МОТТО  

 

«Я верю, что и в наше время можно вытерпеть и смириться со всем тем, что встречает нас в жизни. Когда не могу подавить вспыльчивость и совсем не представляю, как решить проблемы, то всегда еще могу преклонить колени и сложить в молитве руки. Это жест, который у нас, евреев, не передается из поколения в поколение. Мы должны выработать его в поте лица. (…) Насколько неповторимой была моя история: рассказ о девушке, которая не умела преклонять колени. Или ее другая версия: о девушке, которая научилась молиться. Это мой самый сокровенный жест». 

 

Этти Хиллесум 

 

 

I. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВАХ 

 

 

«Самым трудным делом является дисциплина и тренировка эмоций. Этого собственно и требует современный мир, так сильно требует, что, вряд ли понимает, что означают эти слова: но это доступно только в догматической религии». 

Томас С. Элиот.  

 

 

«В кресле парикмахера сидел невыразимо уродливый человек. Его бледное, длинное как у барана, лицо было покрыто кровоточащими прыщами. Ножницы стригли космы его сбившихся желтых волос. Я испытывал к нему такое глубокое отвращение, что сама мысль о том, чтобы сесть сейчас же после него в то самое кресло и подставить себя под те самые ножницы была просто невыносима. Я опять поймал себя на том, что большинство человеческих племен вызывает во мне отвращение, в котором таилась моя тяга к роду людей, противостоявших тем, уродливым, к которым естественно причислял себя» (Ч. Милош). 

В этом коротком тексте автор дает нам свидетельство подлинной работы над своими чувствами. Она состоит в распознавании и контроле пробуждающихся в нас «неупорядоченных чувств» и попытке сочувственного постижения неупорядоченных чувств, возникающих у себя и близких [1]

 

 

1. ОБРАЩЕНИЕ – ПРЕОБРАЖЕНИЕ ВСЕГО ЧЕЛОВЕКА 

 

 

Когда мы размышляем о внутреннем обращении, то часто подчеркиваем, что необходимо изменить способ мышления и понимания действительности. Но это, как нам кажется, односторонняя и поверхностная трактовка проблемы внутреннего преображения. Если бы обращение человека ограничивалось только сферой разума, то его легко можно было бы достичь. Например, человек, неуверенный в себе и своих взглядах, общаясь с кем-то имеющим определенные и четкие убеждения, может легко попасть под его влияние и принять его убеждения за свои. Но, через определенное время, когда проходит первое впечатление, или ему встретятся другие люди, этот человек может опять изменить свои взгляды, считая прежние неопределенными или даже фальшивыми.  

При обращении наряду со способом мышления должен измениться также наш способ эмоциональной реакции, состояние сердца. Обращение должно быть изменением всего человека, а не какой-то его части. В Библейском языке это называется обращением «сердца», которое является центром личности, вместилищем всех жизненных сил человека. Принятие рациональных аргументов еще не означает полного внутреннего преображения. Необходимо изменение внутреннего состояния, основного источника наших чувств и реакций. Но такая перемена чувств является длительным и трудным процессом, требующим с нашей стороны сознательного и постоянного духовного труда. Именно поэтому, проблематику чувств человека нельзя поручить только психологии или психиатрии. Чувствами должна заниматься и духовность. Катехизис Католической Церкви утверждает, что “Выражение «страсти» принадлежит христианскому наследству. (…) Страсти являются естественными составными человеческой психики, они представляют собой область перехода и обеспечивают связь между жизнью чувств и жизнью духа. Господь наш указывает на человеческое сердце как на источник, из которого исходит движение страстей” (ККЦ 1763-1764) [2]

 

 

2. КАК БЕЗОПАСНО ИДТИ ЧЕРЕЗ МИР ЧУВСТВ? 

 

 

«Под именем Духовных упражнений разумеется всякий способ, каким душа приготовляется и располагается для своего освобождения от всех неупорядоченных влечений и, коль скоро они будут уничтожены, для поиска и обретения воли Божией» (ДУ 1) [3]. Обращение требует от нас вхождения в мир наших «неупорядоченных» чувств. Познать мир чувств человека – это в некотором смысле познать самого человека. С помощью чувств мы проявляем сокровенные желания, надежды, ожидания, а также наши потребности, опасения, страхи, гнев, неудовлетворенность собой и другими.  

Если стремимся познать себя, чтобы быть способными познавать Бога, то должны обратиться не столько к нашим мыслям, сколько к нашим чувствам, в широком смысле этого слова. Наше «понимание себя» всегда чем-то обусловлено. Оно может формироваться под влиянием подсознательных защитных механизмов или легкомысленных мнений других людей, которые спонтанно считаем своими.  

