III. РАЗМЫШЛЕНИЯ О СТРАХАХ  

 

Мелкие заботы о будущем, которые пожирают лучшие  

творческие силы человека, нужно уничтожать, как блох. 

В мыслях принимаем решение относительно будущего, но  

все складывается совершенно иначе. Каждый день имеет  

много своих забот. Мы должны делать, что необходимо  

сделать, но, кроме этого, давайте не будем поддаваться 

множеству мелких страхов, волнений и так же случающимся 

моментам недоверия Богу. (…) Чем больше тишины люди 

находят в себе, тем спокойнее буде этот сотрясаемый мир. 

 

Этти Хиллесум  

 

 

1. НЕБОЯЗНЕННО СЛУЖИТЬ ЕМУ 

 

Захария благодарил Бога за рождение сына, славил Его и пророчествовал, что благодаря спасающей силе Бога будем небоязненно служить Ему в святости и правде пред Ним (Лк 1, 74-75). Это пророчество исполняется в учении Иисуса, который много раз призывал своих учеников «служить небоязненно». Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф 10, 28) – призывает Иисус, предвидя преследования за имя Его. Он взывает к апостолам, которые ночью в открытом море сражались с сильным ветром: Ободритесь, это я, не бойтесь (Мф 14, 27). И незадолго до мук и смерти на кресте, видя растерянность своих учеников, Иисус еще раз напоминает: Да не смущается сердце ваше и да не устрашается (Ин 14, 27).  

Хвалить Бога, почитать Его и служить Ему (ДУ 23) мы можем только тогда, когда мы свободны от страха и не даем ему парализовать нас, когда знаем, что Отцу нашему небесному, в чем имеем нужду (Мф 6,32), что ни один волос не упадет с нашей головы без Его ведома (Лк 21, 18). Источником наших страхов всегда является слабая вера в силу любви Бога и чрезмерная забота о нашей жизни. Поэтому Иисус призывает нас: Не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что нам пит?» или «во что одеться?» (…) Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом (Мф 6, 31-32). 

 

2. «В ЛЮБВИ НЕТ СТРАХА» 

 

Наши рассуждения о страхе, как и предыдущие – о чувствах, не являются лекцией по психологии, но только горстью аскетических размышлений, которые должны нам помочь увидеть, что в основе многих наших мотиваций лежит страх, и очистится от него. Необходимо понять, что очень часто наши высказывания типа «Я ничего не боюсь» являются определенной защитой от прикосновения к тому, что могло бы разбудить наших «демонов страха». Часто бывает, что декларированные мотивации и те, под влиянием которых мы действуем, не имеют ничего общего между собой.  

Духовное возрастание человека измеряется его возрастанием в любви. В любви нет страха, но истинная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви (1 Ин 4, 18). Целью нашей молитвы, испытания совести, исповеди и всей нашей работы над собой должно быть совершенствование в переживании любви Бога, ближних, своей собственной любви через мужественное сопротивление своим страхам. 

Каждый человек в своей жизни боится многого. Страх в разных обличьях, разной силы, следует за человеком как тень с момента рождения до последнего дня жизни, дня смерти. Мы не помним первых наших младенческих страхов (из-за того, что рядом нет мамы или приходит чувство голода), но всю жизнь преследует нас, как «верный пес» последний страх человека: страх перед смертью. Каждому периоду нашей жизни соответствует определенные страхи. Они связаны с развитием человека,  

С переживаемыми трудностями, проблемами, опасностями, хрупкостью мира, в котором живем.  

 

3. ЧТО ТАКОЕ СТРАХ? 

 

Страх – это определенная эмоциональная реакция на какую-либо угрозу. Чем серьезнее опасность, тем сильнее страх. Опасность, которую переживаем в страхе, может иметь чисто субъективный характер. Тогда проявляется наша внутренняя пугливость. Часто наш страх возникает, если находимся в ситуациях реальной угрозы.  

Чаще всего эти два варианта – субъективный и объективный – переплетены между собою. [1]. Познание самого себя, познание своих страхов должно быть основано на четком разграничении чисто субъективных страхов, возникающих из-за внутренних закрепленных установок, когда угроза на самом деле мнимая, и страхов, возникающих из-за объективных опасностей. Четкое осознание того, что в определенных ситуациях причиной страха является мнимая угроза, может помочь в его преодолении. Причина субъективного страха лежит, в первую очередь, во внутренних настроениях человека, а не в реальной угрозе. В субъективном страхе опасность, которую считают реальной, де факто является мнимой [2].  

