7. Опыт Бо­же­ст­вен­но­го чте­ния на при­ме­ре Псал­ма 139  

 

Эпи­кле­сис 

 

Дух Бо­жий, да­руй мне серд­це вне­млю­щее и по­слуш­ное. Возь­ми из гру­ди мо­ей серд­це ка­мен­ное и дай мне серд­це пло­тя­ное, что­бы я вос­при­нял Сло­во Гос­под­не и пре­тво­рил Его в де­ла свои (ср. Иез 11, 19-20). «По­слу­шаю, что ска­жет Гос­подь Бог« (Пс 85, 9). Со­де­лай так. что­бы вос­сия­ло ли­цо Твое и оза­ри­ло ме­ня, со­де­лай так, что­бы я спас­ся (ср. Пс 80, 4). Яви мне путь Твой, что­бы я хо­дил в ис­ти­не Тво­ей; да­руй мне серд­це про­сто­душ­ное, что­бы оно пре­бы­ва­ло «в стра­хе име­ни Твое­го» (Пс 86, 11). Со­де­лай так, что­бы я нау­чил­ся бодр­ст­вую­щей ти­ши­не На­за­ре­та, ибо то­гда я, по­доб­но Ма­рии, смо­гу со­хра­нить Сло­во внут­ри се­бя - ра­ди то­го, что­бы Бог, Ко­то­рый не­пре­рыв­но ищет ме­ня, на­шел ме­ня. Со­де­лай так, что­бы я про­ник­ся Сло­вом, ведь то­гда я смо­гу «по­стиг­нуть со все­ми свя­ты­ми, что ши­ро­та и дол­го­та, и глу­би­на и вы­со­та, и ура­зу­меть пре­вос­хо­дя­щую ра­зу­ме­ние лю­бовь Хри­сто­ву» (Еф 3, 18-19). Со­де­лай так, что­бы я ис­пы­тал в сво­ей жиз­ни ис­пол­нен­ное люб­ви при­сут­ст­вие мое­го Бо­га, Ко­то­рый на­чер­тал ме­ня на дла­нях Сво­их (ср. Ис 49, 16). Со­де­лай так, что­бы я не чи­нил пре­пят­ст­вий Сло­ву, ис­хо­дя­ще­му из уст Гос­по­да (ср. Втор 8, 3). Со­де­лай так, что­бы это Сло­во не воз­вра­ти­лось к Гос­по­ду тщет­ным, но ис­пол­ни­ло то, что Ему угод­но, и со­вер­ши­ло то, для че­го оно бы­ло по­сла­но (ср. Ис 55, 11). 

 

Чте­ние  

 