Если человек сознательно не воспитывал и не формировал своих чувств, то войти в него не так просто. Это касается, прежде всего, тех, кто больше настроен на внешнюю деятельность, кто не привык предаваться глубоким размышлениям. Мир человеческих чувств напоминает густую чащу, иногда даже громадные джунгли, в которых можно легко заблудиться.  

Чтобы безопасно продвигаться «джунглями наших чувств», особенно неупорядоченных, нужно соблюдать определенные правила. Во-первых, необходимо иметь четкое осознание и желание добровольно войти в свою сущность. Во-вторых, необходимо время для безмолвия и молитвенной рефлексии над собой. Нельзя силой заставить человека заниматься распознанием, упорядочением и формированием собственных чувств. Такие попытки, например, в воспитании, обычно приводит к абсолютно противоположным результатам. Чтобы войти в мир своих чувств, необходимо также духовное руководство.  

Первым «поводырем» человека во время реколлекций является Святой Дух, который действует через Слово Божие. Если быть послушным такому «учителю», то Он откроет, оценит самые потаенные «помыслам сердца», все наши чувства. Но, чтобы человек не поддался иллюзиям из-за «удивительной склонности человека к моральному лицемерию» (К.Ранер) и подсознательно не руководствовался защитными механизмами, отец Игнатий Лойола дает каждому, кто участвует в реколлекциях, духовного наставника.  

Обращаясь к мудрости Церкви, к своему жизненному опыту и знаниям, наставник призван помочь реколлектанту сориентироваться в мире его «чувственных переживаний». Этот опыт включают в себя не только духовные переживания человека, но и то, что происходит в мире его психики.  

Распознать эти действия тяжело, потому что духовная и психическая деятельность очень тесно переплетены и разделить их практически невозможно. Духовный опыт находит свое отражение в психических переживаниях человека и даже влияет на его физическое состояние и наоборот; психическое и физическое состояние человека очень сильно связано с его духовным состоянием. Преуменьшение или пренебрежение одной из трех сфер человеческой личности: физической, психической или духовной, – мы серьезно обедняем трактовку человека (В.Франкл). Сознательное принимая духовное руководство, человек проявляет свое желание не впасть в заблуждение. Это касается, прежде всего, тех ситуаций, когда мы становимся перед необходимостью признать свои неупорядоченные чувства, которые до сих пор не осознавались.  

 

 

3. ЧТО ЭТО ЗА ЧУВСТВА? 

 

 

В этих размышлениях не хочется углубляться в психологические теории, но только дать простой ключ к познанию самого себя.  

Нередко мы задумываемся над тем, что является нашими главными недостатками, привязанностями и влечениями и как глубоко они укоренены они в нас. Мы спрашиваем себя, над чем же нам надо серьезно поработать. Чтобы ответить на этот и подобные вопросы, нужно войти в мир своих чувств. Только они расскажут нам о проблемах, которые возникают на нашем пути к Богу.  

Все человеческие чувства можно разделить на две группы: чувства «позитивные», которые переживать «приятно», а также «негативные» – которые испытывать «неприятно». Примером позитивных чувств могут служить радость, удовольствие, удовлетворение, симпатия, любовь, энтузиазм. В то же время примерами негативных чувств могут быть гнев, злость, зависть, омерзение, отвращение, отсутствие желаний, неудовлетворенность.  

Это сильно упрощенное разделение. В нас существуют «духовные чувства – вдохновения» или также «нейтральные», которые тяжело было бы отнести к одной из названных групп. Но мы специально все упростили, потому размышлять будем, прежде всего, о «неупорядоченных чувствах», которые мешают нам идти к Богу.  

Позитивные чувства мы инстинктивно и легко принимаем и одобряем, определяя наше состояние как «счастье». Хорошее «само-чувствие» – это существование, наполненное «добрыми», «позитивными» эмоциями. Негативные чувства мы так же непроизвольно отвергаем. Они становятся источником нашего «не-счастья». Плохое «само-чувствие» – это опыт переживания «негативных» эмоций. Мы не хотим испытывать гнев, злость, отвращение, зависть и т.д.  

Что такое чувство? Это некое психическое состояние человека, определенная внутренняя установка, которая сопутствует каждому нашему переживанию. Чувства являются «внешним» проявлением того, что сидит «внутри» человека. Так же, как любой материальный предмет обладает определенной температурой, так и каждому человеческому переживанию соответствует «эмоциональное состояние», эмоциональная температура. Чувства сопутствуют нам не только в состоянии бодрствования, но и во сне. Наши сны обычно очень богатыми эмоциями.