Наши рассуждения касаются не только «великих» болезненных страхов, которые обычно требуют психологической помощи, но и «малых» страхов, появляющихся только в определенных ситуациях, с которыми, как нам кажется, можно спокойно жить, но которые, тем не менее, отнимают много энергии и сил. Эти, только кажущиеся незначительными, страхи делают нас скованными с людьми, лишают нас радости жизни и непосредственности, приводят к психическому напряжению и усталости, приводят к излишнему потреблению, иногда бывают причиной сексуальных расстройств. И хотя с некоторыми страхами как-то справляемся, иногда страх все-таки сильно раздражает нас. Чем меньше мы осознаем наш страх, тем больше он руководит нашей жизнью.  

 

4.     ПОДСОЗНАТЕЛЬНАЯ ЗАЩИТА ОТ СТРАХОВ [3] 

 

Основным и самым неприятным характерным признаков страха является чувство беспомощности. Охваченный страхом человек не видит выхода из опасной ситуации, в которую угодил. С беспомощностью очень часто бывает связано и чувство беззащитности. Если бы мы видели выход из опасной ситуации, страх тут же исчезал бы. Сознание собственной беспомощности и беззащитности особенно трудно преодолимо для людей культивирующих в себе чувство собственной силы и могущества, а также для людей с завышенными амбициями.  

Возникает вопрос: «Чего же человек может бояться?» Не будет большим преувеличением сказать, что можно бояться практически всего. Но сильнее всего человек боится самого себя, того, что в нем не осознанно и не раскрыто. Многие страхи, возникающие, как реакция на внешние обстоятельства, часто бывают лишь отзвуком страхов перед самим собой и всем тем, что есть в нас. Хорошее знание себя, осознание своих внутренних установок и реакций дает нам силу и внутреннюю отвагу для сопротивления всем опасностям, как тем, что возникают внутри нас, так и тем, которые есть в окружающем нас мире.  

Но не все всего бояться. Страх – это чувство очень индивидуальное. Причина нашего страха и его сила зависят от многих обстоятельств: от всей истории нашей жизни, атмосферы в семье, от психофизических особенностей, от наших потребностей, надежд, ожиданий, разочарований и жизненных обид, полученных травм и т.д. Чтобы просто работать над собой, нам не нужен психоанализ и поиск глубокого знания о собственных страхах. Решающим является осознание актуальных существующих установок, связанных со страхом, их силу, натиск, влияние на наши реакции, мышление, решения, выборы и все наше поведение.  

Чего я боюсь? Что приводит меня в состояние беспокойства и страха? Это очень трудный вопрос. С первого взгляда нам может показаться, что ничего не боимся. «Похоже, мы делаем все, чтобы уйти от страха или от переживания его. И для этого существует множество причин, важнейшей из которых является то, что сильный страх – это одно из самых неприятных чувств, которое мы только можем переживать» (К. Хорни).  

Когда кто-то пытается раскрыть нам наши неосознанные мотивации, связанные со страхом, мы инстинктивно начинаем бороться с этим, чувствуем себя задетыми, неуверенными в себе, ощущаем угрозу. Возникает какое-то внутреннее противодействие, бунт, сопротивление. Подобные чувства рождаются в нас и тогда, когда мы сами пытаемся вскрыть основу наших мотиваций, связанных со страхом. Внутренне сопротивление, возникающее в нас при анализе наших установок, связанных со страхом, подобно многоголовому псу Церберу из греческой мифологии, который охранял вход в царство Аида. Он дружелюбно встречал умерших, спускавшихся в подземелье, но злобно бросался на тех, кто пытался покинуть его. Если мы хотим покинуть «царство Аида» собственных страхов, то сначала должны победить Цербера – свое сопротивление, внутренний бунт, чтобы избежать прикосновения к тому, что нам особенно болит.  

Как же человек защищается, когда не хочет признать свои страхи и открыто начать сопротивляться им?  

 

А. Рационализация.  

