II. ОСОЗНАНИЕ
СОБСТВЕННЫХ ЧУВСТВ.
«Иногда меня гнетет
мысль, что опять переживаю здесь прекрасные летние
дни; а дело в том, что
человек не может выбирать место, где будет находиться.
В голове толкутся
мелкие «мыслишки» которые злят, и каждый раз надо
продираться сквозь них
к великим мыслям, которые дают силы».
Дитрих
Бонхоффер
В Духовных упражнениях, во
вступлении к правилам распознавания духов читаем: «Правила
для ощущения и распознавания различных движений,
возбуждаемых в душе; хороших, чтобы их принимать, и дурных,
чтобы их отбрасывать» (ДУ 313). Чтобы показать процесс
поиска Божьей воли св. Игнатий употребляет три понятия
«ощутить», «распознать», «отбросить – принять». Это глаголы
указывают этапы распознания и выполнения Божьей
воли. Процесс поиска и
нахождения Божьей воли требует от нас, прежде всего,
«ощущения», требует, чтобы мы открылись на мир чувств, чтобы мы
впустили в наше сознание все волнения: упорядоченные и
неупорядоченные, чистые и нечистые. Речь идет как о чувствах
легко замечаемых, потому что налетают на нас со всей силой
(иногда просто неистово), так и о тех, которые более скрыты,
иногда даже замаскированы, выявление которых требует не только
постоянного внимания, но и помощи опытного духовного
руководителя.
Поиск Божьей воли
требует от нас, чтобы стали перед собой в правде. Эта
искренность откроет нас на все наши чувственные реакции,
даже те, которые мы на протяжении жизни сталкивали в
«подвалы подсознания». Эмоции являются именно тем
инструментом, с помощью которого можем выявить глубинные
источники нашего способа мышления, оценивания ситуаций,
принятия решений, способов поведения. Если откровенно и
открыто войдем в мир наших чувств, они заговорят, и откроют
нам правду о нас самих, правду. А правда даст нам
возможность искать и находить Божью волю в своей жизни.
1. «ТРЕТЬЯ
КОМНАТА».
Чтобы войти в мир наших
чувств, чтобы очистить и исцелить их, нужно выполнить
определенные условия. Одним из них является внутренняя
открытость и принятие той сферы нашей личности, которую
условно называют «третьей комнатой».
Схематично и достаточно
сильно упрощая, можем сказать, что каждый человек живет и
действует как бы в трех «комнатах», в трех плоскостях.
Первая – это сфера физиологическая, биологическая, о которую
осознаем благодаря органам чувств. Ощущения удовольствия,
боли, усталости или другие чувства, которые иногда даже
трудно описать, являются определенной формой общения нашего
«личного я» с той первой сферой. В ней мы живем, и она
является интегральной составляющей человеческой личности.
Это наиболее внешняя
сфера, она как бы лежит на поверхности, что вовсе не
означает, что она не важна. Благодаря биологической жизни
принадлежим миру природы и являемся частью его. Философы
говорят, что «человек – это разумное животное», и нет ничего
постыдного в этом факте. Акцептация человеческой жизни
требует полного принятия тела со всеми его естественными
потребностями, функциями, способностями и ограничениями.
Первым и наиболее сильным проявлением неприятия своего тела
всегда является неприятие определенных его функций и
потребностей.
«Вторая комната»,
вторая сфера, в которой живет наше «личное я» и которая
одновременно определяет его – это «человеческое сознание».
Она охватывает не только интеллект, но и всю сферу опыта
«сердца», понимаемого в самом широком смысле: сферу эмоций
(приятных и неприятных), эстетических и духовных
переживаний.
Очевидно, что глубина
сознания человека зависит от степени его интеллектуального,
эмоционального и духовного развития. Развитие человека
состоит, между прочим, и в развитии его сознания, которое
надо понимать в самом глубоком смысле.
В «третьей комнате»,
третьей сфере, где живет наше личное «я», происходит много
процессов, к которым наша воля и сознание не имеют прямого
доступа. Это наше «подсознание», в самом широком смысле
этого слова – подсознание «психологическое» и «духовное».