Негативные чувства, неприятные для нас, являются знаками того, что ситуация, в которой они возникли, принимается нами как угроза, они, – как нам красный свет светофора, который предупреждает: «Осторожно! Опасность!» 

Позитивные чувства говорят нам о том, что ситуация, в которой находимся, благоприятна для нас. Это как бы зеленый свет, говорящий нам: «Можешь входить в эту ситуацию, она благоприятна для тебя».  

Очень важно понять, что наши чувства – это очень субъективные сигналы. Распознавать истинность угрозы, о которой сигнализируют наши чувства страха, может помочь человек, который имеет большой опыт в этой сфере. Такого распознавания требуют многие наши чувства, в том числе и позитивные.  

Осознание того факта, что наши чувства – это «субъективные сигналы», позволяет нам отстраниться от них, соблюдать дистанцию и не идентифицировать себя с ними. Страх, ревность, враждебность, гнев и каждое чувство существует «во мне». Но «я сам» не являюсь страхом, ревностью, враждебностью или гневом. Теоретически это утверждение кажется очевидным и попытка доказать его была бы просто банальностью. Но в своем обыденном поведении часто реагируем так, будто мы рабы своих самых примитивных эмоций. 

«У человека «есть» характер, но сам он «есть» личность» – говорит Виктор Франкл. При этом он ссылается на слова Р.Аллерса – «Можем здесь добавить: человек, как духовная личность обладает характером, но он обладает и свободой по отношению к своему характеру. Особенности характера ни в коей мере не является решающим условием: последним словом всегда является позиция, которую занимает человек. (…) Он свободен не только относительно к внешним воздействиям, но и относительно своего характера». Реальная угроза, возникающая в некоторых ситуациях, не требует особого распознания. Но существует множество других ситуаций, которые воспринимаем, как угрозу только из-за нашего трусливого отношения к жизни. На самом деле такие опасения – это мнимые угрозы. 

Соблюдение дистанции относительно них, приводит к тому, что перестаем воспринимать их как источник наших страхов. Это же можно сказать и о позитивных чувствах. «Приятность», связанная с ними не должна восприниматься, как объективное добро; добро, «предвещаемое» положительными ощущениями, может оказаться мнимым и обманчивым (ср. ДУ 314).  

Во время этих реколлекций нужно задать себе вопрос, какие из негативных чувств особенно сильные? В каких ситуациях они проявляются? Что меня чаще всего раздражает, злит, разочаровывает? В каких ситуациях чувствую себя хорошим, хвалимым, а в каких худшим, презираемым? Кто меня принимает, любит, а кто отвергает, не любит? Чего еще жду от жизни, на что надеюсь? Чего боюсь и опасаюсь? Эти и подобные им вопросы могут помочь нам наиболее глубоко познать свои чувства и обнаружить их источник. 

 

 

4. ОТКУДА БЕРУТСЯ НАШИ ЧУВСТВА?  

 

 

Если взглянуть на мир человеческих чувств, то может показаться, что их источник находится вне нас. Мы часто говорим, оправдывая некоторые наши незрелые реакции: «он» меня раздражает, «он» меня расстраивает, «он» делает меня агрессивным, «он» вызывает во мне симпатию и доброту. В таких рассуждениях, ударение ставим на «он».  

Познание себя, осознание своих основных жизненных установок позволят нам признать, что наши чувства вызываются не людьми, проблемами или конфликтами. Внешние ситуации – это катализатор того, что в нас уже давно существует. Все наши чувства, как позитивные, так и негативные, берут начало в закрепленных внутренних установках и способах поведения. Внутренние установки и установившиеся типы поведения формировались в нас от самого рождения. Некоторые психологи даже утверждают, что решающее влияние на формирование личности имеет и пренатальный период. Внутренние установки и установившиеся поведение, в свою очередь, являются результатом воздействия многих факторов нашей жизни: воспитания, пережитого опыта, принятых решений, сделанных ошибок, ролей, играемых нами много лет и т.д. Наши внутренние установки формировались в течение всей нашей жизни, всей нашей истории. Особенное значение имеет опыт, вынесенный из родительского дома.  

В.Франкл подчеркивает, что не так важно найти первоисточники наших установок. Значительно важнее осознать их роль в нашей жизни. Самостоятельный поиск источников внутренних установок и способов поведения, особенно если рядом нет компетентного советчика, может привести к бесплодному самоанализу, который заставляет человека концентрироваться исключительно на себе.  

Чтобы работа над собой принесла реальные плоды внутреннего преображения, необходимо, прежде всего, обнаружить все свои внутренние установки, которые обычно называются главными достоинствами и недостатками. Многие наши установки даже не осознаются нами.  

 

 

5. КАК РАБОТАТЬ НАД СВОИМИ ЧУВСТВАМИ? 