Псал­мо­пе­вец со­вер­ша­ет сво­его ро­да втор­же­ние внутрь сво­его соб­ст­вен­но­го су­ще­ст­ва, внутрь соб­ст­вен­ной ис­то­рии. И то­гда он об­на­ру­жи­ва­ет внут­ри са­мо­го се­бя при­сут­ст­вие та­ин­ст­вен­ное и чу­дес­ное, при­сут­ст­вие Бо­га: не Бо­га-идеи, но Бо­га-Я. Это Бог, Ко­то­рый все ви­дит, все зна­ет, Ко­то­рый со­сто­ит в со­кро­вен­ных и сущ­но­ст­ных от­но­ше­ни­ях с мо­ля­щим­ся че­ло­ве­ком. Ины­ми сло­ва­ми, это при­сут­ст­вие да­ет че­ло­ве­ку бы­тие и его в этом бы­тии под­дер­жи­ва­ет. Это при­сут­ст­вие, бла­го­да­ря ко­то­ро­му об­ре­та­ет смысл на­стоя­щее, про­шлое и бу­ду­щее. Это при­сут­ст­вие, ис­пол­нен­ное за­бо­ты и неж­но­сти. Хо­тя это­го при­сут­ст­вия и не­воз­мож­но из­бе­жать, оно, тем не ме­нее, ос­тав­ля­ет че­ло­ве­ка со­вер­шен­но сво­бод­ным. Мо­ля­щий­ся че­ло­век об­на­ру­жи­ва­ет, что он свя­зан с Бо­гом уза­ми не­раз­рыв­ны­ми, веч­ны­ми - уза­ми люб­ви. Я об­ра­ща­юсь к Бо­гу, на­зы­вая Его по име­ни, я го­во­рю Ему: «Гос­по­ди, Ты ищешь ме­ня, Ты по­зна­ешь ме­ня. Ты смот­ришь на ме­ня не ми­мо­лет­ным и рас­се­ян­ным взгля­дом - Ты смот­ришь на ме­ня дол­го и про­ни­ца­тель­но. Твой взгляд слов­но об­на­жа­ет ме­ня: я от­кры­ва­юсь Те­бе и, в то же са­мое вре­мя, от­кры­ва­юсь са­мо­му се­бе. Си­жу ли я, встаю ли - Твой взгляд улав­ли­ва­ет все, что со мной про­ис­хо­дит, он сле­дит за все­ми мои­ми пе­ре­ме­ще­ния­ми, дви­же­ния­ми, да­же за са­мы­ми обы­ден­ны­ми, ко­то­рые мо­гут ви­деть все лю­ди, но ко­то­рые не всем ин­те­рес­ны. Толь­ко Те­бе я все­гда ин­те­ре­сен. Толь­ко Те­бя я ни­ко­гда не утом­ляю. Ты зна­ешь, о чем я ду­маю, Ты зна­ешь, что ожи­да­ет ме­ня в бу­ду­щем. Моя до­ро­га зна­ко­ма Те­бе, Ты знал ее еще до то­го, как я сту­пил на нее. Вы­бор мое­го жиз­нен­но­го пу­ти не слу­ча­ен, по­сколь­ку Ты зна­ешь, ку­да имен­но я пой­ду. Это Ты на­прав­ля­ешь мои ша­ги, Ты со­про­во­ж­да­ешь ме­ня, Ты идешь бок о бок со мной. Ты зна­ешь, что я ска­жу, пре­ж­де чем сло­ва сры­ва­ют­ся с мо­их уст. Ты зна­ешь ка­ж­дое мое же­ла­ние и ка­ж­дую мою жа­ло­бу, пре­ж­де чем я вы­ка­зы­ваю их. В Тво­ем взгля­де нет хо­лод­но­сти и без­раз­ли­чия - на­про­тив, он со­гре­ва­ет ме­ня, ис­пол­нен за­бо­ты и лас­ки. Ты ок­ру­жа­ешь ме­ня вни­ма­ни­ем. На мо­ем пле­че по­ко­ит­ся Твоя ру­ка - ру­ка От­ца. Все­мо­гу­щая ру­ка обод­ря­ет и ус­по­каи­ва­ет ме­ня. Твое при­сут­ст­вие все­гда жи­во и ося­зае­мо. Это див­ное при­сут­ст­вие изум­ля­ет ме­ня. И то­гда я, как бы иг­рая, под­вер­гаю ис­пы­та­нию Твой ин­те­рес ко мне. Я ста­ра­юсь ук­ло­нить­ся от встре­чи с То­бой, но уже за­ра­нее по­ни­маю, что Ты не со­гла­сишь­ся с тем, что­бы я по­те­рял Те­бя. Я пы­та­юсь уда­лить­ся от Те­бя. По­доб­но пе­ре­лет­ной пти­це, я уст­рем­ля­юсь на крыль­ях фан­та­зии к гра­ни­цам ми­ра. Но Ты при­сут­ст­ву­ешь всю­ду: в го­рах и в до­лах, на