«Третья комната» – это место, где формируются и откуда
изливаются как самые глубокие духовные желания, так и
глубокая духовная угроза. Это место, где формируются
внутренние состояния и поведение человека.
Одной из основных
опасностей на пути духовного развития является то, что
«третью комнату» можно превратить в «свалку жизни», куда мы
сбрасываем все неприятное, постыдное, «мерзкое», все то, что
было причиной болезненных разочарований, что разоблачало
нас.
Механизм подавления
чувств очень глубоко укоренился в нас. Он показывает,
насколько мы являемся хрупкими и ранимы, особенно в любви.
Инстинктивно, подсознательно мы избегаем того, что могло бы
ранить нас еще больше. Мы замыкаемся в себе, подавляем,
бежим от того, что болит. И хотя это ненадолго успокаивает
боль, но фактически фиксирует, углубляет и продолжает
страдание, которое уже существует.
2. ВОСПИТАНИЕ С ПОМОЩЬЮ
НАКАЗАНИЯ И ПООЩРЕНИЯ
Многие родители и
педагоги понимают воспитание детей, прежде всего, как
потребность привить ребенку механизм подавления чувств. В
арсенале методов такого воспитания – система запретов и
приказов. Ребенок не открывает глубокого смысла своего
состояния и поведения, но понимает только логику наград и
наказаний, которые раздает «авторитет». Такая форма
воспитания апеллирует, прежде всего, к страху быть
отвергнутым. Наказание в воспитании детей имеет смысл только
тогда, когда происходит в атмосфере любви и доверия и только
для того, чтобы продемонстрировать отрицательные последствия
плохого поведения ребенка. Любовь к ребенку не должна
зависеть от его поведения.
Ребенок, который
воспитывается в системе наказания и поощрения с самого
раннего возраста слышит только запреты и указания, а для их
обоснования обращаются к чувству опасности. Поскольку
ребенок – маленький, беспомощный и беззащитный человечек, то
вызвать в нем страх очень легко. И хотя воспитание
невозможно без установления определенных ограничений, они
должны быть продиктованы заботой и любовью, а не опираться
на страх перед угрозой быть отвергнутым.
Взрослые часто говорят
ребенку: нельзя о «плохих» и «скверных» вещах нельзя думать,
говорить, нельзя делать и даже чувствовать. Если
«запрещенные вещи» появляются в сфере заинтересованности
ребенка, он старается поскорее избавиться от них. Часто
запреты касаются не только морального поведения, но и
естественных потребностей ребенка. Поведение, касающееся
гигиены, часто классифицируется моральными категориями
«хорошее» и «плохое». Оно может поощряться или наказываться
эмоционально - принятием или отверганием. Ребенок хочет быть
любимым, поэтому должен подавлять свои наиболее естественные
импульсы и интересы.
И так получается, что
мы годами сбрасываем в «третью комнату» наши «плохие»,
тягостные и болезненные переживания. Это те переживания,
которых боимся или стыдимся на уровне сознания и которые в
глубине не воспринимаем. Чувства, которые мы чаще всего
подавляем – это боль отверженности и разочарование,
вызванное тем, что люди, от которых мы ожидали любви, нас не
любят и не принимают.
3. ПОСЛЕДСТВИЯ
ПОДАВЛЕНИЯ ЭМОЦИЙ
Первым плодом такой
эмоциональной репрессии бывает неосознанная враждебность к
себе и окружению. Другим очень горьким плодом подавления
потребности и желания любви является постоянная печаль,
уныние, жалость к себе, разочарование. Человек, который
подавил в себе желание любить, не хочет жить, потому что
жизнь – это, в сущности, любовь. Поступками эмоционально
подавленного человека руководит чувство унижения и не всегда
осознанное болезненное нездоровое чувство страха и вины.
Подсознательно он наказывает себя за исполнение своих самых
естественных желаний и потребностей.
Эмоционально
подавленного человека переполняет чувство вражды по
отношению к другим. Если он открыто не решается
набрасываться на окружающих, то внутренне вершит моральное
осуждение. Еще одним разрушающим следствием подавления
чувств является задержка эмоционального развития человека и
закрепление его незрелости.