 

 

Прежде всего, нам надо научиться видеть и оценивать наши чувства. Чувства, все чувства – это богатство человека. И хотя они вплетены в наши раны грехами, своими и чужими, чувства все же имеют решающее значение во всех сферах нашей жизни. Как говорит Катехизис Католической Церкви «Страсти являются естественными составными человеческой психики (…) и обеспечивают связь между жизнью чувств и жизнью духа» (ККЦ 1764). Пренебрежение миром чувств является главной ошибкой в работе над собой. Потому что чувства – это очень ценный источник информации о нас самих, о наших глубинных установках, которые руководят нашей жизнью.  

В конфликтных ситуациях необходимо сознательно и свободно перестать обвинять других, чтобы осознать свои собственные эмоциональные реакции и внутренние состояния, которые скрываются за ними. Излишня сосредоточенность на «вине» окружающих всегда отвлекает внимание от собственной ответственности за себя, свои реакции и поступки. Это своеобразный защитный механизм, действие которого мы должны заметить и сознательно преодолевать.  

Незрелость человека в эмоциональной и духовной сфере (эти две сферы тесно связаны между собой), является, кроме всего, следствием неосведомленности или просто пренебрежения миром чувств. Обычно человек, который недооценивает своих чувств, в повседневной жизни, как правило, руководствуется импульсивными чувственными реакциями, чаще всего не осознавая этого. Первым признаком эмоциональной и духовной зрелости является способность осознавать свои чувства и эмоции, сопутствующие повседневному жизненному опыту.  

Осознавая наши негативные эмоции, которые открывают человеческую хрупкость и ранимость, мы не должны тут же изменить их. Самой только силой воли, волюнтаризмом, мы не можем изменить наши эмоции. Излишнее волевое воздействие может только подавить эмоции. Карл Ранер, ссылаясь на св. Фому Аквинского, говорит, что подавление чувств аморально. Это недальновидное решение. Эмоции, загнанные в подсознание, рано или поздно проявляются в другой ситуации и более грубо. Часто люди, которые стремятся к безупречности, контролируя свои эмоции, становятся замкнутыми, напряженными, нервными. Это и есть та высокая цена, которую необходимо заплатить за свою внешнюю благопристойность и безупречность.  

Не надо бороться со своими чувствами. Не стоит также бояться их. Надо учиться сознательно и добровольно принимать их, чтобы потом руководить ими. Наши чувства поддаются нашей воле и становятся покорными только тогда, когда признаем их «своими». Если мы чуждаемся наших чувств, то они сопротивляются и «не хотят» быть послушными нам.  

«Если в мире чувств отрекаешься от чего-то, – замечает Энтони де Мелло, – то срастаешься с этим навсегда. Когда что-то преодолеваешь, навеки себя этим связываешь. Когда с чем-то сражаешься, усиливаешь это. Именно настолько, сколько сам вкладываешь в эту борьбу. Поэтому ты должен принять своих эмоциональных демонов, потому что если сражаешься с ними, только усиливаешь их».  

Первым условием, которое надо выполнить, чтобы хорошо и мудро контролировать свои эмоции, – это полностью принять их. Но, чтобы принять их, согласиться с тем, что они такие есть, необходимо иметь минимальный уровень смирения. Очень нелегко признаться перед собой, другими и Богом в своих «примитивных» и «мерзких» чувствах. Они оголяют то, чем мы ежедневно живем: наши внутренние установки, наше поведение, мечты, потребности и стремления. Негативные чувства очень остро демонстрируют нам потребность внутреннего обращения и изменения всей нашей жизни.  

«Мнимая святость» состоит, между прочим, в том, чтобы не принимать глубину собственной внутренней неупорядоченности. Бегство от себя в мир религиозных иллюзий является обычной формой бегства от собственных негативных чувств, в существовании которых не хотим признаться ни себе, ни Богу, ни людям. Сбрасывание своих негативных эмоций в подсознание можно ошибочно интерпретировать как «чистоту собственной души», как знак моральной безупречности.  

По отношению к нашим чувствам мы должны вести себя как опытный и мудрый пастух с овцами. Он спокойно наблюдает за отарой и позволяет овцам разгуливать свободно, но решительно вмешивается, когда они приближаются к какой-то опасности, например, пропасти. Овцы, предоставленные сами себе, становятся «беспомощными» животными и поэтому могут легко заблудиться или стать добычей хищников. С нашими чувствами происходит нечто подобное. Как и овцы, они нуждаются в мудром и опытном пастухе. «Пастухом» наших чувств является наше сердце – сфера духа, подчиненная Богу.  