 

Первым способом бегства от признания и сознательного преодоления страха является рационализация его в своем сознании. Руководствуясь мотивами, связанными со страхом, человек может одновременно объяснять себе и другим, что такое его поведение вполне обосновано и логично. Для обоснования своего поведения может приводить десятки доводов, из которых ни один не касается существа проблемы. Например, человек, испытывающий трудности в общении с людьми, неуверенный в себе, робкий, вместо того, чтобы осознать свою установку по отношению к окружающим и попробовать ее изменить, может много говорить о том, что люди недоброжелательны друг к другу, что им нельзя доверять из-за того, что они не умеют хранить тайны и т.д. В подтверждение своих взглядов он может привести массу примеров из своей жизни и жизни других людей. Эти примеры отражают нагромождение обид и недоразумений в отношениях с окружающими.  

 

Б. Отрицание.  

 

Отрицание страхов – это очередной способ защиты от них. С таким отрицанием может быть связано некое внешнее самообладание, иногда даже бравада. Напуганный человек может чувствовать себя храбрым и наполненным жизненной силой. Нередко неуверенные в себе, слабохарактерные молодые люди решают заниматься опасными и требующими большого мужества видами спорта, как бы отрицая этим свою внутреннюю уязвимость и хрупкость, которой бояться.  

Однако, каждое поражение переживается ими очень болезненно, поскольку оно напоминает им об основной проблеме, от которой хотели бы избавиться любой ценой. Спортивные состязания или другие формы самоутверждения могут помочь человеку избавиться от страха и приобрести уверенность в себе, но только тогда, если им будет сопутствовать сознательная внутренняя работа над собой. Невозможно победить страх, если пренебрегать ними и вести себя так, будто их и не было. 

 

В. Одурманивание.  

 

Следующим способом бегства от страхов является одурманивание. Психологи подчеркивают, что причиной злоупотребления алкоголем, наркомании, сексуальных извращений, переедания очень часто оказывается потребность заглушить чувство страха. Такую же цель может преследовать погоня за материальными благами, многочисленные, но поверхностные дружеские связи, чрезмерное усердие в работе, пассивный просмотр телепередач и т.п. Все виды такого «потребления» направлены на то, чтобы «утопить червя» внутри себя, который вызывает постоянное напряжение и психическую усталость. Для современной цивилизации вообще очень характерно возрастание различного рода потреблений в связи с повышенной эмоциональной напряженностью и усталостью людей. Но, одурманивая свой страх, мы из него не выходим, но подсознательно еще глубже в него погружаемся. 

 

Г. Избегание ситуаций, вызывающих страх. 

 

Еще один явный способ ухода от страха состоит в тщательном избегании всех ситуаций мыслей или впечатлений, которые могут вызвать страх. Такое поведение может быть сознательным выбором человека, однако, чаще всего оно проявлением подсознательного механизма, который управляет человеком вопреки его воле.  

Рассмотренные здесь способы ухода от страха обычно действуют не каждый в отдельности, а в сочетании с другими. Так, например, избегание всех ситуаций, могущих вызвать страх, скорее всего, будет сопровождаться рационализацией своих страхов либо их отрицанием.  

Все способы бегства от страха не меняют внутреннее состояние страха. Их постоянное использование скорее еще больше закрепляет это состояние, постепенно усиливая сами страхи, что, в свою очередь, вынуждает человека все чаще убегать от них. Возникает замкнутый круг, вырваться из которого можно только начав работу над своими страхами, научившись преодолевать и контролировать их с помощью людей и Бога.  

 

5. ПОСЛЕДСТВИЯ СТРАХА.  

 

Использование описанных выше способов бегства от страха дает человеку ощущение мнимого внутреннего равновесия, мнимого, потому что в его основе лежит тактика «прятанья головы в песок», а не открытое сопротивление страху.  

Но даже за этот мнимый покой человек расплачивается большой затратой сил и энергии. Искусственное усмирение страха очень дорого «стоит» человеку. Какие же последствия жизни в замаскированном страхе?  

 

А. Усталость и нервное истощение.  

 

Во-первых, любое наше действие, с которым у нас ассоциируется страх, вызывает внутренне напряжение, усталость и нервное истощение. «Многие неприятности, приписываемые обычно переутомлению на работе, проистекают не от работы, как таковой, а от страхов, вызываемых этой работой или контактами с коллегами» (К. Хорни). Нелюбимая работа может сильно мучить человека. Вернее, мучает не сама работа, а необходимость преодолевать внутреннее сопротивление, которое она вызывает. Например, всего несколько минут экзамена, которого студент очень боится, способны измучить его совершенно.  