вос­то­ке, где ро­ж­да­ет­ся за­ря, и на за­па­де, где уми­ра­ет солн­це. И ко­гда я сле­дую этим пу­тем, Твоя все­мо­гу­щая ру­ка под­хва­ты­ва­ет ме­ня. Твоя дес­ни­ца, по­доб­но гнез­ду, при­ни­ма­ет ме­ня. Ты под­дер­жи­ва­ешь ме­ня и да­ешь мне бы­тие. Ты дер­жишь ме­ня, ко­гда я утом­лен. Да, я не мо­гу вый­ти за пре­де­лы Твое­го про­стран­ст­ва: ведь Ты - Вез­де­су­щий. То­гда я за­те­ваю дру­гую иг­ру. Она опас­на и дра­ма­тич­на. Я пы­та­юсь скрыть­ся в но­чи. По­доб­но блуд­но­му сы­ну в биб­лей­ской прит­че, я по­ки­даю Те­бя. Я на­хо­жу убе­жи­ще в сво­ем гре­хе. Но да­же в смер­ти и во мра­ке Ты не ос­тав­ля­ешь ме­ня. Твое про­ще­ние на­сти­га­ет ме­ня в но­чи. Твоя ми­ло­серд­ная лю­бовь пре­об­ра­жа­ет мою тьму в свет.  Мне не уда­лось из­бе­жать Те­бя ни в про­стран­ст­ве, ни в но­чи мо­ей не­вер­но­сти. И то­гда, все еще пре­бы­вая в со­стоя­нии иг­ры и в уве­рен­но­сти, что про­иг­раю, я де­лаю еще од­ну по­пыт­ку: пы­та­юсь за­те­рять­ся во вре­ме­ни. Я хо­чу спря­тать­ся в сво­ем про­шлом. Но ме­ня по­сто­ян­но объ­ем­лет Твое при­сут­ст­вие - при­сут­ст­вие От­ца. Ты знал ме­ня еще во чре­ве ма­те­ри. Ты Сам со­де­лал мое те­ло: мои жи­лы, кос­ти, серд­це.  Я уст­рем­ля­юсь еще даль­ше, в глубь вре­мен, я пря­чусь во чре­ве зем­ли, но и там при­сут­ст­ву­ешь Ты. Твои ру­ки за­бот­ли­во и неж­но со­тка­ли ме­ня еще до то­го, как зем­ля по­ро­ди­ла мою мать и мать мо­ей ма­те­ри.  А ес­ли я вос­хо­жу к веч­но­сти, к Твое­му чре­ву, о Гос­по­ди, то и там Ты ду­ма­ешь обо мне и зна­ешь ме­ня, я уго­ден Те­бе и лю­бим То­бой. Ты при­сут­ст­ву­ешь все­гда и по­всю­ду. Ты все ви­дишь, Ты все мо­жешь. Твоя лю­бовь свя­зы­ва­ет ме­ня, и Твоя лю­бовь де­ла­ет ме­ня сво­бод­ным. Мой ум при­хо­дит в смя­те­ние. Я те­ря­юсь пе­ред ли­цом Тво­ей не­пре­хо­дя­щей люб­ви. Ты упор­но сле­ду­ешь за мной, ис­пол­нен­ный неж­но­сти и пре­ду­пре­ди­тель­но­сти. Как мне не воз­лю­бить Те­бя, о Гос­по­ди, Те­бя, Ко­то­рый веч­но лю­бит ме­ня и веч­но бу­дет лю­бить ме­ня? Воз­мож­но ли, что­бы кто-то Те­бя не за­ме­тил, что­бы кто-то бе­жал от Те­бя? Я не хо­чу иметь ни­че­го об­ще­го с эти­ми без­рас­суд­ны­ми людь­ми. Я до­ве­ряю Те­бе. Я хо­чу, что­бы Ты всмат­ри­вал­ся в ме­ня. Я хо­чу жить в ис­ти­не, хо­чу быть та­ким, ка­ким Ты ме­ня ви­дишь, ка­ким Ты хо­чешь, что­бы я был. Мне не важ­но, как смот­рят на ме­ня дру­гие. Я не хо­чу за­ви­сеть от их мне­ния, от их хва­лы или ху­лы. Пе­ред ни­ми я вы­ну­ж­ден скры­вать­ся. Пе­ред То­бой, Гос­по­ди, я не хо­чу при­тво­рять­ся. Я хо­чу быть са­мим со­бой. Ука­жи мне до­ро­гу, ко­то­рую Ты на­чер­тал для ме­ня лю­бо­вью Тво­ею. До­ро­гу, ко­то­рая ис­хо­дит от Те­бя и ве­дет к Те­бе. Из Твое­го чре­ва я вы­шел, и к Твое­му чре­ву я уст­рем­ля­юсь. Сле­ди не­усып­но за мои­ми ша­га­ми, Гос­по­ди, что­бы я не сбил­ся со сво­его пу­ти.  