Катастрофа для отары – когда ее пастухом становится разбойник или злодей. Он входит в овчарню только для того, чтобы украсть, убить и погубить (Ин 10, 10). Подобно и для человека катастрофичным будет, если его эмоциями управляет «злое сердце», сердце разбойника и злодея, которое не считается ни с Богом, ни с Его заповедями. Чувства такого человека вместо того, чтобы становиться его богатством и служить построению отношений дружбы, любви, взаимной отдачи, становятся орудием уничтожения, несправедливости и смерти. Человеческие драмы и трагедии, которые наблюдаем повсеместно, являются бесспорным доказательством этого.  

 

 

6. МОРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЧУВСТВ 

 

 

Является ли грехом неупорядоченность чувств? На этот вопрос Катехизис Католической Церкви утверждает однозначно: «Страсти сами по себе ни хороши, ни плохи. Они получают моральную оценку только в той мере, в какой они фактически зависят от разума и воли. (…) Совершенство блага нравственного или человеческого блага требуют, чтобы разум руководил страстями. Сильные чувства – говорит дальше Катехизис – не свидетельствуют ни о нравственности, ни о святости личности; они являются неисчерпаемым хранилищем образов и аффектов, в которых выражается нравственная жизнь. Страсти морально благи, когда они способствуют доброму поступку, и дурны в противном случае. Честная воля направляет к добру и блаженству движения чувств, которые она признает своими; злая воля падает под натиском беспорядочных страстей и обостряет их. Чувства и эмоции могут быть восприняты в добродетели, либо извратиться в пороке» (ККЦ 1768).  

Мы должны осознавать, что внутренние установки и эмоции, вытекающие из них, сами по себе не являются грехом, хотя и усиливают тенденцию к дурным, с точки зрения морали, поступкам. Это дает нам возможность несколько отстраняться от наших самых неупорядоченных и самых «постыдных» чувств. Страх и чувство вины, которые рождаются под влиянием неупорядоченных эмоций, заставляют человека еще больше концентрироваться на них и не позволяют ему их контролировать.  

Сильные негативные эмоции мы должны воспринимать, как искушение. Это состояние не является злом. Но от того, что выберет наше сердце зависит, станет ли искушение поводом, чтобы углубить свое доверие к Богу. «Кто тут грешнее? Та, кто искушает, иль тот, кто искушаем?» (Шекспир «Мера за меру») Одно дело – ощутить в себе неупорядоченные чувства гордыни, гнева, ревности, и совсем другое – поддаться этим чувствам и руководствоваться ними.  

 

7. ВНУТРЕННЕЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ 

 

Часто бывает нелегко раскрыть в себе внутренние установки, которые являются источником чувств. В каждом из нас действуют различные защитные механизмы. Если мы не осознаем этого, то это сильно затрудняет самооценку. Необходим определенный уровень «эмоциональной культуры», внутренней зрелости, чтобы обнаружить и преодолеть внутренне сопротивление, которое возникает в человеке помимо его воли, когда затрагиваются наиболее устарелые и устоявшиеся способы нашего поведения и реагирования. «Мы боимся любой правды, которая может пробудить в нас презрение к самому себе или заставить нас ощутить свое ничтожество, слабость, никчемность, почувствовать насколько мы плохи и как нам должно быть стыдно. Мы защищаемся от этой горькой правды всеми возможными способами, суть которых сводится к тому, чтобы проигнорировать ее» (А. Маслов).  

Необходимо выявить в себе закрепленные внутренние установки и способы поведения. Необходимо также анализировать свое продвижение вперед и происходящие внутренние изменения. Если не признаем в себе существование неупорядоченных внутренних состояний, то будем перекладывать вину за конфликты с окружающими, на них же, анализируя их неупорядоченные внутренние установки. Это очень простое решение: вместо того, чтобы обвинять себя, обвиняем других, требуя от них внутренней перемены. Если бы мы обвиняли себя, то признали бы, что сами нуждаемся во внутреннем обращении. Обвинение других всегда является формой перенесения на других ответственности за свои неупорядоченные установки и перекладывание ответственности за конфликты. «Когда нам пытаются раскрыть наши неосознанные мотивы, то начинаем бороться с этим, поскольку это ставит под угрозу некоторые наши интересы. Назовем это сопротивлением» (К.Хорни).  