 

Б. Блокировка действия.  

 

Другим следствием страха, которое можем обнаружить в себе и в других, является неспособность совершить действие, которое вызывает в нас страх. Если, например, человек боится публичных выступлений, то даже если он очень хорошо подготовится, в момент самого выступления он начнет часто ошибаться, заикаться и производить впечатление неподготовленности. Ученик, который боится читать вслух перед классом, будет часто ошибаться, даже если умеет хорошо читать. Боязливый студент, даже если хорошо подготовится к экзамену,  

сдавая его, может все забыть «со страху». Когда получит неудовлетворительную оценку и страх пройдет, обычно все вспоминает.  

 

В. Отсутствие спонтанности.  

 

Существование в страхе лишает нас спонтанности, радости, удовлетворения и удовольствия творческой жизни, которые мы могли бы ощутить, если бы преодолели свой страх и обрели внутреннюю свободу. «Езда по узкой горной дороге (,,,), если она вызывает небольшой страх, может оказаться даже приятной, но если страх силен, то она превращается в пытку» (К. Хорни).  

 

Г. Опасность потерянности и кризиса.  

 

У молодых людей все описанные выше формы защиты от страха могут быть временными, преходящими. В этом случае они не окажут существенного влияния на формирование их внутренних жизненных установок. Но если они используются в течение многих лет и человек не предпринимает ничего, чтобы преодолеть свои страхи, а «постоянно прячет голову в песок», показывая себе и другим, что «все в порядке», тогда эти страхи могут стать определенными нервными структурами. Эти структуры дают возможность жизни в относительной «стабилизации», но, как было уже сказано, слишком высокой ценой.  

Люди, которые живут, опираюсь на нервические структуры, в тяжелых жизненных ситуациях могут не выдержать напряжения и сломаться. Этим объясняются «неожиданные» состояния депрессии и другие психические срывы у людей, которые – по их мнению, и мнению окружающих – до этого времени неплохо устраивали свою жизнь. Такие ситуации только проявляют глубинные страхи, засунутые в подвалы подсознания.  

 

6. ЧЕГО Я БОЮСЬ? 

 

Для того, чтобы сопротивляться своим страхам, сначала надо четко их осознать. Хорошо было бы во время реколлекций вспомнить все свои страхи. Большинство из них хорошо сохранились в нашей памяти. Следовательно, мы можем задать себе вопросы: чего я боялся в жизни – в детстве, в подростковом периоде, в юности, в зрелые годы? Что вызывало у меня страх, какие ситуации, какие люди, какие переживания? Сначала рассмотрим внешние причины, пробуждавшие в нас страх: отношения в семье, со сверстниками, впечатления, связанные со школой, институтом, работой. Каких людей боялся сильнее всего? И почему? Чего я боялся? 

Заметим, что иногда страх не имеет «никакой внешней причины»: кошмарные сны,  

чувство паники, моменты беспомощности. Само осознание страха может вызвать своеобразную спираль страха (страх перед страхом).  

Следующий важный вопрос, который мы можем задать себе: какова была моя реакция на чувство страха? Что делал в опасных ситуациях? Как себя вел? Какое влияние оказывал страх на мое поведение и отношения с ближними? Кого больше всего боялся?  

Переживая страх, искал ли я помощи? У кого? Перед кем открывал свои страхи? Приносила ли мне облегчение эта помощь?  

Открытие и осознание своих опасений и страхов – особенно в той или иной степени замаскированных – бывает нелегким из-за внутреннего сопротивления, о котором уже говорили. Для того, чтобы наша работа над страхом была успешной, необходима помощь компетентного человека.  

Вербализация наших страхов перед другими людьми позволяет также выявить и отделить действительную угрозу от мнимой угрозы, источником которой являются внутреннее состояние страха, надолго закрепленное в нас.  

Осознание страха и признание в нем хотя и не влечет немедленного освобождения от него, но помогает сопротивляться ему и избавляет от его тиранической власти.  