Эмоционально незрелые
люди иногда стараются компенсировать недоразвитость чувств
развитием интеллекта, благосостоянием, карьерой,
чувственными наслаждениями и т.д. Тогда эрудиция, научные
степени, богатство, чувственные наслаждения становятся в их
субъективной оценке основным критерием личной значимости.
Но, все то, чем владеет человек, «не имеющий сердца»,
становится просто бездушным средством, которое можно
использовать как против него самого, так и против его
ближнего.
Во время реколлекций,
когда приходит осознание подавленных чувств, у людей
спонтанно возникает вопрос: как избавиться от этого, как
убрать это, уничтожить в себе? Ответ таков: ничего из
человеческой эмоциональности нельзя устранить, ничего не
удастся уничтожить. Все надо принять, упорядочить, лечить и
исцелять.
4. ОТКАЗ ОТ СОЗДАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Если на протяжении
нашей жизни в нас развивались определенные установленные
способы поведения и черты характера, то их нельзя
«устранить», «уничтожить», можно только очищать и лечить их.
Желание устранить и уничтожить неприятные эмоции,
неупорядоченные установки и способы поведения скрывает в
себе стремление к созданию собственной психической
действительности. Когда не принимаем своей эмоциональности,
своей психики, тогда неосознанно пробуем создать ее согласно
нашим представлениям, не считаясь с тем, что уже «получили»
в процессе воспитания и в течение всей нашей жизни.
Чтобы происходило
эмоциональное и духовное развитие человека, необходимо
отказаться от создания собственной эмоциональной и
психической действительности. Вместо этого, мы должны
упорядочить, оздоровить и лечить мир нашей эмоциональности.
Эмоциональная и психическая действительность нам уже дана.
Она является одновременно и нашей задачей, местом
сотрудничества с Богом, и исполнения Его воли.
Эмоциональное развитие
человека требует принятия всей правды о себе, о ранах и
ограничениях, требует смирения. Для лучшего понимания этого
тезиса воспользуемся рассказом Энтони де Мелло.
«Допустим, что в один
день кто-то стучит в двери моей комнаты:
- Заходите, – говорю я.
– Разрешите спросить, кто Вы?
Человек
отвечает:
- Я –
Наполеон.
- Случайно, не
тот…
- Именно тот. Бонапарт.
Император Франции.
- О! – отвечаю я, думая
про себя, что с этим типом надо быть осторожным. – Может,
Ваше Величество хочет
присесть?
- Я слышал, что Вы,
отец, неплохо разбираетесь в духовном развитии. У меня с
этим проблемы. Боюсь, что теперь мне будет тяжело доверять
Богу: моя армия воюет в России, а я не сплю по ночам, потому
что волнуюсь, чем все закончится.
- Действительно, я могу
дать совет Вашему Величеству. Пусть Ваше Величество
прочитает шестой раздел от Матфея: «Посмотрите на полевые
лилии, как они растут: ни трудятся, ни
прядут…»
В этот момент я
задумываюсь над тем, кто из нас больший безумец – этот тип
или я. Но двигаюсь дальше за этим лунатиком. Именно ток
сначала поступает мудрый гуру.
Идет рядом, серьезно
трактуя твои проблемы. Вытрет слезы. Ты – псих, но еще об
этом не знаешь. Немного позже должна наступить минута, когда
он выбьет оружие из твоих рук и скажет:
- Хватит. Никакой ты не
Наполеон.
Чтобы творчески войти в
мир человеческих чувств, нужно сказать себе: «Я не Наполеон.
Не могу притворяться. Я больной, разбитый, убогий,
зависимый». Нужно перестать формировать себя «по своему
образу и подобию» и не надмевать сердца своего
(Пс 131).
Большой опасностью для
духовной жизни являются определенные «духовные техники»,
которыми пользуются для осуществления собственных целей, а
не для того, чтобы искать Бога и Его волю. Если мы честно и
глубоко войдем в свою жизненную ситуацию, то нам откроется
необходимость очищения и оздоровления собственного сердца.