 

Па­рал­лель­ные мес­та  

 

Для то­го, что­бы луч­ше по­нять по­сла­ние о Бо­же­ст­вен­ном при­сут­ст­вии, я ис­поль­зую, кро­ме то­го, и дру­гие биб­лей­ские тек­сты. «Бо­же... на Те­бя упо­ва­ет ду­ша моя, и в те­ни крыл Тво­их я ук­ро­юсь» (Пс 57, 1). «Ты... ме­ня со­хра­нишь в це­ло­сти мо­ей и по­ста­вишь пред ли­цом Тво­им на­ве­ки» (Пс 41, 12-13). «Ты из­вел ме­ня из чре­ва; вло­жил в ме­ня упо­ва­ние у гру­ди ма­те­ри мо­ей. На Те­бя ос­тав­лен я от ут­ро­бы; от чре­ва ма­те­ри мо­ей Ты Бог мой» (Пс 22, 10-11). «Ты ука­жешь мне путь жиз­ни: пол­но­та ра­до­стей пред ли­цом Тво­им, бла­жен­ст­во в дес­ни­це Тво­ей во­век» (Пс 16, 11). «А я в прав­де бу­ду взи­рать на ли­цо Твое; про­бу­див­шись, бу­ду на­сы­щать­ся об­ра­зом Тво­им» (Пс 17, 15). «И вот, Гос­подь прой­дет, и боль­шой и силь­ный ве­тер, раз­ди­раю­щий го­ры и со­кру­шаю­щий ска­лы пред Гос­по­дом; но не в вет­ре Гос­подь. По­сле вет­ра зем­ле­тря­се­ние; но не в зем­ле­тря­се­нии Гос­подь. По­сле зем­ле­тря­се­ния огонь; но не в ог­не Гос­подь. По­сле ог­ня вея­ние ти­хо­го вет­ра, и там Гос­подь. Ус­лы­шав сие, Илия за­крыл ли­цо свое ми­ло­тью сво­ею, и вы­шел, и встал у вхо­да в пе­ще­ру. И был к не­му го­лос, и ска­зал ему: что ты здесь, Илия?» (3 Цар 19, 11-13). «Бог, со­тво­рив­ший мир и все, что в нем, Он, бу­ду­чи Гос­по­дом не­ба и зем­ли, не в ру­ко­твор­ных хра­мах жи­вет и не тре­бу­ет слу­же­ния рук че­ло­ве­че­ских, как бы имею­щий в чем-ли­бо ну­ж­ду, Сам да­вая все­му жизнь и ды­ха­ние и все. От од­ной кро­ви Он про­из­вел весь род че­ло­ве­че­ский для оби­та­ния по все­му ли­цу зем­ли, на­зна­чив пре­до­пре­де­лен­ные вре­ме­на и пре­де­лы их оби­та­нию, да­бы они ис­ка­ли Бо­га, не ощу­тят ли Его и не най­дут ли, хо­тя Он и не­да­ле­ко от ка­ж­до­го из нас. Ибо мы Им жи­вем, и дви­жем­ся, и су­ще­ст­ву­ем» (Де­ян 17, 24-28).  

 

От­прав­ные мо­мен­ты ме­ди­та­ции 

 

Как я мо­гу уз­нать о при­сут­ст­вии Бо­га в мо­ей жиз­ни? Что имен­но ме­ша­ет мне осоз­нать это при­сут­ст­вие? Где наи­бо­лее яв­ст­вен­но про­сту­па­ет Бо­же­ст­вен­ное при­сут­ст­вие? В со­кро­вен­но­сти мое­го бы­тия или же в чем-то дру­гом? На­при­мер, в по­все­днев­но­сти мо­ей жиз­ни, в бра­те «ма­лом» и ну­ж­даю­щем­ся, в при­ро­де, в ве­ли­ких со­бы­ти­ях ми­ро­вой ис­то­рии, в Сло­ве, в та­ин­ст­вах, в Церк­ви? Как мне быть для дру­гих до­б­рым при­ме­ром при­сут­ст­вия Бо­га? Кем для ме­ня яв­ля­ет­ся Бог? От­цом, Бра­том, Суп­ру­гом, или же Судь­ей и Гос­по­ди­ном, или же аб­ст­ракт­ным по­ня­ти­ем? Все­гда ли я ощу­щаю при­сут­ст­вие Бо­га? Ощу­щаю ли я его, ко­гда пре­бы­ваю во тьме гре­ха? Уве­рен ли я в том, что Бог все­гда лю­бит ме­ня, да­же ко­гда я это­го не за­слу­жи­ваю? Да­же ко­гда я ус­коль­заю от Его люб­ви? На­хо­жусь ли я в за­ви­си­мо­сти от мне­ния дру­гих лю­дей, или же мне важ­но толь­ко то, как по­смот­рит на ме­ня Гос­подь? В мо­мен­ты стра­да­ния, бо­лез­ни и оди­но­че­ст­ва ощу­щаю ли я бо­лее все­го Бо­же­ст­вен­ное при­сут­ст­вие? Чув­ст­вую ли я с еще боль­шей си­лой, что я сам из­на­чаль­но пре­бы­вал в Бо­же­ст­вен­ном серд­це, на­ря­ду с тем, что Бог пре­бы­ва­ет в мо­ем серд­це?  