Генри Дж. М. Ноуэн, священник, профессор психологии во время своего семимесячного пребывания в монастыре траппистов Дженнеси, США так описывает в дневнике действие своих защитных механизмов: «Сегодня утром отец Джон (духовный наставник автора) рассказывал мне, что ржанке удается обмануть человека, притворившись раненой, для того, чтобы отвлечь внимание от кладки яиц, которые лежат в песке на открытом месте. Прекрасно! Притворство – способ защиты. Как часто мы требуем сочувствия по самому ничтожному поводу и только для того, чтобы отвлечь чье-то внимание от проблемы, которую пытаемся скрыть. Иногда мне кажется, что каждая птица позаимствовала что-то у меня. Кукушка подкладывает яйца в гнездо другой птицы, чтобы та выкормила потом ее птенцов; балтиморская иволга подражает голосам хищных птиц, чтобы отпугнуть врагов; краснокрылый дрозд так громко кричит у человека над головою, что тот, измученный этим шумом, вынужден освободить территорию, которую птица считает своей. Не надо быть очень проницательным, чтобы понять – я делаю то же самое и даже еще больше, стремясь защитить себя или добиться своего». В этом фрагменте автор дает нам прекрасный пример серьезного и критического отношения к своим защитным механизмам, что дает возможность контролировать их и подчинять себе.  

 

 

8. ПОТРЕБНОСТЬ ВЕРБАЛИЗАЦИИ ЧУВСТВ.  

 

 

«Никто не может быть хорошим судьей самому себе». С психологической точки зрения эта пословица абсолютно правильная. Невозможно самому разобраться в мире своих чувств. Чтобы объективно оценить их, выявить их источник и влияние на принимаемые нами решения, необходима помощь опытного человека. Никто не может увидеть своего лица без зеркала, так же никто не может научиться правильно оценить свое внутреннее состояние без посторонней помощи. Таким образом, перед нами встанет проблема духовного руководства или даже в эмоционально сложных ситуациях – психотерапии.  

Отцы Пустыни четко разграничивали исповедь и духовное руководство. Исповедовались в грехах священнику, а за духовным руководством обращались к духовным отцам, которые чаще всего были не священниками, а имеющими богатый духовный опыт монахами. Чтобы достичь определенной культуры чувств, которая позволила бы руководить нашими эмоциями, необходимо научиться открыто, искренне и «объективно» описывать наши внутренние переживания своему духовному наставнику.  

Стоит отметить, что скрыть свои чувства до конца невозможно. Даже очень замкнутый человек, который никогда не говорит о себе, своим поведение постоянно «выдает» свои основные чувства: замкнутость и страх за себя. Мы выражаем свои чувства не только словами, но всем нашим поведением: мимикой лица, спонтанными движениями, жестами. Не нужно слов, чтобы почувствовать чей-то страх, враждебность, пренебрежение или наоборот – симпатию, открытость, одобрение, доброту.  

Обычно мы выражаем свои чувства словами, но в произносимых нами словах существенным является не только содержание. «Тон», «цвет», само «звучание» голоса часто бывают важнее содержания. Слова восхищения, восторга, удивления или жалобы, оскорбления, проклятия являются чаще всего спонтанной, импульсивной формой проявления чувств. Благодаря этому можно снять психическое напряжение. Но эффект будет очень кратковременный. 

Чтобы изменялись наши закрепленные внутренние установки, и установилась способность управления своими чувствами, необходима вербализация, проговаривание своих чувств постороннему человеку. Этот человек поможет нам объективно взглянуть на наши переживания и их влияние на наш способ мышления, наш реакции и повседневное поведение. Такая работа может быть выполнена только вместе с так называемым доверенным лицом, которое благодаря своему жизненному опыту, сможет соблюдать дистанцию по отношению к тому, что ему рассказывают.  

 

 

9. ТРУД ПРОГОВАРИВАНИЯ СОБСТВЕННЫХ ЭМОЦИЙ. 

 

 

Открыть свои чувства, анализировать их даже перед человеком, которому мы всецело доверяем, очень нелегко. Когда говорим о наших эмоциях, касаемся самого интимного, личного. А когда рассказываем о неупорядоченных чувствах, касаемся наших ран, которые нанесенных другими людьми или нами же собственными грехами и ошибками. Обычно эти раны долго болят. 

Мы боимся признаться в своих чувствах, потому что боимся получить очередной удар. Но врач не может оказать необходимую помощь, если пациент не хочет знать о своих ранах или отрицает их существование. Помощь получает лишь тот, кто искренне говорит о своих недомоганиях.  

Можем ли мы позволить себе замкнуться и никогда ни с кем не обсуждать открыто то, что происходит с нами, не говорить о наших вдохновениях, желаниях, потребностях, желаниях, страхах? Можем ли позволить себе замкнуться в мире собственных чувств?  

В принципе да. Можно сделать такой выбор. Но, как и всякий другой выбор, этот тоже имеет свои последствия. Нераспознанные, невысказанные, и не подчиненные нам неупорядоченные чувства продолжают действовать в нас, углубляя и закрепляя внутренние установки, которые их порождают. При отсутствии сознательной и добровольной работы над собой наши личные проблемы со временем только усиливаются. Они накладывают отпечаток на наши отношения с Богом, с ближними и с самим собой.  