Убегая от страха, мы не только не отдаляемся от угрозы, (действительной или мнимой), но наоборот, как бы притягиваем к себе то, чего боимся. «Страх (…) просто притягивает то, чего боимся. Доказано, что большинство утонувших утонули именно поэтому, что боялись утонуть. Если кто-то чего-то очень боится, ждет чего-то со страхом, то именно это с ним произойдет. Кто очень сильно боится покраснеть, тот уже сидит весь красный. Кто боится вспотеть, тот из-за этой боязни обливается холодным потом. Психиатрам знакомо действие этого механизма ожидания. Речь идет о поистине дьявольском круге. Незначительное недомогание, которое могло бы пройти само по себе, вызывает страх, страх усиливает недомогание, что в свою очередь пугает пациента еще больше. Круг замыкается по меньшей мере до вмешательства врача.  

Самым дьявольским моментом является здесь то, что ожидание в страхе всегда приводит к интенсивному самосозерцанию. Вспомним заику: он тревожно следит за своей речью, а это лишает его способности нормально говорить. Или вот человек, который очень старается заснуть: напряжение, с которым он концентрируется на засыпании, делает это совершенно невозможным. Но если это ему и удастся, то не исключено, что кто-то внезапно разбудит его из лучших побуждений, подумав: мне кажется, он хотел еще что-то сделать перед сном. Да, я хотел заснуть!» (В.Франкл).     

 

7. ПЕРЕЖИВАНИЕ СТРАХА КАК КРИТЕРИЙ ИСТИННОСТИ ВЕРЫ 

 

Однако возникает вопрос: откуда взять столько внутренних сил, чтобы сопротивляться всевластью возникающих в нас страхов, чтобы в опасных ситуациях сознательно и свободно управлять своими эмоциями, решениями, выборами?  

Мы не должны рассматривать проблему наших страхов только с точки зрения ограниченных человеческих возможностей. Возможно, мы уже по своему опыту знаем, что далеко не всегда удается «взять себя в руки» в описанной ситуации. Иногда хочешь сделать это, но страх оказывается сильнее. Проблема страха решится только тогда, когда мы с полным доверием поручим нашу жизнь Тому, кто имеет власть ее дать и власть забрать (ср Ин 10,18). Страх нужно рассматривать не только с точки зрения психологии, но прежде всего с духовной стороны. Каждый страх – это искушение сатаны, который стремится изолировать нас от Бога и ближних, замкнуть нас на себе и ввергнуть в отчаяние. Сутью отчаяния является неверие в Бога и Его отцовскую любовь.  

Переживание опасности и страха для каждого человека является критерием истинности его веры; именно минуты страха показывают, на что или на кого мы опираемся в своей жизни. Страх раскрывает поверхностность многих наших представлений о себе, наших деклараций перед Богом и перед людьми. Страх – это испытание человека, испытание «настоящее и опасное» (К. Ранер). Человек выдержит его «только в том случае, если во время борьбы находит источник новых сил. Если он пытается бороться только тем потенциалом, с которым начал бой, то на длинной дистанции он проиграет. (…) Он не достигнет успеха и в том случае, если будет продолжать борьбу в тесном закутке, где его настиг противник: в тесноте своих наклонностей, замкнутого самолюбия. Человек должен сам определить место битвы с искушением, а этим местом должны быть горизонты вечности» (К. Ранер) . 

Таким образом, основным «терапевтическим средством» от всех наших страхов, как «обычных», «ежедневных», которые есть у каждого человека, так и «великих», требующих помощи психолога, является полная открытость на Бога и Его любовь: 

Живущий под кровом Всевышнего 

Под сенью Всемогущего покоится. (…) 

Не убоишся ужасов в ночи (Пс 91, 1.5) – не будешь жить в страхе.  

В конце концов, источником всех наших страхов оказывается наше неверие, попытка достичь безопасности только своими силами, которые всегда ограничены и ненадежны. Это проявляется во всех критических ситуациях: во время болезни, во время житейских неприятностей, разочарованиях в людях, а особенно в случае последней опасности – опасности смерти. Иисус говорит об этом Петру, идущему по водам озера, который видя сильный ветер, испугался и начал утопать. Маловерный, зачем ты усомнился? (Мф 14. 30-31). Погружение в свой страх всегда является следствием сосредоточения на самой опасности и ограниченности своих сил, а не на Иисусе, который призывает нас к себе: «Подойди» и сам лает нам силы идти по бурным волнам (Мф 14, 29).  