 

Мо­лит­ва  

 

Бо­же, я хо­чу, что­бы Ты всмат­ри­вал­ся в ме­ня все­гда, я хо­чу быть от­кры­тым для лю­дей лю­дям, я хо­чу пред­стать пе­ред ни­ми в сво­ем ис­тин­ном ви­де. От­ны­не я не хо­чу из­бе­гать Те­бя. Я не хо­чу по­ла­гать­ся на са­мо­го се­бя, на свои си­лы и свои воз­мож­но­сти, ко­то­рые пе­ре­оце­ни­ваю. Ты - мое един­ст­вен­ное Бла­го. С са­мо­го ро­ж­де­ния и вплоть до са­мой смер­ти мои дни от­ме­че­ны зна­ка­ми Тво­ей люб­ви. От­крой мне гла­за, что­бы я мог их уви­деть. Про­сти ме­ня, ес­ли я час­то бы­ваю рас­се­ян и не за­ме­чаю Тво­ей улыб­ки, Тво­ей неж­но­сти, не за­ме­чаю Тво­их рук, про­стер­тых ко мне. Со­де­лай так, что­бы мои мо­лит­вы бы­ли ис­пол­не­ны под­лин­но­сти: чув­ст­ва, но не чув­ст­ви­тель­но­сти, си­лы, но не выс­прен­но­сти, ис­крен­но­сти, но не рез­ко­сти. Те­бе ве­до­мы мои мыс­ли. Мне не нуж­но ино­го до­ма, мне не нуж­но ино­го гнез­да, я ну­ж­да­юсь толь­ко в Тво­ей все­мо­гу­щей ру­ке - ру­ке От­ца. Твое при­сут­ст­вие не­на­вяз­чи­во. Ты пи­та­ешь птиц не­бес­ных и оде­ва­ешь ли­лии, не яв­ляя Се­бя. Ты не на­вя­зы­ва­ешь Се­бя, Ты не го­во­ришь о Се­бе. Нау­чи ме­ня мол­ча­нию. Нау­чи ме­ня, как уло­вить «лег­кое ду­но­ве­ние» Твое­го при­сут­ст­вия. Нау­чи ме­ня чут­ко­сти и скром­но­сти в от­но­ше­ни­ях с дру­ги­ми людь­ми. Со­де­лай, Гос­по­ди, что­бы я шел до­ро­га­ми ис­ти­ны, спра­вед­ли­во­сти, ми­ра, кро­то­сти, не­стя­жа­тель­ст­ва и, в кон­це кон­цов, при­шел в дом Твой. «Ты ис­пы­тал серд­це мое, по­се­тил ме­ня но­чью, ис­ку­сил ме­ня» (Пс 17, 3). Со­де­лай так, что­бы на­стал та­кой день, ко­гда бы я смог со­зер­цать Твое сияю­щее ли­цо, ведь сей­час я ви­жу Его смут­но. «Ми­лость Твоя пред мои­ми оча­ми, и я хо­дил в ис­ти­не Тво­ей» (Пс 26, 3).  

 

Со­зер­ца­ние 

 

Гос­по­ди, всю мою жизнь я улав­ли­вал толь­ко от­дель­ные чер­ты Твое­го ли­ца - ли­ца От­ца. Сей­час, пре­бы­вая в по­кое, я хо­чу вос­соз­дать в се­бе Твой об­раз. «Ты воз­ве­се­лил ме­ня, Гос­по­ди, тво­ре­ни­ем Тво­им; я вос­хи­ща­юсь де­ла­ми рук Тво­их» (Пс 92, 5). Ты при­сут­ст­ву­ешь здесь, Ты пе­ре­до мной. Ма­ло-по­ма­лу Твое ли­цо ста­но­вит­ся от­чет­ли­вым, и мои гла­за на­чи­на­ют ви­деть Те­бя. «До­ко­ле бу­дешь скры­вать ли­це Твое от ме­ня?» (Пс 13, 2). «Ты воз­жи­га­ешь све­тиль­ник мой, Гос­по­ди; Бог мой про­све­ща­ет тьму мою» (Пс 18, 29). «А я на Те­бя, Гос­по­ди, упо­ваю; я го­во­рю: Ты мой Бог. В Тво­ей ру­ке дни мои» (Пс 31, 15-16). «Серд­це мое и плоть моя вос­тор­га­ют­ся к Бо­гу жи­во­му» (Пс 84, 3). «Ны­не от­пус­ка­ешь ра­ба Твое­го, Вла­ды­ка, по сло­ву Твое­му, с ми­ром; ибо ви­де­ли очи мои спа­се­ние Твое» (Лк 2, 29-30).  

