сдержанностью» (ККЦ 2521-2522). 

 

12. ПРИНЯТИЕ СОБСТВЕННОЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ. 

 

Чтобы достичь зрелости – личной и христианской, – необходимо интегрировать собственную сексуальность, то есть отвести ей в своей жизни такое место, которое определено для нее законом Божьим и выбранным жизненным путем. Ни в коем случае сексуальность нельзя игнорировать или пренебрегать ею. Любые попытки выбросить из своего сознания сексуальные проблемы ведут к ущемлению не только этой области человеческой жизни, но и всей личности в целом.  

Для того, чтобы достичь полной сексуальной интеграции, необходимой для зрелого переживания как целибата, так и супружества, в первую очередь надо достичь принятия собственной сексуальности на том этапе развития, на котором находишься в данный момент, вместе со всеми желаниями, трудностями, проблемами, со всей историей своей жизни; необходимо также принять свой страх и одновременно неупорядоченный интерес к вопросам пола.  

Как и во многих других областях человеческой жизни, так и в деле формирования зрелой установки по отношению к своей сексуальности, человек очень быстро достигает границ своих возможностей и ясно видит, что не может делать добро, к которому стремится, но делает зло, которого хочет избежать (ср. Рим 7, 19). Поэтому так много людей, страдающих от своих сексуальных слабостей, и представляющих собой некую «смесь страдания и эгоизма» (Б. Херинг), которые в состоянии тоски и угнетения взывают к Богу Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? (Рм 7, 18). А Бог, который постоянно видит грех человека и вызываемые грехом страдания, отвечает через своего Сына Иисуса Христа: Он взял на себя твои немощи, Он понес твои болезни, Он был распят за твои грехи, мучим за твои беззакония. Наказание, твоего спасения было на Нем, а в Его ранах – твое здоровье (ср. Ис 53, 4-5). В Иисусе Христе мы найдем полное исцеление наших ран и совершеннейший образец чистого сердца, которое способно видеть Бога.  



[1] Конгрегация по делам католического воспитания, Директивы по воспитанию человеческой любви [= Директивы], Рим 1983