Переживание страха всегда является для человека призывом преодолеть самого себя, покинуть все то, на чем строилась до этого жизнь, чтобы создать такой фундамент, который не разрушится и тогда, когда рухнут наши человеческие обеспечения. Переживание страха призывает нас взглянуть на свою жизнь с евангельским реализмом: Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хоть на локоть? (Мф 6, 27). Ситуации, связанные со страхом, могут вызвать в нас растерянность и отчаяние, но одновременно оказаться «нелегким даром», способствующим возрастанию веры. Что победит – выбирает человеческое сердце, которое либо замыкается в себе, бунтуя против необходимости постоянного умирания, либо, соглашаясь на это умирание, открывает для себя «горизонт вечности» - обещание вечной жизни. Таким образом, стремление к жизни в свободе от своих страхов (стремление к жизни вообще без страхов нереально) приводит нас к вере в вечную жизнь, в присутствие и действие Бога в нашей жизни. Подавление страхов, бегство от них – независимо от того, явно это происходит или скрыто – свидетельствует о замкнутости на преходящем и нашем неверии в Провидение Божье, о поисках безопасности там, где человек не может ее найти – в самом себе. 

 

8. В МУКАХ И СТРАДАНИЯХ ИИСУС ЕЩЕ СИЛЬНЕЕ МОЛИЛСЯ 

 

Призывая своих учеников мужественно бороться со страхом, сам Иисус тоже должен был преодолевать его, потому что был подобен нам во всем, кроме греха (ср Евр 2, 17). Он был подобен нам в своем противостоянии опасности и страху. Кульминационным моментом борьбы Иисуса со всем, что терзало Его в человеческой жизни, была молитва в Гефсиманском саду. Св. Лука пишет: И находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови, падающие на землю (Лк 22, 44).  

Густые капли крови – это внешний признак страшной тревоги Иисуса, которую он переживал, предчувствуя жестокие муки и смерть на кресте. Именно через это переживание внутренней тоски, до кровавого пота, Иисус становится особенно «человечным» и особенно нам близким.  

В этом страхе Иисуса присутствуют страхи всех людей. Он взял на себя наши немощи, и понес наши болезни (Ис 53, 4) – говорит пророк Исайя. Страх – это очень сильное страдание и болезнь человека, не меньше, чем физическое страдание. Перефразируя слова Пророка, можно сказать: Он взял на Себя все наши страхи. 

Иисус не использует ни один из описанных выше способов бегства от страха: не рационализирует свой страх, не стыдится в нем признаться, не изображает из себя сверхгероя, невосприимчивого к страданиям. Эта Иисусова «слабость» была шоком для учеников и источником сомнений, которые сам Учитель предсказал: Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь (Мф 26, 31). Иисус не пытается заглушить свое страдание и страх. Принимает его сознательно и добровольно. Поэтому перед распятием он не выпил одурманивающего напитка - вина, смешанного с желчью (Мф 27, 34). Иисус не бежит от ситуации, которая этот страх вызывает. Зная о том, что Его ждет, уверенный в том, что это – воля Отца, Иисус принимает сначала тоску перед страданием, а затем само страдание и смерть.  

Гефсиманская молитва – это призыв к нам, чтобы все свои страхи мы переживали сознательно, как Иисус, чтобы сопротивлялись им. Испытывая тревогу, Иисус ищет помощи. Сначала ищет ее у своих любимых учеников – Петра, Иакова и Иоанна. Он берет их с Собой, чтобы они были свидетелями Его борения. Он смиренно признается в своем состоянии: Душа моя скорбит смертельно (Мф 26, 38).  

Когда мы переживаем разные страхи, тоже нуждаемся в помощи. В первую очередь, помощи людей. Мы должны искать помощи у духовника, психотерапевта или другого человека, перед которым можем открыться и поведать о своем страхе. Уже сама возможность рассказать кому-то о своем страхе может помочь нам. Человеку, который нам помогает, нужно покорно и отважно рассказать о чувстве опасности, беспомощности, беззащитности и растерянности. В страхе мы должны быть покорными, чтобы признаться себе и другим о своей беспомощности и беззащитности. Очень часто наши болезненные амбиции не позволяют нам признаться в этом, поэтому мы стараемся изобразить уверенность в себе, всячески лукавим, чтобы скрыть свой страх. Иисус, Богочеловек, совершеннейший из людей, не боится признаться, что нуждается в помощи возлюбленных учеников. А когда Он не получил ее, обращается к ним с чисто человеческим упреком Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? (Мф 26, 40).  