Гораздо труднее исцелить наши опухоли десятилетиями накопленных обид, чувств несправедливости, страха, чем начать лечить их в начале этого процесса – в молодости. Труднее осознать и принять закрепленное в течение многих лет жизни состояние апатии, недовольства собой или даже депрессии, чем на пороге взрослой жизни увидеть эти наклонности и постараться взять их под контроль. И это касается любой нашей проблемы, будь то болезненные амбиции, гордыня, чувственность, страх и т.д. Огромная энергия, энтузиазм, отвага молодости даны нам, между прочим, и для того, чтобы мы благодаря вовлечению и сознательной работе над собой приготовились к жизни. То, что мы не осознаем и не принимаем в себе, скорее всего, будем переносить на наших самых близких, ранить самих себя и окружающих. Например, суровое моральное осуждение ближних вызвано ничем иным, как нашими собственными неупорядоченными чувствами, которых не принимаем. Обычно в других людях нас задевает именно то, что является и нашей большой проблемой.  

Когда со всей откровенностью и мужеством мы входим в наши чувства, признаемся в них себе, Богу, другому человеку, чтобы распознать и выявить их источник, тогда постепенно начинают меняться наши внутренние установки, которые порождают наши эмоции. Изменение установок влечет за собой изменение наших чувств. Однако серьезная работа над собой требует не только большой искренности, открытости и жертвенности, но также много терпения, снисходительности и сочувствия к самому себе. Такой настрой приводит со временем к большей снисходительности и милосердию по отношению к себе и ближним. Громадную помощь оказывает ежедневное испытание совести, в котором искренне будем говорить Богу о том, чем ежедневно живем.

 

 

10. ВЫ НЕ ПРИНЯЛИ ДУХА РАБСТВА.  

 

 

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф 5, 8). Профессор Федерико Арвезу, в толковании этой заповеди блаженства говорит о том, что она касается всех чувств человека. [4] Чистые сердцем – это те, которые не боятся себя и своих неупорядоченных чувств, потому что избавились от страха и приняли себя со всеми своими эмоциями. Они не сосредоточены на себе, потому что потому могут всецело сосредоточиться на Боге, Его любви и не бояться себя. Они не всматриваются постоянно в себя, охваченные страхом, поэтому могут в любви созерцать Бога и слушать Его слово. Они прозрачны перед собой и перед Богом. И хотя они знают, что слабы, изранены и грешны (неупорядоченные чувства, которые есть в них, постоянно напоминают об этом), они не боятся, потому что доверяют Богу.  

Неприятие своих чувств – это бунт против себя. «Не беги от своих чувств, даже если они кажутся ужасными – говорит Дж. Ноуэн. – Внимательно наблюдая за ними, легче осознаешь их и сможешь найти новые пути, когда старые приведут в тупик. Глубоко анализируя свои бурные, неуемные эмоции, встанешь лицом к лицу со своим грешным «Я». Это противостояние не должно приводить в отчаяние, но должно дать свободу, благодаря которой ты примешь милосердие Божие, а без него невозможно никакое исцеление».  

Привести нас к истине сможет вхождение в мир наших чувств, познание и признание их, выявление внутренних установок, которые их порождает. Эта истина может вызвать боль, ее иногда трудно принять. Мы открываем то, как много в нас зависимостей от людей и вещей, нездоровых амбиций, беспокойства, чувства вины, недовольства собой, враждебности к окружающим, ревности, депрессивных тенденций и т.д. Открытая конфронтация со всем этим может испугать и погрузить нас в отчаяние. «Боязнь познания самого себя очень часто (…) аналогична страху перед окружающим миром» (А.Маслов).  

Естественно может возникнуть вопрос, справлюсь ли я со всем этим. Вопрос обоснованный и ставится под сомнение. Надо ли входить в себя и копаться во всем тем, что есть в нас? Не легче ли быть в «благом неведении»? Многие люди так рассуждают и живут в соответствии с этими рассуждениями. Не входить в себя, не познавать себя, не чувствовать себя обязанным преодолевать свои зависимости – это самый легкий выход. Вопрос лишь в том, насколько это правомочно и порядочно по отношению к своей людской природе, по отношению к ближним, и особенно по отношению к Богу. «Нравственное совершенство – напоминает нам Катехизис Католической Церкви - достигается тогда, когда человек стремится к добру не только своей волей, но и всем своим чувственным желанием по слову псалма: Сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому» (Пс.84,3; ККЦ 1770).  