 

Мо­лит­вен­ное чте­ние Св. Пи­са­ния (Lec­tio di­vina) 

 

Вве­де­ние 

Вре­мя, пре­ду­смот­рен­ное для Lec­tio di­vina - око­ло од­но­го ча­са. Для со­вер­ше­ния Lec­tio di­vina не­об­хо­ди­мо вы­брать под­хо­дя­щее ме­сто - ча­сов­ню, ке­лью или ком­на­ту, - где ни­кто не по­ме­ша­ет чте­нию и мо­лит­ве. Пе­ред на­ча­лом мо­лит­вы сле­ду­ет при­нять удоб­ную по­зу (встать на ко­ле­ни или сесть), что­бы в даль­ней­шем не ме­нять по­ло­же­ния. Кро­ме то­го, на­до сде­лать все воз­мож­ное, что­бы об­рес­ти внут­рен­нюю ти­ши­ну: за­быть о буд­нич­ных  про­бле­мах, от­ре­шить­ся от мир­ских тре­вог и вол­не­ний. Все мыс­ли долж­ны быть об­ра­ще­ны толь­ко к Бо­гу. На­до по­чув­ст­во­вать се­бя на­еди­не с Ним. Для дос­ти­же­ния со­стоя­ния ду­хов­ной ти­ши­ны мож­но ис­поль­зо­вать Ии­су­со­ву мо­лит­ву: «Гос­по­ди Ии­су­се Хри­сте, Сы­не Бо­жий, по­ми­луй ме­ня, греш­но­го», - или ка­кие-ли­бо биб­лей­ские мо­лит­вен­ные об­ра­ще­ния. Не­об­хо­ди­мо по­ве­рить в при­сут­ст­вие лю­бя­ще­го и ми­ло­сти­во­го Гос­по­да и в то же вре­мя осоз­нать соб­ст­вен­ную гре­хов­ность, не­пра­вед­ность. По­сле это на­до с упо­ва­ни­ем вве­рить се­бя Хри­сту. 

 

Мо­лись Свя­то­му Ду­ху 

Пре­ж­де чем при­сту­пить к чте­нию Св. Пи­са­ния, по­мо­лись Свя­то­му Ду­ху, что­бы Он сни­зо­шел на те­бя, «от­крыл очи серд­ца твое­го» и дал те­бе уз­реть Лик Бо­жий в све­те ве­ры. Мо­лись с уве­рен­но­стью, что бу­дешь ус­лы­шан, ибо Гос­подь все­гда по­сы­ла­ет Свя­то­го Ду­ха то­му, кто Его при­зы­ва­ет со сми­ре­ни­ем и кро­то­стью. Мож­но мо­лить­ся та­ки­ми сло­ва­ми: Бо­же наш, Отец све­та, Ты по­слал в мир Сы­на Сво­его, Сло­во, став­шее пло­тью, да­бы явить се­бя нам, лю­дям. Нис­пош­ли Свя­то­го Ду­ха на ме­ня, что­бы я встре­тил Ии­су­са в сло­ве, ис­хо­дя­щем от Те­бя, что­бы я по­знал Гос­по­да луч­ше, а, по­знав, воз­лю­бил силь­нее и дос­тиг бла­жен­ст­ва Цар­ст­вия Твое­го. Аминь. 

 

Чи­тай Биб­лию 

  Биб­лия, ле­жа­щая пе­ред то­бой, это не обыч­ная кни­га: она со­дер­жит сло­во Бо­жие, и че­рез нее Бог хо­чет об­щать­ся с то­бой, лич­но с то­бой. Чи­тай вы­бран­ный фраг­мент вни­ма­тель­но, мед­лен­но, не­сколь­ко раз, ста­ра­ясь ус­лы­шать со­дер­жа­щие­ся в нем сло­ва всем серд­цем, всем ра­зу­мом, всем сво­им су­ще­ст­вом. Фра­зы, ко­то­рые те­бе осо­бен­но по­нра­ви­лись, вы­учи наи­зусть: они ста­нут пи­щей на пу­ти тво­ей жиз­ни. Внеш­няя и внут­рен­няя ти­ши­на долж­на со­про­во­ж­дать твое чте­ние и по­мо­гать те­бе слу­шать.