Близкий человек, хотя и может нам помочь в переживании страха, однако чаще всего не сможет решить проблему, которая вызывает его. Не может особенно если это касается самых важных вещей: жизни и смерти. Это превышает компетенцию каждого человека.  

Иисус осознает, что только Его Отец может окончательно успокоить Его Сыновнее сердце. Он просит Апостолов, чтобы молились вместе с Ним к Отцу: Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя воля да будет». Отец услышал просьбу Сына: Явился же Ему Ангел с небес, и укреплял Его. И находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его как капли крови, падающее на землю. (Лк 22, 42-44).  

Отец услышал просьбу Сына, но так, как этого требовал План Спасения. Именно во время пришествия Ангела с небес наступает самый трудный момент борьбы. Иисус принимает укрепление, чтобы его борьба была упорной и плодотворной. Бог не избавляет нас от необходимости преодолевать все то, что стремится ввергнуть нас в печаль и отчаяние, но укрепляет нас своей благодатью, чтобы мы боролись настойчиво, последовательно и успешно, чтобы брали всю ответственность за свою судьбу на себя.  

Иисус не обещал своим Апостолам легкой жизни за то, что они стали его учениками, не обещал им жизни без страданий. Наоборот, уделом учеников стало принятие страданий во Имя Его. Жизнь учеников – если они следуют за Учителем – требует забыть о себе и нести свой крест (Ср Мф 16, 24). Но Иисус обещал, что будет с ними в испытаниях во все дни до скончания века (Мф 28, 20).  

Только Бог может дать нам силу принять те испытания, что направлены против самой жизни человека и, естественно, вызывают страх. Осознание смысла смерти может прийти только от Бога, который только Сам дает «жизнь после жизни», жизнь вечную после земной жизни.  

Мы никогда не сможем сами избавиться от основных наших страхов, связанных с жизнью и смертью, болезнью и здоровьем. Подавление их, отстранение от них, рационализация их, искусственное сдерживание не являются решением проблемы. 

Страхи появляются в другой форме с еще большей силой.  

Многие псалмы – это молитвы человека, пережившего опасность и страх. Сам Иисус на кресте молился псалмом 22, который и является такой молитвой человека, охваченного сильным страхом.  

 

Боже мой! Боже мой! Для чего ты оставил меня? 

Далеки от спасения моего слова вопля моего. 

Боже мой! Я вопию днем, – и Ты не внемлешь мне, 

ночью, – и нет мне успокоения. 

 

Я же червь, а не человек, 

поношение у людей и презрение в народе. 

Все, видящие меня, ругаются надо мною; 

говорят устами, кивая головою: 

«Он уповал на Господа; пусть избавит его, 

пусть спасет, если он угоден Ему. 

 

Пронзили руки мои и ноги мои, 

Можно было пересчитать все кости мои. 

 

Но Ты, Господь, не удаляйся от меня; 

сила моя, поспеши на помощь мне; 

 

Буду возвещать имя Твое братьям моим, 

Посреди собрания восхвалять Тебя. 

Боящиеся Господа! Восхвалите Его. 

Все семя Иакова! Прославь Его. 

(Пс 22; 2-3, 7-9, 18, 20, 23-24) 

 

Этот псалом, а также псалом 91 да будут нашей молитвой в минуты опасности и страха, независимо от того, реальна эта опасность или существует только в нашем воображении. Хотя в этих ситуациях причины страха разные, но страдания подобные. Но пусть также эта молитва скорби и призыва о помощи переходит – как у Псалмопевца – в молитву прославления и поклонения Богу, который никогда не презрел и не пренебрег скорби страждущего, (…) но услышал его, когда сей воззвал к Нему (Пс 22, 25), как Отец услышал в Саду своего Единородного Сына.   



[1] В психологии для обозначения «субъективной» тревожной реакции используется понятие «тревога», соответственно «объективная» тревожная реакция называется «страхом».  

[2] И.Августин Отец глубоко растрогался Издательство WAM , Краков 1999.  

[3] Ср. К. Хорней «Невротическая личность нашего времени», Варшава, стр 44-55