Если человек не познает свои неупорядоченные установки и постепенно не изменит их, они будут сдерживать его внутренне развитие, станут основным, хотя и неосознанным мотивом его поведения. Человек начинает служить самому себе, своему «внутреннему разладу», даже если ему кажется (как фарисею в притче о мытаре и фарисее), что он служит Богу. Только свободный человек или тот, кто стремится к внутренней свободе может служить Богу всем сердцем своим, всей душою своею и всем разумением своим (Мф 22,37) Мы познаем самих себя, весь мир своих неупорядоченных чувств для того, чтобы стать свободными. Вы не приняли духа рабства (Рим 8,15) – напоминает нам св. Павел. Внутренняя свобода сделает нас более готовыми к поиску Бога и Его воли во всем (ср ДУ 1). Иисус говорит нам: И познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин 8, 32).  

Не только то, что находится вне человека – успех, мнение окружающих, материальные ценности, может стать идолом. Идолами становятся и внутренние установки – замкнутость на себе, страх за себя, меланхолия, печаль, враждебность и равнодушие к окружающим. Наши идолы постепенно становятся демонами. Обещание более легкой жизни, которое дает «демон» замкнутости в себе, как и любое обещание злого духа, является обманом. Здесь не надо теоретических доводов, достаточно только внимательного взгляда на жизнь.  

Все наши жизненные раны, всю внутреннюю неупорядоченность нужно сознательно и добровольно принять как трудное задание, поставленное жизнью. Выполнение этого задания сделает нас более свободными. «Работа над собой становится не только основной моральной обязанностью, но и основной моральной привилегией. Когда мы правильно оценим дело своего развития и самосовершенствования, нам захочется работать над собой. Освобождаясь (…) от навязчивых идей относительно самого себя, заботясь о самосовершенствовании, мы освобождаем в себе способность к любви и заботе о других людях» (К. Хорни), способность истинного стремления служения Богу всем сердцем своим, всею душою своею, всем разумением своим (Мф 22, 37). 

 

 

11. ИМЕЙТЕ ТЕ ЖЕ ЧУВСТВА, ЧТО ИИСУС ХРИСТОС 

 

 

Завершая размышление над упорядочением чувств, которое нам очень необходимо, чтобы стать свободными для Бога, еще раз припомним себе, что исцеление наших ран и зависимостей приходит не только и в первую очередь благодаря нашим усилиям. Они, безусловно, необходимы, но не достаточны. Исцеление приходит благодаря Божьей благодати. Наши усилия раскрывают нас на действие Его исцеляющей благодати. Чем сильнее мы откроемся, тем успешнее будет действие.  

Войдем в самих себя, чтобы с тяжким грузом, который откроем в себе, стать перед Распятым Иисусом и покорно просить о прощении и исцелении, понимая, что только ранами Его мы исцелились (Ис 53, 5). Нас лечит милосердие Бога Отца, объявляемое нам через Иисуса Христа.  

Становимся перед Христом открыто и в правде, и это делает нас свободными, подобными Ему. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа (Рм 15, 5-6). Быть подобным Христу, наследовать Его значит испытывать друг к другу те же чувства, которые были и у Него. У Иисуса не было неупорядоченных эмоций, потому что Он отдал себя Отцу и только Ему служил. Когда наши чувства становятся подобными чувствам Иисуса, мы не только «лучше» по отношению к себе и ближним, но прославляем Бога и благодарим Его за то, что Он действует в нас.  

Когда молимся к Сердцу Иисуса словами: «Сотвори сердца наши подобными Сердцу Твоему», то просим Его, чтобы дал нам благодать сформировать в себе те чувства, которые были в Нем самом. Размышляя о жизни Иисуса и Его учении, мы должны обращаться не только к идеям, которые содержатся в них, но, прежде всего, глубинным стремлениям и чувствами Его Сердца, которые укрыты в них, чтобы наши сердца становились подобными Его Сердцу.  



[1] Сильное вдохновение к распознанию чувств вызвали лекции Ф. Арвезу SJ , профессора Григорианского университета в Риме.  

Ср. И. Августин, Отче наш, Издательство М, Краков 2001, Дай мне пить, 2изд, Издательство М, Краков 2001, раздел XXI . 3.  

[2] Катехизис Католической Церкви [=ККЦ ], Рим 1997г. Русский перевод , 4-е издание 2001 г . Культурный центр «Духовная библиотека».  

[3] Св.Игнатий Лойола Духовные упражнения [=ДУ ] Издательство Институт философии, теологии и истории св.Фомы. 2006  

[4] Ср. И.Августин Нагорная проповедь, Издательство М, Краков 2001, раздел V