Приказание для Лаодикийской церкви является предостережением
для всех, вступающих на путь духовной жизни: Ибо ты говоришь: «я богат,
разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты
несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг (Ап 3, 17). Если
не перестать притворяться и не войти в мир своих
неупорядоченных чувств, то невозможно искать, распознавать,
исполнять волю Божью. Полное осознание собственных чувств и
стремление к их оздоровлению является началом жизни согласно
Божьей воле.
5. ПРЕОДОЛЕТЬ
СОПРОТИВЛЕНИЕ
Чтобы войти в мир
собственных чувств, необходимо преодолеть внутреннее
сопротивление, которое рождается в нас, когда пробуем
усомниться в созданном нами образе самих себя, своих
устарелых и закостенелых схемах мышления, схемах
реагирования, чувствования и переживания. Чтобы взглянуть на
себя по-другому, нужно иметь определенную здоровую дистанцию
относительно самого себя, быть свободным, познавая свою
эмоциональную и психическую действительность.
Но этой свободы нельзя
обрести, не согласившись на страдание и боль. В жизни нас
отвергали и лишали любви, это ранило нас и эти раны болят.
Отверженность и отсутствие любви порождали в душе чувство
враждебности и ненависти к себе и другим. Эти чувства в
большей или меньшей степени подавлялось и сбрасывалось в
«третью комнату».
Когда пробуем «иначе»
взглянуть на себя и на то, что есть в нас, то должны
отказаться от того, что
считали и считаем «своим», «собственным», что за многие годы
уже сильно «прилипло» к нам. В некотором роде должны
отказаться от собственного «мнения», к которому тоже
привязаны. Эти «наши чувства» нужно «освятить» и
«пожертвовать» великому «делу» – познанию правды о себе.
Рассмотрим пример
другого видения психической и эмоциональной действительности
человека. Жан Ванье, основатель общины «Ковчег» для людей с
проблемами умственного развития, проведя с ними больше
тридцати лет, дает такое свидетельство: «Вместе работаем,
вместе едим, танцуем и поем. Постепенно открываем, как эти
«ненормальные» являются абсолютно нормальными, а мы –
ненормальные. (…) Правда, люди, с проблемами умственного
развития не могут абстрактно мыслить, но это компенсируется
исключительным эмоциональным развитием. Человек с проблемами
умственного развития живет не столько в сфере разума,
сколько в сфере сердца. Он безгранично доверчивый и своею
простотой разрушает все условности. Например, Жан-Люк, один
из моих товарищей, однажды принимал участие в специальной
олимпиаде. Он мог получить золотую медаль. Но, когда его
конкурент упал на беговой дорожке, Жан-Люк задержался,
поднял его, и они вместе добежали к финишу. Кто же ближе к
полноте человечности: он или так называемый нормальный
человек?»
Итак, я начинаю
сомневаться в «моем» виденье, которое считал «нормальным» и
которое давало мне определенную эмоциональную стабильность
(иногда, правда мнимую, опирающуюся на враждебность к себе и
другим). Таким образом, попадаю в определенную пустоту, без
надежной проверенной опоры. Отсутствие опоры в самом себе
заставляет меня искать поддержки доверять другим: Богу и
близким.
Когда мы касаемся своих
установленных способов мышления, реагирования, поведения в
нас пробуждается внутреннее сопротивление. Это положительное
явление, потому что подтверждает то, что мы правильно
выбрали направление поисков решения наших проблем, которые
можно почувствовать интуитивно, чем описать словами. Сильное
внутреннее сопротивление открывает огромное нежелание
человека войти в мир собственных неупорядоченных и незрелых
чувств. Это сопротивление является инстинктивной защитой от
дополнительных страданий.
Надо понимать, что боль
и страдание, связанное с преодолением собственного
внутреннего сопротивления являются временным явлением:
«Каждое негативное чувство можно использовать для развития
сознания, для его понимания. Оно предоставляет возможность
почувствовать и посмотреть на это со стороны. Сначала тебя
будет преследовать депрессия, но связь между негативными
чувствами и депрессией скоро ослабнет. Когда ты это поймешь,
она будет появляться все реже, а потом исчезнет» (Э. де
Мелло). Преодолев внутреннее сопротивление, мы фактически
открываем двери в «третью комнату», чтобы увидеть, что же
там находится.
6. ОЗДОРОВЛЕНИЕ
ЧУВСТВ
Очищение, оздоровление
и упорядочение чувств, которое позволяет одновременно
овладеть всей своей эмоциональной сферой, является
интегральной частью внутреннего обращения. На этом
фундаменте – фундаменте, фундаменте зрелых чувств, (или тех,
что еще формируются), человек открывается на Иисуса и Его
учение.
Понятие «очищение»
относительно сферы чувств человека может быть истолковано не
совсем правильно. «Очищение» ассоциируется с устранением
грязи. Но в человеческой психике, как и в природе, ничего
нельзя устранить, ликвидировать. Мы не можем в природе
уничтожить даже атом (можем его только расщепить), так же не
можем удалить даже самое малый чувственный опыт. Поэтому,
для определения упорядочения эмоциональности, сейчас
используют термин «оздоровление». Это понятие ближе к Библии
и кажется более подходящим для определения упорядочения
нашей израненной сферы чувств.
Чтобы очистить,
оздоровить, навести порядок в эмоциональной сфере,
необходимо открыть «третью комнату». Если попытаемся обойти
вниманием какой-то чувственный опыт, то очищение и
оздоровление будет неполным. Вступая в духовную жизнь, нужно
принять основной тезис, что все входим в нее больными,
израненными, потерянными, слепыми. Иисус говорит: не здоровые имеют нужду во
враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но
грешников к покаянию (Лк 5, 31-32).
7. ЛЮБОВЬ И
НАКАЗАНИЯ
Болезненная реакция на
критику, даже совершенно справедливую, которую часто
наблюдаем у себя и других, показывает нам, насколько сильно
мы себя не осознаем и закрыты на то, что есть в нас, в нашей
«третьей комнате». Если хотим искать, распознавать и
исполнять Божью волю, то должны открыться на конфронтацию,
критику и наказания: Кого я люблю, тех обличаю и
наказываю (Ап 3, 19). Болезненная реакция на критику
чаще всего происходит тогда, когда нам кажется, что нас не
любят и отвергают. Критику и наказания воспринимаем как
проявление того, что нас не принимают, отторгают. Начинаем
подозревать, что человек, который нас критикует, имеет злые
намерения.
Генезис такой реакции
надо искать в нашем воспитании и всей истории жизни, когда
нас действительно наказывали без любви, а может иногда,
может, и «без милосердия». В человеческих отношениях то, что
слабое, иное, непохожее часто немилосердно и жестоко
клеймят. Так происходит с самого раннего детства. Уже
маленькие дети способны на жестокость по отношению к
ровесникам, которые в чем-то «другие».
Кого я люблю, тех
обличаю и наказываю. Открывая нашу «третью
комнату», которая стала «жизненной свалкой» нужно
позаботиться об атмосфере одобрения, доброжелательности, а
также открытости на любовь Бога, потому что только тогда
можно ожидать добрых плодов. Без любви и доброжелательности
взгляд в себя может только изранить, что не принесет никакой
пользы. Обнажение ран имеет смысл только тогда, когда знаем,
что с ними надо делать.
8. ЛЮБОВЬ НЕЛЬЗЯ
ЗАСЛУЖИТЬ
Задание духовного
руководителя, психотерапевта или другого компетентного и
доброжелательного человека, который сопутствует в открытии
«третьей комнаты» состоит в том, чтобы стать свидетелем
безусловной любви: «Несмотря на то, то ты увидишь в «третьей
комнате», о чем расскажешь, будешь любимым. Более того, Чем
труднее твоя ситуация, чем более ты израненный, тем более
будут любить тебя, потому что твои раны свидетельствуют о
том, что тебя не достаточно любили».
Мы боимся открыть
«третью комнату», потому что она откроет правду о нас самих,
потому что не чувствуем себя любимыми ни Богом, ни людьми.
Нас не любят, и мы не любим себя. Открывание «третьей
комнаты» воспринимаем только как неприятное и болезненное
подтверждение того, что не достойны любви.
И в этом состоит
основная ошибка в нашем понимании любви и акцептации. Мы
считаем, что любовь нужно заслужить безупречным поведением,
трудолюбием, хорошим мнением, отсутствием недостатков,
внешней привлекательностью. В то же время, настоящую любовь
нельзя заслужить. На нее можно только открыться.
Настоящая любовь
является даром, она дарится нам без всяких условий.
Такой является Божья
любовь. Человеческая любовь ставит условия. Часто довольно
серьезные. Если собираемся подарить кому-то свою любовь, то
требуем определенного отношения, поведения. «Если меня
любишь, то должен…». Иногда именно так и говорим. Но, чаще
всего, наше условие бывает более скрытым и замаскированным.
Мы подсознательно
чувствуем, что когда откроем «третью комнату», проявится
наша неспособность выполнить условия, поставленные теми,
которые готовы подарить нам любовь. Поэтому, чтобы получить
то, чего так желаем: акцептацию и любовь, делаем вид, что
можем и готовы выполнить все эти условия. В ситуации, когда
еще плотнее закрываем двери «третьей комнаты», начинается
несознательное или подсознательное создание видимостей,
иллюзий.
Когда человек открывает
себя, это должно сопровождаться открытием безусловной любви
людей и Бога. Человек, который стремиться распахнуть «третью
комнату», должен иметь сильную поддержку кого-то ближних.
Когда откроется все «внутреннее уродство» подавленного «Я»,
то ближний поможет ему преодолеть страх быть отвергнутым.
Мы очень страдаем,
когда говорим о «внутреннем уродстве», со стыдом припоминаем
неприятные факты нашей жизни. Источником этих страданий
является отсутствие опыта настоящей любви. Человек
становится «уродом», полным ненависти, когда он лишен любви.
Если мы не хотим признать, как глубоко нас ранили в любви,
вопреки себе принимаем деструктивную позицию относительно
себя и окружения. Пробуем убедить себя и окружающих, что не
нуждаемся в любви. Но такое поведение является ничем иным,
как отчаянным воплем о любви и акцептации.
9. ВОЗВРАЩЕНИЕ
ПОДАВЛЕННЫХ ЭМОЦИЙ
«Духовность
предполагает бодрствование. На протяжении всей своей жизни
большинство из нас беспробудно спит. Люди рождаются, живут,
женятся, плодят детей, умирают – и все это во сне. Им, так
ни разу не и проснувшимся, никогда не постичь красоты и
прелести человеческой жизни. (…)
Не верьте тому, кто
говорит, что он якобы не прочь повзрослеть. Не верьте!
Единственное, что людям нужно, – это чтобы починили их
игрушки. «Верните мне мою жену. Возвратите работу и
потраченные деньги. Верните мне мое доброе имя и прошлые
успехи». Вот, что им нужно – снова завладеть своими
игрушками. И больше ничего. Это подтвердит любой психолог;
на самом деле люди не желают полного исцеления. Они желают
лишь утешения; лечение же доставляет немало мучений.
Вы сам знаете, как не
хочется просыпаться по утрам. Под одеялом так тепло и уютно.
Кто-то вас будит – и кроме раздражения вы ничего не
испытываете»
(Э. де Мелло
«Осознание» Изд. «София», 2006).
Возвращение потерянных
чувств начинается тогда, когда в нас проснется настоящее
желание оздоровиться, преодолеть свой эгоцентризм и взять на
себя ответственность за свою жизнь. Только благодаря такому
сильному желанию человек сможет пройти через все негативные
эмоции, которые будут сопутствовать ему в процессе исцеления
всех ран. Когда беремся открыть самого себя, вернуть
утерянный мир эмоций, стоит спросить себя, готовы ли мы
заплатить за это тяжелым трудом и даже болью, с которой
связан этот процесс. Действительно хотим ли мы настоящего
эмоционального пробуждения?
Если бы не хотели знать
о себе, о своей «третьей комнате» всю правду, то существует
опасность, что вместо Божьей воли будем исполнять свою.
Человеку, который не знает мира собственных чувств, всегда
грозит духовная иллюзия. Внутренняя честность, понимание
правды о себе является первым шагом на пути познания Бога и
Его воли.

|